Использование лэпбука в детском саду для младших дошкольников
Что такое лэпбук?
Лэпбук – это сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского значит «наколенная книга»(Lap – колени, book – книга).
Лэпбук - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное, в занимательно-игровой форме.
Лэпбук предназначен как для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста так и для занятий группами.
Разновидности лэпбуков
В зависимости от назначения:
• учебные;
• игровые;
• поздравительные,
• праздничные;
• автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
• стандартная книжка с двумя разворотами;
• папка с 3-5 разворотами;
• книжка-гармошка;
• фигурная папка.
Организация материала:
• стандартные кармашки;
• обычные и фигурные конверты;
• кармашки-гармошки;
• кармашки-книжки;
• окошки и дверцы;
• вращающиеся детали;
• высовывающиеся детали;
• карточки;
• теги;
• стрелки;
• пазлы;
• чистые листы для заметок и т.д.
Чаще всего основой для лэпбука является твёрдая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.
В кармашках папки можно расположить: рассказы, сказки, игры, физминутки, дидактический материал, иллюстрации, загадки, стихи, картинки по составлению рассказа, опыты, схемы, алгоритмы, пословицы, поговорки и многое др.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Большой плюс данной работы в том, что создание лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. В создании лэпбука активное участие могут принимать родители воспитанников.
Лэпбук могут делать:
• Педагоги;
• Педагоги с детьми;
• Педагоги, дети и родители;
• Дети и родители;
• Родители
• Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.
Лэпбук "Домашние животные"
Сегодня я представляю вам свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей ясельной группы.
Тема моего лэпбука: «Домашние животные».
Цель: обобщение и систематизация знаний о разных видах домашних животных.
Задачи:
• Познакомить детей с ранее не изученными домашними животными.
• Закрепить уже имеющиеся знания о домашних животных
• Продолжать развивать мелкую моторику рук.
• Продолжать развивать речь детей третьего года жизни.
• Прививать любовь и заботу, по отношению к братьям нашим меньшим.
Игра – это основной метод обучения детей знакомства с окружающим миром, поэтому при изготовлении своего лэпбука я использовала игры для детей и картинки, чтобы заинтересовать в изучении темы.
В мой лэпбук входят следующие игры и задания:
1. Разрезные картинки.
2. Д. и. «Кто что ест?»
3. Д. и. «Назови правильно»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Сказки о домашних животных
6. Д. и. «Мама и детёныш»
7. Загадки
8. Стихи
9. Пальчиковый театр
Ожидаемый результат:
• Быстрое запоминание информации, стихов а также загадок.
• Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
• Проявление повышенного интереса к содержанию папки.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Развитие мышления, памяти, внимания.
• Обогащение словаря.
Следует отметить, что
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде, он:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами. Пособие несёт в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- доступен, его структура и содержание доступны детям;
- является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства.
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение Лэпбука для педагога:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение Лэпбука для ребенка:
- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий.
ЛЭПБУК- это игра, познание и творчество!
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук –«наколенная книга» Журнал Обруч № 4 2015 год.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
Рекомендуем посмотреть:
Лэпбук для детского сада: Деревья нашего участка: Вишня
Лэпбук для дошкольников своими руками
Лэпбук "Космос" для подготовительной группы детского сада
Лэпбук своими руками для дошкольников в детском саду