Конспект занятия в дополнительном образовании "Вязание крючком с бисером. Воздушный браслет"
Цель: развитие творческих способностей детей через изучение технологии вязание крючком с бисером.
Задачи:
1. Научить простейшему способу вязания крючком с бисером.
2. Продолжить воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности.
3. Продолжить развитие творческой фантазии, художественного вкуса.
Тип урока: комбинированный – теоретическая и практическая части.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, демонстрационный, практический, наглядный, продуктивный.
Методическое обеспечение занятия: презентация, заготовленный материал для изготовления браслета.
Материалы и инструменты: леска, бисер, бусины, штифты, обжиматель, застёжка, крючки, ножницы, круглогубцы, цветочки из цветного картона.
План занятия
I. Организационный момент. 1 – 3 мин.
II. Теоретическая часть. 15 мин.
1. Актуализация знаний.
III. Практическая работа. 1 ч 20 мин.
III*. Физкультминутка. 1 – 2 мин. (проводим через каждые 20 минут занятия).
IV. Подведение итогов. 3 - 5 мин.
V. Домашнее задание. 3 – 5 мин.
VI. Мини-выставка.
Ход занятия
I. Здравствуйте дорогие девочки. У нас сегодня необычное занятие, на занятии присутствуют гости. Давайте поработаем сегодня, как всегда, в темпе и не будем отвлекаться. У нас сегодня новая тема. Я просила вас принести бисер № 8 или № 10. Может, кто сообразит, как тема занятия будет звучать?
- Правильно: Вязание с бисером.
1. Актуализация знаний через беседу.
– Кто знает бисер - что это такое?
Ответы детей: - Это стеклянные шарики с отверстиями внутри.
- Из чего сделан бисер?
- Из стекла.
- А как появился первый бисер и где? Как вы думаете, как он выглядел?
- Очень давно, более 4000 лет назад.
И самый первый бисер был огромным. По длине размер бусинок доходил до 3 – 5 сантиметров. Именно такие самые древние стеклянные бусины нашли археологи в египетском городе Фивы. По этой находке археологи сделали вывод, что родиной бисера является Египет.
- А вы знаете какие-нибудь легенды о зарождении стекла?
По одной из легенд, моряки, которые везли соду, обложили ею костёр, а наутро нашли в углях гладкий, твёрдый и прозрачный камень. Так появилось стекло, а потом из стекла первый бисер.
Первоначально изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из костей, зубов животных, раковин моллюсков, камней и защищали древних от злых духов.
Изготовление украшений из бисера получило быстрое распространение и стало предметом торговли и показателем богатства. По мере распространения стеклоделия, расширялась и территория изготовления бисера – Рим, Византия, Греция, Александрия. Везде бисер считался символом богатства, а владельцы бисера – состоятельными людьми. Например, за нитку бисера в древней Африке можно было купить раба. Для финикийцев это была возможность меновой торговли по Средиземноморскому побережью. В Месопотамии принадлежность к состоятельным слоям подтверждалась наличием и количеством бисера.
И само слово «бисер» произошло от арабского слова «бусра». И означает это не что иное, как бусинка с отверстием. Но в разных странах бисер имеет своё название: В Эфиопии - это чале, в Болгарии и Молдове – згарды, гарданы, а в России – ожерелки, цепочки, фенечки.
Людское любопытство и желание поэкспериментировать всегда служили источником преобразований. Бусины в то время изготавливали так: готовили стеклянную массу, окрашивали её, затем наплавляли на кварцевый или каменный стержень. Из бусин делали амулеты, украшали одеяния умерших, преподносили богам в качестве даров, а фараоны носили такие бусины в оправе из золота. Размер бусин со временем становился всё меньше и меньше.
С 13 века нашей эры главным центром по производству бисера стала Венеция. Стеклоделы собрали весь предыдущий опыт обработки стекла , постоянно совершенствовали своё мастерство, а секреты своего мастерства хранили в строжайшей тайне. В 15 веке венецианские мастера придумали новый способ изготовления бисера: сначала они отливали полые трубочки, а затем разрезали их на мелкие кусочки бусинам округлую форму путём шлифовки. Венеция оставалась главным центром по производству бисера ещё очень долгое время. Стеклоделы являлись уважаемыми людьми и пользовались различными привилегиями, а технология изготовления стекла охранялась законом. Венецианский бисер стал известен на весь мир. А в 19 веке здесь же впервые бисер стали изготавливать машинным способом, вследствие чего он стал доступен не только богатым людям.
В тоже время (19 век) бисер стал очень популярным и в России. В церквях бисером расшивали иконы и одежды священнослужителей. Женщины украшали свои наряды, делали бусы, пояса, расшивали головные уборы, обувь. Чем изысканней был расшит наряд, тем богаче считалась невеста. А если девушка из богатой семьи умела сама расшивать бисером, считали, что она хорошо воспитана.
- А кто первым в России научился изготавливать бисер?
Первым в России изготавливать бисер научился М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом в 1752 году. Для «делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок, стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Таким образом, на Руси началась история бисера. У нас стали изготавливать гранёные камни
и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стёкла для мозаики.
В России искусство бисероплетения получило название низание. Низание позволяло заработать бедной девушке на хлеб и скрасить долгие вечера светской даме. Маменьки гордились, если дочка владела искусством бисероплетения. А монашки расшивали богатым бисерным узором убранства церкви. Да и современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и затейливые украшения для нежных девушек.
Вот такая она – маленькая бусинка – простая и загадочная, древняя и современная.
Но современный бисер отличается особым многообразием. Бисер различен не только по размеру, но и по цвету, декору и форме.
Сегодня мы тоже начнём учиться вязать с бисером, чтобы не отставать от всего современного мира. Мы с вами выполним Воздушный браслет.
- Кто мне скажет, что является основой при вязании крючком?
- Основой является цепочка из воздушных петель.
III. Практическая работа.
1. На леску нужно нанизать бусины длиной, примерно, 1,5 м. Цветовую гамму каждый подбирает сам. Либо это будет бисер ассорти. Он подойдёт к любому вашему туалету. Или вы выбираете определённый цвет и нейтральный (например, белый).
2. Измеряем запястье: Оз +2 см и умножаем на 7.
3. Нам нужно связать цепочку из воздушных петель получившейся длины, в которой: через 2 петли пододвигаем бисеринку и провязываем ещё 2 петли.
4. Цепочку закрепить булавками, сложив её в 5 - 7 лент.
5. Ленты скрепить с одной стороны шкивом и спрятать место соединения в обжиматель, надеть бусину и загнуть штив круглогубцами, присоединив.
6. Вторую сторону оформляем аналогично.
III*. Физкультминутка.
Мы вязали, мы вязали
Наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Упражнения для глаз, зрительная гимнастика
Выполнять сидя.
Упражнение 1. Поднять глаза вверх и порисовать на потолке облака различной формы.
Упражнение 2. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы на счёт 10 – 15.
IV. Подведение итогов.
А теперь давайте ответим на несколько вопросов:
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Чему научились?
- Как вы думаете - пригодятся вам эти знания и умения в дальнейшем?
- Ответы детей.
Рефлексия
Перед вами 3 цветочка:
красный – если занятие очень понравилось;
синий – если занятие не очень понравилось;
чёрный – если занятие совсем не понравилось.
V. Домашнее задание
1. Дома по желанию можете выполнить еще такой браслет для сестрёнки или подруги или для себя, но в другой цветовой гамме.
2. На следующем занятии мы будем вязать с бисером столбиками без накида и столбиками с накидом по желанию либо чехол на телефон, либо пенал, кошелёк, косметичку… Вы должны принести моток ниток « Ирис», иглу и бисер №8 или № 10, либо в тон нитям или контрастного цвета.
VI. Мини-выставка
Сейчас устроим мини – выставку и сфотографируем наши изделия.
Давайте выберем:
- Какое, по вашему мнению, самое аккуратное изделие.
- А какое самое красочное изделие.
Занятие закончено. Вы хорошо поработали. Всего доброго.
Рекомендуем посмотреть:
Крокодил из бисера своими руками. Мастер-класс с фото
Ангел из бисера детскими руками в подарок на Рождество. Мастер-класс с пошаговыми фото
Козочка из бисера. Схема. Пошаговый мастер-класс
Поделки из бисера к Новому году. Схемы. Мастер-класс с фото