Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие ассоциативного мышления на уроках литературы

Мастер-класс с презентацией "Развитие ассоциативного мышления на уроках литературы"
Автор: Гуськова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «ПОШ №10 им. А. Лисниченко»
Цель: презентация опыта освоения и применения метода построения ассоциативных связей на уроке литературы
Задачи мастер-класса: распространение педагогического опыта, самореализация и стимулирование роста творческого потенциала педагогов.
Методические цели:
1. Познакомиться с методикой ассоциативного мышления.
2. Познакомиться с методом ассоциативного анализа стихотворения как основы интерпретации поэтического текста.
3. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов.
4. Наметить пути использования метода в собственной педагогической деятельности.
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы
Ход работы
I этап. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Для начала я предлагаю вам несколько картинок, посмотрите на них и скажите, что на них зашифровано. (Собака на сене, старик и море, след в истории, полцарства за коня) А какие ассоциации вызывает у вас контур африканского континента? (череп) (Слайд 2-4)

Мы видим, что образ, слово включает собой целую цепочку мыслей, пробуждает память, подключает эмоции. Это явление называется «ассоциация». Основной своей задачей я считаю создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, имеющую твердую жизненную позицию. Итак, тема моего мастер-класса - «Развитие ассоциативного мышления на уроках литературы» (Слайд 5)

II этап. Этап подготовки к сознательному усвоению материала
Что же такое ассоциация? Кто может сказать? Можно даже одним словом.
Ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие, например, в ответ на слово. (Слайд 6)
Органы чувств передают сигналы мозгу, запечатлевшему их в виде следов памяти - фактов восприятия. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам). Ассоциации также бывают зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, вкусовые. (Слайд 7)

Приведу пример самой простой ассоциативной структуры: если спросить русского человека быстро назвать на слово поэт любое слово, он почти наверняка скажет Пушкин. По существу, дан стимул, а в ответ получена реакция на этот стимул (известно, что на стимул поэт реакцию Пушкин в русской аудитории дают примерно 90 человек из 100). (Слайд 8)

Работая над поэтическим текстом, я стараюсь найти приемы работы, благодаря которым можно достичь наилучших результатов на уроках, в то время как учащиеся:
• с трудом анализируют стихотворение,
• не всегда правильно выражают свою мысль,
• мало читают,
• не могут постичь высокую поэзию,
• не замечают красоты окружающего мира.

Эти факты и другие привели к мысли о том, что необходимо помочь детям научиться чувствовать художественное произведение

И сегодня я вам продемонстрирую, как можно с помощью ассоциаций, используя органы чувств проанализировать лирическое произведение.

III этап. Демонстрация приемов работы
Я сейчас приведу ассоциативный ряд, а вы мне скажите, о каком поэте и писателе идет речь
Поэт, Бородино, парус, Михаил, Пятигорск, туча, Печорин, поэма. (Слайд 9)
Правильно, это М.Ю. Лермонтов.

Сегодня я вам покажу методику ассоциативного мышления на примере анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Посмотрите на экран и скажите, какое стихотворение Лермонтова зашифровано в этих иллюстрациях?
Верно, «Когда волнуется желтеющая нива».

Я думаю, что все читали это стихотворение, но все же давайте прочтем это стихотворение вместе, чтобы последующая работа над его анализом была как можно продуктивнее.
Итак, «Когда волнуется желтеющая нива».

Когда волнуется желтеющая нива (Слайд 10)
И свежий лес шумит при звуке ветерка, (Слайд 11)
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка; (Слайд 12)

Когда росой обрызганный душистой, (Слайд 13)
Румяным вечером иль утра в час златой, (Слайд 14)
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой; (Слайд 15)

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон, (Слайд 16)
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —(Слайд 17)

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —(Слайд 18)
И счастье я могу постигнуть на земле, (Слайд 19)
И в небесах я вижу бога... (Слайд 20)
В основу чтения стихотворения положена технология развития памяти – мнемотехника. Она представляет собой видеоряд, который помогает быстрее и лучшее запомнить прочитанное. (Слайд 21)
Сейчас мы попробуем проанализировать это стихотворение с помощью нашего воображения, подключив зрительные, обонятельные и слуховые ассоциации. В этом мне поможет моя фокус-группа.
Мы будем читать стихотворение по строфам, находить в них ключевые слова. Именно из этих слов у нас должны будут сформироваться ассоциативные образы.

Вашему вниманию 1 строфа.
Чтобы лучше представить изображаемую поэтом картину, я предлагаю вам закрыть глаза. (Слайд 22)
Какие картины природы изобразил автор в первой строфе? (ниву, лес, сливу, листок)

Текст строфы Возникающий образ
Когда волнуется желтеющая нива нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка, лес,
И прячется в саду малиновая слива слива, сад
Под тенью сладостной зелёного листка, тень, листок
Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.
Представьте себя художниками, вы рисуете пейзаж, который изображен в первой строфе. Скажите какие краски вы будете использовать? (желтый, малиновый, зеленый).
Давайте создадим картину природы, которая изображена в этом произведении. Что мы уже мы можем изобразить, исходя из прочитанного?
Давайте обратимся ко 2 строфе. (Слайд 23)
Текст строфы Возникающий образ
Когда росой обрызганный душистой душистая роса
Румяным вечером иль в утра час златой, румяный вечер
Из-под куста мне ландыш серебристый золотой час
Приветливо качает головой; серебристый ландыш

Какие картины природы нарисовал поэт во второй строфе? (росу, вечер, утро, ландыш)
Роса какая? А вечер? А каким ландыш предстает?
Из этого мы можем сделать вывод, что природа одухотворена, многообразна.
Какие краски мы здесь используем? (розовый, золотой, серебристый)
Чем мы дополним нашу картину? (Слайд 24)

Текст строфы Возникающий образ
Когда студёный ключ играет по оврагу студёный ключ
И, погружая мысль в какой-то смутный сон, смутный сон, овраг
Лепечет мне таинственную сагу таинственная сага
Про мирный край, откуда мчится он, — мирный край

Что же изобразил поэт в 3 куплете, давайте узнаем.
Какие картины природы изобразил поэт в третьей строфе? (ключ)
В этом куплете природа общается с человеком.
Какой цвет вы используете для изображения ключа? (голубой)
Давайте изобразим ключ на нашей картине!
Посмотрите на нашу картину. А теперь скажите, пожалуйста, увидели ли вы стихотворение Лермонтова? (да) А можете ли вы его услышать? (Да)
Какие звуки мы можем услышать? (шум нивы, шум леса, журчание ручья).
А говорит ли поэт в стихотворении о запахах? (нет)
Но мы можем пофантазировать. Какие запахи вы можете почувствовать, когда попадете в то местом, которое изображено на картине? (В природе пахнет разнотравьем, сливой, свежестью, мокрой травой, ландышем)

Посмотрите еще раз на нашу картину. На ней мы можем не только увидеть прекрасную природу, но и услышать шум нивы и леса, журчанье ручья и даже почувствовать запах свежей травы и прекрасных ландышей.

Теперь мы можем полностью погрузиться в то место, которое описал Лермонтов и приблизится к чувствам лирического героя.

А каким вы представляете лирического героя, который делится с нами своими чувствами? Чтобы это узнать, давайте прочтем последнюю строфу.

С какой интонацией нужно ее читать? Выберите из этого ряда слов нужное, ключевое. (Слайд 25)
На доске:
горечи
восхищения
обвинения
гнева
спокойствия
удивления
размышления
убеждения

Давайте прочтем последнюю строфу (Слайд 26)

Текст строфы Возникающий образ
Тогда смиряется души моей тревога, тревога души
Тогда расходятся морщины на челе, — морщины
И счастье я могу постигнуть на земле, счастье, земля
И в небесах я вижу Бога… небеса, Бог

В этом куплете Лермонтов переход от мира природы к душе человека.
Природа покоряет человека своей красотой и гармонией.
Поэт убеждает нас в том, что природа успокаивает нас, обновляет измученную душу человека, может излечить, заставить забыть о тревогах. (Слайд 27)

IV этап. Итог
Итак, сегодня я вам показала, как можно с помощью зрительных, обонятельных, слуховых ассоциаций понять глубину лирического произведения.

Если вы будете пользоваться данной методикой ассоциативного мышления, даже самый неуспевающий ученик волей-неволей прочувствует произведение и лирического героя.

А закончить свое выступление я хотела бы словами Е.Леонова: «Счастливый тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой». Желаю вам всегда оставаться счастливыми людьми. (Слайд 28)
Скачать Мастер-класс "Развитие ассоциативного мышления на уроках литературы"
Презентация на тему: Мастер-класс "Развитие ассоциативного мышления на уроках литературы"

Рекомендуем посмотреть:

Литературное творчество школьников Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Формирование патриотизма и гражданственности у школьников Как определить стихотворный размер
Участник №85 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2020 года
Опубликовано: 1686 дней назад (10 апреля 2020)
Просмотров: 2659
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Ольга Валерьевна Прохорова # 12 апреля 2020 в 14:20 +1
Наталья Владимировна! Нахожусь в немом восхищении. Такая трудная тема, с которой можно справиться только после неоднократной подготовки! Чёткое оформление работы, презентация - это высший пилотаж! Беру себе в закладки, чтобы ещё подумать в спокойном состоянии. Рада за Ваших учеников. Примите мой голос.
Наталья Владимировна Гуськова # 12 апреля 2020 в 16:57 +1
Благодарна за высокие отзывы! Очень приятно)))
Ирина Владимировна Жабина # 12 апреля 2020 в 18:11 +1
Наталья Владимировна, добрый вечер! Интересная публикация, раскрывающая методику ассоциативного мышления. Следуя Вашим инструкциям, получилось прочувствовать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Развивать ассоциативное мышление очень даже полезно. Представленные приемы научат учащихся создавать ассоциации и систематизировать материал для лучшего запоминания. С уважением и голосом 3, И.В.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 13 апреля 2020 в 05:38 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
С удовольствием познакомилась с Вашим материалом. Вы правы, в современном мире дети мало читают, игровая зависимость детворы не оставляет свободного времени для чтения, прогулок: сложно достучаться до ребёнка, показать красоту природы и магию слова. Развивая ассоциативное мышление на уроках литературы, вы учите при помощи слова раскрывать поэтические образы. Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 14 апреля 2020 в 12:39 +2
Голос! Спасибо за увлекательный и качественный мастер-класс. Цель и задачи достигнуты. Материал пригодиться многим педагогам. Удачи в творчестве!