Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Инсценирование песни «На безымянной высоте» в детском саду

Из опыта работы над театрализованной песней с детьми подготовительной группы ДОУ
Автор: Салихова Елена Николаевна, музыкальный руководитель ГБДОУ "Детский сад № 89" города Севастополя
Цель: воспитание патриотизма
Задачи: пополнить музыкальный репертуар дошкольников патриотической песней, прославляющей подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне; развивать музыкально - творческие способности ребят; воспитывать чувство благодарности к героям, победившим врага и отстоявшим мирную жизнь.
Материал предназначен для музыкальных руководителей, работающих с детьми седьмого года жизни, учителей музыки, педагогов, решивших инсценировать с ребятами песню военной тематики.

Описание
Инсценированная или театрализованная военная песня не частая гостья в детском саду. Этому есть объяснение. Словосочетание «военная песня» говорит само за себя. Военная, значит достаточно серьёзная по содержанию, сложная для восприятия, чаще всего имеющая много вокальных и интонационных сложностей. Тем не менее в последнее время в связи с поиском новых форм патриотического воспитания всё чаще стали организовывать конкурсы инсценированной военной песни не только для школьников, но и для ребят дошкольного возраста. Музыкальные руководители в этом случае оказываются в очень сложной ситуации. С одной стороны, требуется качественно подготовить концертный номер, с другой, чаще всего дети не готовы ни в музыкальном, ни в эмоциональном аспекте для такой работы. В связи со сложностью подготовки, многие делают танцевальные композиции с введением небольшого вокального цитирования. Считаю это совершенно не верным подходом. Если уж это инсценированная песня, то её в первую очередь нужно петь, причём качественно и от начала до конца. Инсценировка же должна вытекать из возможностей воплощения её детским коллективом. Здесь основополагающим является глубокий анализ как самого произведения, которое берётся для инсценирования, так и чёткое понимание главной заповеди: «не навреди» (я имею ввиду возможности детского голоса). Поэтому, когда нам пришло приглашение для участия в Конкурсе инсценированной песни «Во славу Отечества», в котором впервые принимали участие ребята – дошкольники (до этого момента этот конкурс был рассчитан только на школьный контингент), мы приняли решение лишь после тщательного взвешивания собственных возможностей.

О детях, участвующих в инсценированной песне
Группа ребят, с которой предстояла работа, была, как говорят, «очень сильной». С этими детьми на протяжении длительного времени велась работа по патриотическому воспитанию уже со средней группы. В их музыкальный репертуар входили достаточно серьёзные в музыкальном и содержательном плане произведения. В группе было много ребят с высоким уровнем музыкального и, в частности, вокального развития. Вокальный диапазон почти у всех был больше октавы. Именно поэтому я решила взять для нашего исполнения столь сложную песню «На безымянной высоте». Даже по времени исполнения это произведение уже является неординарным для дошкольников. С фортепианным аккомпанементом оно звучит почти 3 минуты (обычная песня для подготовительной группы поётся примерно минуту - полторы), а под фонограмму оно идёт больше четырёх минут. Но здесь на помощь приходят красивые оркестровые проигрыши, во время которых голос отдыхает. И всё же, беря в репертуар это замечательное, глубокое по содержанию произведение, авторами которого являются поэт – фронтовик Михаил Львович Матусовский и прекрасный композитор – мелодист Вениамин Ефимович Баснер, я прекрасно понимала, что нам с ребятами придётся взять свою «высоту», если мы хотим достойно выступить.

О подготовке
Вначале мы с ребятами неоднократно слушали песню в исполнении Льва Барашкова, её первого исполнителя. Поскольку Матусовский является автором стихов одной из самых наших любимых песен «Вместе весело шагать», то с этого факта мы и начали разговор об этом замечательном человеке и поэте. Я рассказала ребятам о том, что Михаил Львович почти с первых дней войны был на фронте, о том, что уже в 1943 году он за боевые заслуги был награждён, орденом «Красной Звезды», а в год окончания Великой Отечественной войны орденом Отечественной войны первой степени. Показала ребятам фронтовую и послевоенную фотографию автора слов песни.

От фронтовых будней поэта, мы перешли непосредственно к содержанию нашей песни. Ребята узнали: будучи фронтовым корреспондентом, Михаил Львович описывал подвиги, совершённые его боевыми друзьями. Некоторые из этих подвигов легли в основу написанных им замечательных стихов. Слова песни, которую мы собираемся выучить, не выдуманные, а рассказывают о настоящем подвиге наших бойцов, которые защищая высоту до прихода наших войск, почти все погибли в этом бою. Их было 18. Осталось в живых только двое. У поэта было написано трое, но это была не его вина. Такими были первоначальные сведения с фронта. Я объяснила ребятам, что несмотря на то, что в песне рассказывается о подвиге, который совершили воины - сибиряки, поэт хотел своими стихами рассказать о подвиге всех, кто защищал нашу землю от врага. Сочиняя стихи к песне он "вспомнил сражения за все безымянные высоты, о которых (…) пришлось слышать и писать». «Вспомнил я и подвиг восемнадцати сибиряков, для которых Безымянная высота стала их Сталинградом, их битвой за Москву, битвой за Берлин, за нашу Победу",- вспоминал Матусовский.

Смысловое содержание песни, её характер являются тем стержнем, на который опирается инсценировка. Считаю основополагающим моментом качественное интонационно – вокальное исполнение песни. Поэтому вначале мы разучили песню все вместе, как и положено, под фортепиано, устраняя малейшие неточности. Затем стали работать с фонограммой, не забывая периодически контролировать исполнение под фортепиано. Затем была выделена группа детей, которые исполняли произведение наиболее точно попадая в ноты и в фонограмму, что очень сложно.

Глубокое понимание песни является залогом её успешного исполнения. Поэтому мы с ребятами много беседовали о содержании данного произведения. Я рассказала им о героях Безымянной высоты, показала их фотографии. Мы рассматривали картины и фотографии военной хроники, которые могли служить иллюстрациями содержания данной песни. Презентация содержит материалы, которые были использованы в работе и стали основой для создания видео – презентации для выступления.

В ходе подготовки мы уделяли внимание буквально каждой строчке и даже слову по содержанию песни. А таких слов и словосочетаний оказалось немало. Например, нужно было объяснить, что это за «мессеры», которые кружили, почему «было видно, словно днём», что такое «землянка в три наката» и «перекрёстный артогонь». Как нужно было любить Родину, чтоб не задумываясь отдать свою жизнь, защищая маленький клочок родной земли.

Главным режиссёром – постановщиком была я сама, но ребята настолько прониклись содержанием этого замечательного произведения, что и сами предлагали варианты исполнения определённых частей песни.

Справедливости ради замечу, что эти предложения в основном остались как учебные варианты, что совершенно не умаляет их важности в общем воспитательном процессе.

Было желание создать яркую иллюстрацию описанных в песне событий, подкреплённую эмоциональным исполнением песни. Для этого ребята были разделены на две группы, которые мы условно для удобства обозначили как «певцы» и «бойцы». Хотя и те, и другие были и «бойцами», и «певцами», но нагрузка на одних была больше вокальная, а на других драматическая, артистическая.

Чтобы наша инсценировка являла собой не просто концертный номер, а стала мини спектаклем, рассказывающим о нашем личном отношении к войне и миру, я ввела цитату (первый куплет) из песни «Вставай страна огромная». Эту песню дети не пели, а просто выполняли под её фонограмму определённые действия. В связи с тем, что эта песня так же была использована в процессе инсценировки, мы с ребятами слушали её на музыкальном занятии со словами, провели беседу о её содержании.

Для заключения инсценировки была выбрана цитата из стихотворения Александра Твардовского «Я знаю, никакой моей вины». Поскольку эти замечательные стихи не могли совершенно точно попасть в концепцию номера, мне пришлось добавить к ним несколько слов.

Для выступления все ребята были одеты в военную солдатскую форму, которая помогла ребятам создать воистину неповторимый патриотический настрой и буквально «войти в образ» наподобие взрослых артистов.

Атрибуты: большой красный флаг, детские автоматы, пистолеты, муляжная граната, солдатская каска, гирлянды цветов, шифоновые красные платочки 30 см на 30 см.
Ход инсценировки
Композиция «На безымянной высоте», музыка В. Баснера, слова М. Матусовского Слайд № 2

Без музыки строевым шагом выходят дети – «певцы», встают слева, ближе к зрителям.
Звучит фонограмма первого куплета песни «Вставай страна огромная».

Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой.
(Из боковой кулисы строем по два человека выходят дети – «бойцы», останавливаются, чётко разворачиваются спиной к гостям.)
С фашистской силой тёмною, (Отводят левую руку в сторону.)
С проклятою ордой! (Чёткий разворот на зрителя и приседают на одно колено.)
Пусть ярость благородная (Поднимается самый высокий мальчик.)
Вскипает, как волна! (Встают дети заднего ряда.)
Идёт война народная, (Встают дети первого ряда. Выходит мальчик в «плащ – палатке» с красным знаменем, делает проходку по залу, встаёт в шеренгу к остальным певцам.)
Священная война. Выпад вперёд, руки отведены чуть назад.
(Аккорды вступления к песне «На безымянной высоте»)

Дымилась роща под горою. (Слайд № 3)
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только двое
(«Бойцы» приседают на колено, кроме двух мальчиков, которые остаются стоять вполоборота друг к другу. )
Из восемнадцати ребят. (Слайд № 4)
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте. (Слайд №5)

(На проигрыш «бойцы» встают.) (Слайд № 6)
Светилась, падая, ракета,
(На слово «ракета» дети поднимают одну руку вверх («певцы» – правую, «бойцы» – левую)
Как догоревшая (сжимают кулачок) звезда. (Подносят руку к груди.)

Кто хоть однажды видел это, (Обе руки в стороны.)
Тот не забудет никогда. (Слайд № 7)

Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те - «Бойцы» делают выпад вперёд.
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте. (Слайд №8)

(Слайд № 9)
Над нами «мессеры» кружили,
(«Бойцы» изображают «мессеры, поднимая правую руку по диагонали к левой, а затем меняя их местами»)
И было видно, словно днём. (Все дети поднимают две руки вверх.)
Но только крепче мы дружили (Все опускают руки вниз и сжимают в кулачки.)
Под перекрёстным артогнём. ( Руки со сжатыми кулачками скрещивают перед грудью.) (Слайд № 10)

И как бы трудно ни бывало,
(Дети – «бойцы» берут «оружие» и изображают «бой» - до конца второго куплета.)
Ты верен был своей мечте. (Слайд № 11)
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте. (Слайд № 12)
(На проигрыш дети - «бойцы» уходят в боковую кулису, остаются только два мальчика.)
Мне часто снятся все ребята - (Руки в стороны.)
Друзья моих военных дней. (Слайд № 13)

Землянка наша в три наката, (Один мальчик – «боец» поднимает вверх «гранату», а другой приседает на колено и делает вид, что стреляет из «автомата». В это время из боковой кулисы выходит мальчик, который выносит солдатскую каску и положив её на пол встаёт рядом с другими мальчиками.) (Слайд № 14)
Сосна сгоревшая над ней. (Знаменосец подходит к группе мальчиков.)

Как будто вновь я вместе с ними (Выходят девочки с гирляндами цветов и красными платочками, встают на одно колено и делают взмахи платочками вверх - вниз, изображая «Вечный огонь, центром которого является солдатская каска.)
Стою на огненной черте. (Слайд № 15)

У незнакомого посёлка, (Слайд № 16)
На безымянной высоте. (С последними аккордами песни дети – певцы разворачиваются в сторону «Вечного огня» и встают на колено, опустив голову. Затем поднимается только один ребёнок, который говорит слова.)
Ребёнок
«Я знаю, никакой моей вины в том, что герои не пришли с войны.
В том, что они: кто старше, кто моложе - остались там. Но не о том тут речь.»
Я говорю себе, всем нам: нет ничего дороже, чем мир. (Все дети быстро встают )
Все Давайте мир беречь! (Слайд № 17)

В этом конкурсе мы заняли второе место и завоевали симпатию присутствующих зрителей. Прилагаю фотографии с предварительного отбора конкурса «Весна Победы», в котором мы тоже приняли участие. Эта инсценировка была включена и в утренник, посвящённый Дню Победы.
Презентация песни «На безымянной высоте»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника посвященного Дню великой Победы в подготовительной группе детского сада Сценка к 9 мая - День Победы детей для подготовительной группы Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: День Победы Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Дни воинской славы

Похожие статьи:

Тексты песен к 9 мая для школьников

Участник №65 творческого конкурса для детей и педагогов «75-летию Великой Победы посвящается...» с 20 февраля по 20 мая 2020 года
Утренник в честь Дня Победы для детей подготовительной группы. Сценарий | Сценарий утренника к 9 мая в детском саду. День Победы в подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 1634 дня назад (16 мая 2020)
Просмотров: 7457
+13
Голосов: 13
Валентина Петровна Чурепкина # 16 мая 2020 в 13:37 +7
Материал интересный, достойный внимания и уважения! Такой музыкальный репертуар, прославляющей подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне, всегда пригодится педагогам, решившим инсценировать с ребятами песню военной тематики. Фотоматериалы служат прекрасным дополнением данного методического материала. Как прекрасно смотрятся ваши ребята в военной солдатской форме. Отдаю голос за отличную работу. С уважением, В.П.
Елена Николаевна Салихова # 16 мая 2020 в 14:12 +6
Я Вам пишу приглашение. а Вы Валентина Петровна, уже познакомились с моей работой и такие замечательные слова нашли в её поддержку. Спасибо Вам огромное!
Светлана Константиновна Бычкова # 16 мая 2020 в 14:57 +7
Добрый день,Елена Николаевна! Ознакомилась с вашим материалом из опыта работы над театрализованной песней "На безымянной высоте",очень ценный материал, прославляющий подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне и воспитывающий чувство благодарности к героям, победившим врага. Возьму на заметку!Голос!
Елена Николаевна Салихова # 17 мая 2020 в 23:43 +2
Уважаемая Светлана Константиновна, сердечное спасибо за высокую оценку моей публикации.
Ирина Юрьевна Ручина # 16 мая 2020 в 19:07 +7
Здравствуйте, Елена Николаевна! Спасибо за приглашение. Очень интересный материал. Дети, МОЛОДЦЫ!!! Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос
Елена Николаевна Салихова # 17 мая 2020 в 23:54 +2
От всей души благодарю Вас, уважаемая Ирина Юрьевна, за добрые пожелания и за Ваш голос.
Ирина Викторовна Ануфриева # 17 мая 2020 в 22:02 +3
Елена Николаевна, спасибо за публикацию, которая у детей воспитывает чувство благодарности к героям, победившим врага и отстоявшим мирную жизнь.
С удовольствием ГОЛОСУЮ и беру себе в копилочку.
Фотографии детей в военной форме так трогают (мы тоже, наконец-то, в этом году приобрели детям форму, но выступить так и не пришлось...).
Елена Николаевна Салихова # 17 мая 2020 в 23:50 +2
Поддержка таких опытных коллег как Вы, уважаемая Ирина Викторовна, ценна и приятна. Спасибо, что нашли возможность познакомиться с моими раБотами и за Ваши комментарии.
Мария Андреевна Колибабчук # 19 мая 2020 в 15:24 +2
Здравствуйте, Елена Николаевна!Ваша публикация инсценировка песни " На безымянной высоте" способствует становлению патриотизма с ранних лет, в частности в старшем дошкольном возрасте. Чувство гордости за подвиги наших дедов и прадедов не дает забыть песни военных лет. Проникновенная песня "На безымянной высоте", равнодушным не ставит многих, поэтому ребята постарались и не зря отстояли свою "высоту". Просматривая слайды к песне, я невольно пропевала слова, и сердце начинало "щемить", т.к. песня душевная, и тяжелая.
Дети, однозначно, молодцы,и Вы, Елена Николаевна, большое дело делаете! Спасибо за ваш труд!
Елена Николаевна Салихова # 19 мая 2020 в 22:02 +2
Уважаемая Мария Андреевна, я Вам очень благодарна за комментарий и, в частности за то, что отметили важность презентации.
К этому выступлению было сделано несколько презентаций. Представленная была рабочей для занятий с детьми, чтобы во время пения они могли "вживаться в образ". Раскрою ещё один секрет подготовки. Кроме концертного варианта выхода детей, мы практиковали исполнение "в зеркальном отражении", то есть лицом к мультимедийному экрану, чтобы кадры, иллюстрирующие песню, были не за спиной у ребят, а прямо перед глазами. Это давало очень хороший результат. Концертное выступление проходило под видео презентацию, которая ещё больше усиливала эффект сиюминутности происходящего.
Спасибо и за Вашу искреннюю поддержку работы!
Тамара Александровна Новичкова # 19 мая 2020 в 20:16 +3
Добрый вечер, Елена Николаевна! Прочитав публикацию инсценировки песни " На безымянной высоте", хочется отметить
профессиональный, творческий подход к составлению сценария и проведению такого замечательного мероприятия. Вами проделана большая подготовительная работа. Вы выбрали серьёзную песню военных лет и попытались донести до своих воспитанников её содержание, показали подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. С дошкольного возраста воспитываете чувство благодарности к героям, победившим врага и отстоявшим мирную жизнь. По лицам детей видишь, как серьёзно они отнеслись к своему выступлению, с какой гордостью они исполняют песню. Они сумели воплотиться и стать маленькими героями того времени. Впечатляет солдатская форма. Публикация оформлена по всем правилам сайта, отличный фотоматериал даёт возможность воочию увидеть прекрасное выступление детей. Такое мероприятие никого не оставит равнодушным. А вам, от души хочется сказать спасибо, пожелать здоровья и победы в конкурсе. Вы и ваши публикации заслуживают высшей оценки. Голос.
Елена Николаевна Салихова # 19 мая 2020 в 21:41 +1
Вы, Тамара Александровна, ни к одному делу не подходите формально. Касается ли это лично Ваших публикаций или же анализа работ коллег. Что называется "выкладываетесь по полной". Моя сердечная благодарность за щедрость Вашей поддержки и подробный профессиональный комментарий.
Регина Сириновна Сабирзянова # 11 июня 2020 в 23:22 0
Здравствуйте.
Спасибо за приглашение ознакомиться с полезной информацией.
Вы подробно показали процесс работы над песней.
Надеюсь, мы все вернёмся к очному обучению, и ваш неоценимый материал поможет в работе.
Голосую.
Успехов.
Елена Николаевна Салихова # 20 июня 2020 в 21:23 0
От всего сердца благодарю Вас, уважаемая Регина Сириновна!