Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Вода и мы»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность),
«Социализация», «Коммуникация»
Разработан: Комарова Ирина Александровна, воспитатель
Цель: развитие у детей познавательного интереса в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой.
Задачи образовательных областей:
Обучающая:
- закреплять представления детей об основных свойствах воды
(прозрачность, текучесть, цвет, запах, вкус, форма) (Познание);
- формировать умение работать аккуратно и безопасно с оборудованием при проведении опытов
(Безопасность);
- расширять знания детей о назначении воды в нашей жизни
(Познание).
Развивающая:
- способствовать развитию наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, читать схемы, аргументировать свои высказывания и давать советы
(Коммуникация).
Воспитательная:
- формировать умение работать в группе, договариваться, обсуждать, учитывать мнение партнёра, проявлять самостоятельность при выполнении заданий
(Социализация).
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где можно встретить воду».
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ», рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
Наблюдение на прогулке за лужами
(отражение предметов).
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
(карточки профессий).
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».
Просмотр презентаций на тему «Почему воду нужно беречь».
Средства деятельности:
Демонстрационный материал и оборудование:
1. таз с водой
2. мольберт с магнитами
3. карточки - модели о свойствах воды
3. схема-алгоритм опыта с водой
Раздаточный материал:
1. набор мелких предметов
2. бумажные полотенца
3. ложки
(на каждого)
4. стеклянные стаканчики
(по 3 шт. на пару)
5. пластмассовые стаканы с водой
(250мл.)
6. лист А3 на половину окрашенный в зелёный и красный цвета
7. вырезки из газет
(фразы о воде)
8. картинки с изображением правил поведения с водой
9. клей-карандаш
(на каждого)
Формы организации:
- групповая,
- парная,
- индивидуальная.
Ход мероприятия
Воспитатель подходит к тазу с водой, смотрит своё отражение и, удивляясь, говорит: «Ой, кто это там? Кого я вижу в воде?».
Ребята подходят и смотрят в воду. Подсказывают воспитателю, что она видит своё отражение, и находят себя.
- А почему, ребята, мы видим в воде своё отражение?
Вывод: вода может отражать предметы, так же, как зеркало.
- Давным-давно, в старину, когда не было зеркал, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидим ли мы своё отражение?
(очень плохо, оно размытое) Почему?
Вывод: спокойная вода, гладкая отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
- Моя бабушка часто говорила такую пословицу «Как рыба в воде». Интересно о чём она?
(совершенно свободно, просто и непринуждённо чувствовать себя где-либо)
- А ещё она говорила «Как в воду глядит». Интересно, что обозначает это выражение
(знать заранее, предвидеть что-нибудь). Воду часто называют волшебницей, хотите узнать почему?
- Я принесла вам сегодня шкатулку своей бабушки. Что в ней?
(пуговицы, камешки, бумага, металлические пробки, пёрышки, скорлупки грецкого ореха, грецкий орех.)
- Как вы думаете, какие предметы утонут, а какие нет, если их бросить в воду?
(подгрупповое задание: девочкам предлагается выбрать предметы, которые не тонут, а мальчикам – тонут)
- Давайте бросим предметы в таз с водой и посмотрим на их плавучесть. Какие предметы утонули? Почему?
- Видны нам сверху те предметы, что утонули? Почему?
Вывод: вода прозрачна.
- А у волшебницы-воды есть другие свойства?
(да) Я принесла вам, ребята, конверт со свойствами воды, где он
(дети находят).
- Давайте посмотрим какое свойство воды изображено у вас?
• Вода – жидкость.
(Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная).
• Вода не имеет собственного запаха
• Вода не имеет цвета
• Вода не имеет вкуса
• Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который налита.
• Растворитель
• Прозрачна
- В конверте ещё что-то лежит - новый опыт.
- О чём здесь идёт речь? Я предлагаю провести опыт и узнать.
(работа в парах)
Детям даётся алгоритм действий: взять на пару 3 стеклянный стаканчика, 1 пластмассовый с водой и ложки.
Задание: в 3 стеклянных стаканчика нужно налить разное количество воды из пластмассового стакана и постучать ложками по ним.
- Как сделать звук звонче? Одинаковые ли звуки мы слышим? Что влияет на звон?
Вывод: на звон влияет количество воды, звуки получаются разные.
Можно сочинить мелодию.
- Интересно, ребята, для чего нужна вода?
(Вода нужна для закаливания, омоложения, лечения многих заболеваний (ингаляции, паровые ванны). Вода «добывает» электрический ток, работая на гидроэлектростанциях. Вода радует нас (фонтаны). Вода лечит (горячие ванны, промывание ран). Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений.)
- А может вода приносить опасность?
(Наводнения, проливные дожди, шторм. Человек может заболеть из-за воды, если напиться в жару холодной воды, горячей водой можно обжечься. Если часто поливать растения, они погибнут. В воде можно утонуть, если не умеешь плавать. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.)
Поэтому нужно аккуратно обращаться с водой и быть бдительным.
- Все ли дети в садике знают об этом? Давайте для маленьких детей покажем, как нужно правильно обращаться с водой и как нельзя.
(коллективное задание)
- Посмотрите на лист бумаги. На какой цвет мы будем наклеивать правильное обращение с водой, а на какой нет? Мы даже может подписать наш плакат. Выберите нужные вырезки.
Дети выбирают вырезки фраз и картинки, наклеивают их на плакат – с одной стороны как правильно нужно поступать, а с другой – нет.
- Вода – это одно из самых удивительных веществ в природе. Правда, что она волшебница?
(польза огромная от воды).
- Интересно ли было вам сегодня? Узнали вы сегодня что-то новое?
- Есть то, о чём можно поделиться информацией с другими?
- В ней ещё много тайн и вот одна из них.
(Педагог даёт каждому цветок, сложенный пополам и предлагает опустить его в таз с водой – цветок раскрывается.)
Интересно, почему так произошло? Вода имеет какое-то свойство?
(вода имеет свойство пропитывать бумагу и делать ёё тяжелее).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада