Дидактические упражнения для детей начальных классов по коррекции оптической дисграфии
Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом
Пояснительная записка
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
При нарушении оптической дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.
Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности – многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный (моторный). Поэтому к моменту обучения в школе у ребенка должны быть сформированы речевые и неречевые функции, как необходимые предпосылки к обучению.
Речевые функции – слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, а также сформированность лексико-грамматических средств языка.
Неречевые функции, среди которых особое значение имеют зрительный анализ и синтез, пространственные представления, а также пальцевый праксис, сукцесивные процессы.
Установлено, что у детей с общими нарушениями речи в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:
• неустойчивое внимание;
• неустойчивая наблюдательность к языковым явлениям;
• недостаточное развитие способности к переключению;
• недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала);
• недостаточная сформированность словесно-логического мышления;
• пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
• неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Все это свидетельствует о недостаточной сформированности психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость специального периода формирования и совершенствования у таких детей основных психологических (неречевых) предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.
С этой целью на первоначальном этапе используются специфические задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики.
Данное методическое пособие представляет собой систематизированный практический материал, использование которого позволит провести коррекционную работу по преодолению оптической дисграфии целенаправленно и планомерно, так как в нем отражен системный подход, определяющий содержание коррекционной работы.
Неречевые функции
Специально подобранные упражнения помогут развить у ребенка:
- зрительное восприятие (восприятие цвета, формы, размера и величины предметов);
- буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв; дифференциацию расположения элементов букв);
- операции зрительного анализа и синтеза;
- объем зрительной памяти (запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов);
- пространственное восприятие и представления (ориентировка в схеме собственного тела и ориентировка в окружающем пространстве);
- речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
- умение различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы.
Количество представленных упражнений в зависимости от уровня развития неречевых процессов может быть увеличено.
ЦВЕТ Упражнение № 1
Прочитай название цвета под каждым кружком. Раскрась полоски в соответствии с названием цвета.
Упражнение № 2
Соедини названия близких цветов из двух столбиков линиями.
Упражнение № 3
Прочитай названия предметов. Зачеркни лишний по цвету предмет в каждой группе. Объясни свой выбор.
1. Солнышко, цыпленок, лимон, небо.
2. Ручеек, колокольчик, трава, василек.
3. Ель, медведь, горох, арбуз.
ФОРМА ПРЕДМЕТА Упражнение № 1
Найди и раскрась синим цветом все круги, зеленым – треугольники.
Упражнение № 2
Рассмотри предметы и назови их форму. Соедини сходные по форме предметы линиями.
Упражнение № 3
Рассмотри и назови предметы и их форму. Нарисуй в квадрате под каждым предметом соответствующую геометрическую фигуру.
Упражнение № 4
Назови предметы и их форму. Подпиши под каждой картинкой, какой предмет по форме.
Упражнение № 5
Рассмотри геометрические фигуры в каждом квадрате. Нарисуй в каждом квадрате предметы соответствующей формы. Назови каждый предмет и его геометрическую фигуру.
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА Упражнение № 1
Сравни пары предметов и запиши ответы.
Упражнение № 2
Рассмотри предметы. Расставь цифры от 1 до 4 в пустые квадратики в порядке увеличения их размера.
Упражнение № 3
Рассмотри предметы. Расставь цифры от 1 до 4 в пустые квадратики в порядке уменьшения их размера.
Упражнение № 4
Найди и сравни пары предметов. Составь и запиши словосочетания, используя слова: шире – уже, выше – ниже, меньше – больше.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Упражнение № 1
Рассмотри изображение овощей и фруктов. Определи место нахождения каждого. Запиши ответ.
Упражнение № 2
Упражнение № 3
Запиши кто находится на верху (над мальчиком), а кто внизу (под мальчиком).
Упражнение № 4
Рассмотри картинки. Определи место положения предмета несколькими способами.
Упражнение № 5
Дорисуй картинку по инструкции: Солнце над домиком. Справа от домика забор. За забором растет яблоня. Слева от домика пруд. Вокруг пруда зеленая трава. Над прудом облачко.
ОРИЕНТИРОВКА В СХЕМЕ ТЕЛА Упражнение № 1
Назови части тела девочки, обозначенные цифрами. Запиши названия этих частей тела.
Упражнение № 2
Дорисуй портрет. Запиши, какие части лица ты дорисовал.
Упражнение № 3
Рассмотри изображение собаки и запиши названия частей ее тела. Расставь на картинке у каждой части тела соответствующую цифру.
Упражнение № 4
Рассмотри и назови, какие предметы находятся слева, а какие справа от девочки.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ Упражнение № 1
Обведи по точкам изображения фигур. Назови их.
Упражнение № 2
Дорисуй геометрические фигуры. Назови их.
Упражнение № 3
Назови буквы и раскрась их: А - красный, Ч - зеленый, З - синий, Ь - черным, Ъ - коричневым.
Упражнение № 4
Обведи в кружок буквы, написанные красным цветом, в квадрат - зеленым.
Упражнение № 5
Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет.
Упражнение № 6
Расставь буквы по величине от самой низкой до самой высокой (проставь в квадратах справа от буквы цифры от 1 до 5).
Упражнение № 7
Рассмотри буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные - синим.
Упражнение № 8
Рассмотри буквы и назови их.
Использование в работе разработанных упражнений позволит провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка.
Скачать Дидактические упражнения по коррекции оптической дисграфии для детей начальных классов