Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Словарная работа на уроках литературного чтения в начальных классах

Из опыта работы. Словарная работа на уроках литературного чтения в начальных классах школ для глухих и слабослышащих обучающихся.
Словарная работа – одна из актуальных тем в системе специального обучения младших школьников с нарушением слуха.
Количественная недостаточность лексического запаса у слабослышащих учащихся, своеобразное использование слов является следствием их ограниченного опыта, обусловленного неполным восприятием речи окружающих на слух, что препятствует нормальному словесному общению.
Словарная работа в школе глухих и слабослышащих по своему содержанию и характеру значительно отличается от соответствующей работы над лексикой в общеобразовательной школе, что обусловлено особенностями речевого развития. Словарная работа в массовой школе направлена на обогащение и уточнение словаря учащегося, его активизацию, борьбу за чистоту речи.
В школе слабослышащих в этом плане ставится более широкая и принципиально иная задача - формирование и расширение лексического запаса речи слабослышащего учащегося, т.е., создание базы, основы для словесного общения. И чтобы она успешно решалась, словарная работа должна проводиться в системе, на каждом уроке должно вводиться новое слово, и закрепляться ранее изученные слова.
Овладевая словарем дети, познают предметы и явления действительности; анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присущие им признаки и действия.
В словарной работе учащимся приходится иметь дело с различной по функциям, понятийному содержанию и строению лексикой. Познавая разными способами значения слов, уточняя и расширяя их в зависимости от контекста, сопоставляя изменения значений с изменениями в морфемном составе, с изменениями грамматических форм, учащиеся развивают способность осознанного, аналитико-синтетического подхода к слову, приобретают умения правильно пользоваться словом для выражения мысли.
В словарной работе совершенствуется способность к слухо-зрительному восприятию речи, уточняется звуко-буквенный состав слов, развиваются и укрепляются навыки произношения, чтения и письма.
Для чтения неслышащих характерна одна особенность: ученики ориентируются не на контекст в целом, а на некоторые слова, которые понимаются ими изолированно от общего смысла рассказа. Иными словами, подлинное понимание художественного произведения есть проникновение в смысл произведения. Многочисленные ошибки, которые допускают школьники с нарушением слуха, определяют необходимость словарной работы. Объяснение слов, с одной стороны, способствует осмысление содержания читаемого, а с другой - развитию речи школьников с нарушением слуха. Ещё Я. А. Каменский писал: «Читать и не понимать-то же, что совсем не читать».
Словарная работа на уроках в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Основная цель словарной работы- помочь учащимся осмысленно воспринимать содержание и художественное богатство литературного произведения. Задачи словарной работы на уроке чтения:
- раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
- расширить словарь слабослышащих и глухих учеников и путём организации речевой практики ввести новые понятия в их активный фонд речи;
- ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь слабослышащих и глухих, сделав её более выразительной и эмоциональной;
- развить связную устную и письменную речь школьников.

Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития слабослышащих и глухих школьников, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов и неточность значений. Основной путь сознательного овладения словом – включение его в речевую практику слабослышащих и глухих детей. Только те слова, которые активно используются учениками при ответах, устных высказываниях и пересказах, будут усвоены прочно и сознательно.

Словарная работа должна пронизывать все этапы работы с текстом (и вводная беседа, и чтение, и анализ содержания вплоть до завершающего урока).
На каждом этапе работы с литературным произведением словарная работа имеет свои конкретные задачи и формы реализации. На подготовительном к чтению этапе задачи словарной работы включают: выяснение знаний слабослышащих и глухих учеников той или иной лексике (в зависимости от темы изучаемого произведения), расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных детям слов.
На этапе первоначального знакомства с произведением задача словарной работы иная: помочь ученикам осмыслить художественное произведение, с помощью оценочной лексики выразить своё отношение к нему. Учащиеся с помощью записанных на доске слов, словосочетаний, предложений рассказывают о своём жизненном опыте, мотивируют своё отношение к тексту, его персонажам.
Углубленное изучение произведения предполагает закрепление новой лексики при чтении и при ответах на вопросы педагога. Лексика, помимо уточнения значения, включается в речь учащихся при оформлении связных высказываний: развёрнутых ответов, пересказов, описаний, аналитических или оценочных суждений. Для оформления суждений о персонаже (персонажах) вводится морально-оценочная лексика, позволяющая охарактеризовать персонаж, выразить к нему своё отношение. Работа с текстом сопровождается систематическими словарно-стилистическими упражнениями типа: «Дополни…», «Скажи по-другому», «Подбери слова с…», «Замени слово…. другим, сходным по значению» и т. п.
Содержание словарной работы ещё более усложняется на этапе обобщения, так как решается задача развития связной речи учащихся. Основной путь реализации этой задачи – создание условий для стимулирования связных высказываний слабослышащих и глухих школьников: включение собственных рассказов учащихся, различных пересказов, устных характеристик, описаний, рассуждений и пр. Однако и на этом этапе возможно расширение лексики. Это позволяет ученикам сформулировать проблематику произведения и определить свою позицию по отношению к прочитанному. Объяснению подлежат прежде всего слова и словосочетания, несущие на себе идейно-смысловую нагрузку.
Рассмотрим приёмы объяснения слов. Одним из наиболее часто используемых приёмов при объяснении значения слова является применение наглядности, для чего учитель пользуется показом предмета или его изображением на картинке. В 3-4 классах натуральная наглядность используется значительно реже, чем в 1-2 классах.
Другим приёмом является описание предмета словом. Например, слово позёмка объясняется как «ветер со снегом»: ветер дует, метёт снег по земле и т.д. Этот приём чаще используется при чтении стихотворения или басни, когда нужно объяснить фразу с переносным значением, метафорическим или символическим значением.
Преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима помогают наглядно обозначить межпредметные связи, причинно-следственные отношения тех или иных явлений. С их помощью удаётся побудить учащихся к общению, что способствует формированию речевых навыков и обобщений.
Следующий приём-логическое определение понятия. Например, солидарность разъясняется как «общность интересов, единодушие». Эффективным приёмом является объяснение слова с помощью видового или родового понятия. Можно использовать и обратный приём-расчленение обобщённого понятия на конкретные.
Чрезвычайно важным приёмом является обучение пониманию слова в контексте. Это учит школьников улавливать основную мысль отрывка, раздела, части.

Использование выразительного чтения для понимания значения слова-приём интересный и творческий. В предложении: «Сколько свежих шишек у зелёных сосен, сколько алых ягод у лесной рябинки!». Выразительное чтение подскажет, что слово «сколько» употребляется в значении много.
Объяснение новых слов на уроке чтения органически вплетается в содержание всех этапов урока (подготовка учащихся к чтению рассказа, чтение и усвоение содержания, анализ содержания).
На первом этапе учитель подготавливает школьников к чтению текста определённой тематики. С этой целью проводится беседа, в которой выясняют знания учеников по теме, активизируется и пополняется новыми понятиями и выражениями их прежний речевой запас. Например, до чтения рассказа И. Соколова-Микитова «Ёж» проводится беседа об осени, о жизни лесных зверей осенью. На этом этапе ученики вспоминают ранее прочитанные рассказы о природе, животных, систематизируют эти знания и попутно пополняется их словарь новыми понятиями.
На базе иллюстративного материала также можно подготовить учащихся к чтению. При рассматривании картины или серию картин, близких по тематике к рассказу, учитель не только готовит учащихся психологически к восприятию произведения, но и разъясняет большую часть слов, словосочетаний. Причинно-следственные связи также лучше представлять с помощью иллюстративного материала. Например, рассматривание картинок к произведению Н. Носова «Живая шляпа» предшествует лучшему пониманию последовательности событий. Репродукция картины И. Левитана «Половодье» подготовит учеников к чтению стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Объяснение слов на подготовительном этапе возможно и в ходе экскурсии, когда новые понятия, образные выражения сообщаются ученикам в естественных условиях наблюдаемого явления. Так, на экскурсии перед чтением стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» школьники наблюдают картины ранней осени и устанавливают значение фраз: день стоит как бы хрустальный, чистая лазурь, отдыхающее поле и т.д.
Характерной особенностью второго этапа работы с текстом (чтение и усвоение содержания) является создание благоприятных условий для осмысления новых слов в тексте. Для этого используются такие методические формы, как комментированное чтение, беседа по содержанию, словесное рисование.
На этапе чтения и усвоения содержания текста находится место и время для разъяснения новых слов. Чаще всего разъясняются слова, конкретизирующие представления о событиях, месте и времени, раскрывающие сущность описанного явления.
На последних, заключительных уроках тоже можно ввести объяснение некоторых слов. На этом этапе объясняются слова, с помощью которых даётся оценка поведения персонажа, выражается собственное отношение к прочитанному произведению, делается обобщение по теме и идее рассказа.
Необходимо использовать и такую форму, как составление предложений с новыми словами. Узкое или чересчур широкое понимание слова, характерное для слабослышащих и глухих школьников, требует специальных словарно-стилистических упражнений- включения слова в разные контексты для овладения его значением. Такие задания предлагается включать со 2-го класса. Ученикам даются задания:
1) составить предложения со словами: мороз укутал, падают снежинки, блестит лёд на реке
2) заменить другими словами: налетел шквалистый ветер
3) допиши предложения: пришла (какая?) весна….,весной в природе происходит (что?)….
4) скажи по-другому: идёт красавица зима
Словарная работа на уроках литературного чтения дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык узнавания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, к овладению богатствами родного языка. Чтобы эта работа для учащихся была интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ
Опубликовано: 1252 дня назад (24 октября 2020)
Просмотров: 1882
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!