Проект «Разноцветные белые вороны»
(Психотерапевтическая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов драматической психоэлевации в условиях общежития образовательного учреждения)
Белая ворона – это объект, сильно выделяющийся из общего ряда. Это не просто количественное отличие, а природная внутренняя черта чего-то, что создает совершенно иное представление о положении вещей.
«Белая ворона» - не цвет, а состояние души. Белой вороной часто называют людей, отличных от общей массы. Это может быть непонятый гений или наоборот личность, отстающая в развитии. Или же просто человек, которого не понимают, либо ему сложно соответствовать окружающему его миру.
Наш проект называется «Разноцветные белые вороны», потому что среди наших ребят не так-то много «черных» или «серых» ворон. Есть и «белые», но тоже немного. Наши дети – «разноцветные вороны». Они отличаются друг от друга своим темпераментом, эмоциями, чувствами, своим внутренним миром, своим мировоззрением.Одни слишком открытые, другие замкнутые, есть стеснительные, закомплексованные, одинокие и счастливые, неприспособленные к жизни и самостоятельные, с нозологией, с ограниченными возможностями здоровья, брошенные родителями. Разные…И все по-своему «трудные», и все по-своему талантливые. Надо только нам, взрослым, чуть-чуть помочь, подтолкнуть…
Актуальность
Техникум отраслевых технологий является базовой организацией, поддерживающей систему инклюзивного образования. По состоянию на 01.09.2017 г. в техникуме обучаются порядка 80 детей оограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с различной нозологией. Обучаются студенты с нарушением интеллекта, с проблемами психического здоровья, которые также имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их поведение резко отличается от общепринятых норм, у каждого из них свои индивидуальные особенности. И почти у всех – отсутствие социальных навыков.Многим из них свойственны черты иждивенчества, привычка жить на всем готовом, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично. Неумение найти общий язык со сверстниками часто приводит к тому, что эти ребята оказываются в некоторой изоляции от коллектива, в котором живут и учатся. Часто возникают конфликтные ситуации в процессе общения. Общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями здоровья в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Реализуя свой проект, мы предполагаем помочь им справиться с различными психологическими трудностями, используя метод драматической психоэлевации. Психоэлевация в переводе на доступный язык означает возвышение души. Ну а «драматическая» - это понятно: театральными средствами. Данный метод позволяет проявлять гибкость в исправлении тех либо иных недостатков, личностных деформаций, не искоренять их, а корректировать, преображать и, в конечном итоге, обращать имеющиеся недостатки в достоинства. И тогда упрямец станет упорным, выскочка – лидером, жадный – бережливым, застенчивый – смелым и т.д.
Чем полезны игры с куклами? Во-первых, ребята весело и интересно могут провести время в процессе изготовления кукол, во-вторых происходит развитие фантазии, мелкой моторики, умение пользоваться различными материалами для создания образа (помимо обычных кукол, предполагается изготовление и игры с куклами-марионетками, которыми можно управлять с помощью ниток, резинок, проволок).
Но это еще не все! Когда первый этап – изготовление кукол закончен, впереди более интересный и полезный этап – игра.
Играя, ребята учатся тонко чувствовать себя и других людей, развивают память, усидчивость, умение концентрировать свое внимание на происходящем. В игре снимается эмоциональное напряжение, ребята становятся более спокойными, уравновешенными. Проигрывая с куклами-образами различные жизненные эпизоды, мы предлагаем ребятам разрешить внутренние конфликты и противоречия с окружающим миром.
Особый психотерапевтический эффект использования кукольного театра заключается в том, что ребята, придя на занятия, получают возможность спрятаться за стенку, то есть за театральную ширму, замаскироваться, то есть надеть маску. Они перестают бояться быть уличенными в своих пороках, недостатках, слабостях, ибо действуют от имени персонажа – куклы.
Цель проекта: организация психотерапевтической деятельности, направленной на решение проблем, связанных с самоидентификацией, социализацией обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, расширение их межличностного пространства, вооружение их приемами бесконфликтного общения с использованием методики драматической психоэлевации посредством куклотерапии, кукольного театра в условиях общежития образовательного учреждения.
Объект исследования:обучающиеся, с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в общежитии.
Предмет исследования:психотерапевтические приемы коррекционно-развивающей деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством метода драматической психоэлевации в условиях общежития образовательного учреждения.
Задачи проекта:
• определить закономерности и выявить возможности практического использования метода драматической психоэлевации, как средства коррекции внутренних и поведенческих проблем обучающихся с ОВЗ;
• разработать модель психокоррекционной помощи обучающимся с ОВЗ методами психоэлевации и средствами куклотерапии, кукольного театра;
• разработать и апробировать психокоррекционную программу «Лекарство – кукольный театр» для обучающихся с ОВЗ, в основу которой положены методы куклотерапии, кукольного театра и изучить ее эффективность;
• эмпирически доказать эффективность разработанной модели и программы психокоррекции.
Основные целевые группы:
• обучающиеся с нарушением интеллекта, с проблемами психического здоровья, проживающие в общежитии;
• воспитатели;
• педагоги-психологи;
• учитель-дефектолог.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный
Изучалась и анализировалась литература по теме «Психотерапевтическая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов драматической психоэлевации в условиях общежития образовательного учреждения» методамиарттерапии (драматическая психоэлевация, куклотерапия, кукольный театр), обобщался опыт работы учреждений профессионального образования РФ по психолого-педагогической коррекции обучающихся с ОВЗ посредством куклотерапии, кукольного театра, определялась цель, объект, предмет, гипотеза, конкретизировались задачи проекта.
II. Диагностический
Подбирались методические материалы для диагностики имеющихся личностных проблем обучающихся и коррекционно-развивающих мероприятий, происходил сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, о состоянии субъектов социальной жизни, возможностях субъектов социально-педагогической деятельности. Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов, приемов позволяет собрать разнообразную информацию, обеспечивающую дальнейшие всестороннее решение проблемы.
III. Формирующий
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлекались в разнообразную общественно-полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям:
1. Изготовление ширмы для кукольного театра.
2. Изготовление кукол на мастер-классах по куклотерапии.
3. Проигрывание конфликтных жизненных ситуаций в кукольном театре.
IV. Итогово-аналитический
Проводилось теоретическое обобщение результатов, соотношение результатов с поставленной целью, анализ и уточнение выводов, выработка методических рекомендаций, оформление и описание результатов.
Гипотеза исследования заключается в том, что если обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья будут проигрывать реальные конфликтные ситуации в кукольном театре, часто меняясь ролями, то это позволит им овладеть навыками общения, развить чувства внутреннего контроля, избегать конфликтных ситуаций и решать внутренние проблемы самостоятельно, позволит легче социализироваться.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о потенциале и возможностях использования методов игры и арт-терапии (куклотерапия, игротерапия и т.д.) в психокорреционных процессе (О.А. Карабанова, А. Захаров, Е.А. Медведева, и.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А. Добровольская и др.);
- исследования, раскрывающие специфику понимания эмоциональных
состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью (О. К.Агавелян [1999], Н. И. Кинстлер [2000], Е. П. Кистенева, [2000], Н. В.
Скоробогатова, Е. В. Хлыстова [2005], Н. Б. Шевченко, [1999], О. Е.
Шаповалова [2000] и др.);
- положения о взаимосвязи эмоций и познавательных процессов (Л. С.
Выготский [1983], А. Н. Леонтьев [1975], С. Л. Рубинштейн [2000] и др.);
- исследования в области чувств и эмоций умственно отсталых школьников(М. К. Бардышевский [2003, 2006], Л. С. Выготский [1983], Д. Н. Исаев [2003],Л. В. Занков [1939], В. В. Лебединский [2003], В. И. Лубовский [2006], С. Я.Рубинштейн [1979], Н. В. Шкляр [2007] и др.);
Научная новизна исследования заключается в использовании оригинальных методик и приемов психотерапии (метод драматической психоэлевации, куклотерапии, кукольного театра, в том числе изготовление кукол и атрибутов кукольного театра) для эффективной коррекции личностных деформаций, успешной адаптации, социализации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация проекта
Проект реализуется в рамках запланированного временного пространства.
В ходе реализации проекта были определены закономерности и выявлены возможности практического использования куклотерапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; разработана модель психокоррекции эмоциональных состояний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии; разработана и апробирована программа по преодолению нарушений эмоциональных состояний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии и изучена ее эффективность;эмпирически доказана эффективность разработанной модели и программы психокоррекции.
Виды (направления) работ по индивидуальному сопровождению обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
• психологическое просвещение и психопрофилактика;
• психодиагностика;
• коррекционно-развивающая работа (создание психотерапевтического пространства «Лекарство – кукольный театр»;
• психологическое консультирование;
• особенности работы с педагогическим коллективом;
• комплексное просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической и правовой компетентности обучающихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей;
• экспертиза программ, проектов, пособий, коррекционно-образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
В ходе реализации проекта для инженерно-педагогического коллектива были организованны консультации, семинары, круглые столы:
• «Кукла — зеркало души».
• «Метод куклотерапии в работе собучающимися с нарушением интеллекта, с проблемами психического здоровья».
• «Основы куклотерапии».
• ««Куклотерапия как средство воздействия на ребёнка в рамках коррекционной педагогики».
• «Коррекционная работа с обучающимися с нарушением интеллекта».
• «Организация помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья».
• «Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
• «Помощь детям с проблемами в развитии».
• Руководители проекта приняли участие в семинаре-тренинге «Введение в фольклорно-психологическую методику Слабинского В.Ю., Воищевой Н.М. «Позитивная куклотерапия» (Петербургская школа психотерапии и психологии отношений.Институт позитивной динамической психотерапии).
• Для инженерно-педагогического коллектива были организованы курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях профессиональной образовательной организации».
Полученные результаты:
• расширение контактов между обучающимися с отклонениями в развитии и их здоровыми сверстниками
• получение опыта решения своей проблемы
• гармонизация эмоциональной сферы;
• коррекция поведенческих нарушений;
• развитие здоровых потребностей;
• развитие жизненных навыков, обеспечивающих успешную социализацию.
Методики для оценки характерологических особенностей.
• Томский опросник ригидности (ТОР) (Г. В. Залевский)
• Методика определения акцентуации характера (К.Леонгард-Х.Шмишек)
• Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко)
• Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер)
• Опросник PEN (Г. Айзенк, С Айзенк)
• Опросник EPQ (Г.Айзенк)
• Опросник EPI (Г.Айзенк)
• Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"
• Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)
• Тест «Дом. Дерево. Человек»
Методики диагностики социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе.
• Методика диагностики межличностных отношений (Т.Лири)
• Методика «Q-сортировка», или ваше мнение о себе самом.
• Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В.Шутца)
• Шкала социально-психологическойадаптированности
• Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)
• Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (вариант метода Сакса-Сиднея – 2 автора)
• Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас)
• Методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса-А.Дарки – 2 автора)
• Тест для оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер)
• Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т. И. Пашуков)
• Модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения»
Методики для выявления эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления.
• Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк)
• Методика для оценки психологических защит (Р.Плутчик, Г.Келлерман)
• Методика определения индивидуальных копинг стратегий (Э. Хайм)
• Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор)
• Миссисипская шкала (гражданский вариант)
• Шкала оценки влияния травматического события
• Шкала депрессии
Методики для определения социально-психологического климата в коллективе.
• Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто).
• Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А. Ф. Фидпер).
• Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В. П. Захарова и А. Л. Журавлева).
Методики для исследования субъективного благополучия.
• Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
• Проективная методика «Рисунок человека» (К.Маховер).
• Методика «Кто Я?» М.Куна и Т.Макпартленда.
• Цветовой тест М.Люшера.
• Методика «Депрископ» (П.Хейманс, адаптация А.Подольского).
• Методика оценка выраженности депрессивных расстройств Цунга, адаптация Т.Н.Балашовой.
• «Самочувствие, активность, настроение» САН (В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева, М.П.Мирошников и В.Б.Шарай).
• Шкала субъективного благополучия (адаптация Соколовой М.В.)
• Проективная методика «Золотой возраст» Б.заззо (модификация А.М.Прихожан).
• Методика диагностики степени удовлетворения основных потребностей.
• Психодиагностический тест (ПДТ) В.Мельникова, Л.Ямпольского.
Результаты, полученные в ходе реализации проекта, позволили подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.
Анализ заключительного этапа эксперимента позволяет сделать вывод о положительных тенденциях, произошедших в личности обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья, с которыми проводилась работа по психолого-педагогической коррекции.
Реализация проекта способствовала развитию жизненных навыков, обеспечивающих успешную социализацию.Работа по психолого-педагогической коррекции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оказалась эффективной.
Оказание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья целенаправленной психолого-педагогической, социально-педагогической помощи помогает развитию социально-правовых норм поведения, созидательных качеств личности, духовно-нравственных ценностей и установок.
Данный проект является эффективным способом психолого-педагогической коррекцииобучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствует формированию позитивных жизненных установок, духовно-нравственных ценностей, успешную социализацию, подразумевает широкое взаимодействие родителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• методические рекомендации для педагогов по использованию куклотерапии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
• обобщение и расширение представлений о куклотерапии как нетрадиционном методе коррекции;
• разработана и апробирована программа по преодолению нарушений эмоциональных состояний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии и изучена ее эффективность;
• разработанная модель может успешно функционировать на базе образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров, досуговых учреждений для детей с особыми образовательными потребностями и реально повлиять на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества.
Механизм распространения информации о проекте и результатах его реализации:
1. Электронные ресурсы сети Интернет.
2. Размещение информации в СМИ о ходе проекта.
3. Оформление стендов и выставок в общежитии техникума, формирование фотоотчета.
4. Проведение родительских собраний с представлением фотоматериалов, видеопрезентаций.
5. Информация о проекте и его реализации размещена на сайте техникума
tot-tambov@yandex.ru c целью обмена опытом с другими образовательными учреждениями.
Литературные источники и информационные ресурсы
1. Куклотерапия: этюды и лечебные спектакли// Журнал «Обруч»-№4.-1999.-С.14
2. МедведеваИ.,Шишова Т.Разноцветные белые вороны. – М.,1996.
3. Иванушкина Е. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии и песочной терапии. С. 41-4
4. Якушева Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство // Начальная школа. 2004. № 12. С. 54-56.
5. Войцехович Л. Куклотерапия. С. 36-37.
6. Гребенщикова Л. Г. , Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007
7. Фришман И. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры, конкурсы. Воспитательная работа в школе. № 2, 2005
8. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). - 2004. - №12-с.54-56. - с. 2004
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2002
10. Копытин А.И. Многообразие форм арт-терапевтической работы. Практикум по арт-терапии. СПб., Питер, 2000
11.
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog56324/kukloterapija-metod-psihokorekcionogo-vozdeistvija.html
12. Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Б.Д. Караваевского. – СПб.: Издательство «Питер». 2000.
13. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная психотерапия» методическое руководство. – СПб.; ИМАТОН, 2015.
14. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.
Рекомендуем посмотреть:
Как увеличить мощность двигателя
Актуальность Тюнинга системы впуска