Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Из опыта работы. Формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения дошкольников
«Если знаешь куда плыть,
любой ветер может стать попутным»
(народная мудрость)


Здоровье — величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Проблема здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна. В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования, в частности дошкольного образования, поскольку именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, его физического развития и культуры движений.
Но традиционная организация образовательного процесса создает у дошкольников некие стрессовые перегрузки, которые нарушают механизмы саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Возможно, решить эту проблему позволит рассмотрение задачи здоровьесбережения дошкольника (далее ЗСД), во-первых, как комплексной, интегративной, не выделяя приоритеты, ибо, говоря словами исследователя Зимониной Валентины Николаевны «…здоровым ребенка можно назвать только в том случае, если он физически здоров, эмоционально благополучен, социализирован, интеллектуально развит и нравственно воспитан»; и, во-вторых, как профессиональной компетентностной.
Желательно, чтобы каждый педагог, кому общество вверило самое ценное – детей, обладал высоким или хотя бы достаточным уровнем профессиональной компетентности в сфере ЗСД.
Анализ научной литературы показал, что вопросы здоровьесбережения наиболее глубоко изучены в трудах Н.К. Смирнова, М.М. Безруких, Н.П. Абаскаловой, Т.Ф. Акбашева, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцева, Э.М. Казина, В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, С.В. Попова. Проблемы валеологического образования дошкольников обозначены Н.М. Амосовым, Л.П. Банниковой, З.И. Бересневой, Н.С.Голицыной, Г.К. Зайцевым, И.М. Шумовой, С.Е. Шукшиной и др.
Изучение вопросов формирования профессиональной компетентности педагогов также стало одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований. Так, методологические и теоретические аспекты развития профессиональной компетентности отражены в работах Ю.В. Варданян, В.Н. Введенского, Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Ю.Н. Петрова, Дж. Равена, А.В. Хуторского, В.Г. Яфаевой и др. Виды, специфика, методика формирования компетентности рассматриваются в работах Н.А. Аминова, Л.Н. Боголюбова (социальная компетентность); Л.Г. Антропова, С.М. Рогожкиной, О.В. Фадейкиной (коммуникативная компетентность); А.С. Белкина, А.Л. Бусыгиной, Н.Н. Лобановой, В.В. Нестерова (педагогическая компетентность); Н.Г. Витковской (информационная компетентность); А.Н. Кузьмицкой, Н.В. Остапчук (психологическая компетентность); О.А. Пановой, А.А. Черемисиной (правовая компетентность).
Считая необходимым обеспечение качества здоровьесберегающей деятельности дошкольников, рассматриваемой сегодня как обобщенная мера эффективности образовательной системы дошкольного образования, проявляющейся в способности и возможности предоставления комплекса услуг, отвечающих запросам потребителей и требованиям законодательных и нормативных документов, мы задались целью определения тесной связи науки и практики в рамках республиканской опытно-экспериментальной деятельности под научным руководством кафедры дошкольного и предшкольного образования Института развития образования Республики Башкортостан, д.п.н., Член-корр. МАНПО Яфаевой В.Г.
Темой исследования является «Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения дошкольников».

Цель исследования – определение меры эффективности разработанной модели формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах ЗСД.
Задачи исследования:
1. Обозначить сущностные и структурно-содержательные характеристики профессиональной компетентности в сфере ЗСД.
2. Определить уровень сформированности компетентности педагогов в вопросах ЗСД.
3. Разработать модель формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере ЗСД.
4. Разработать методическое обеспечение формирования компетентности педагогов ДОУ в сфере ЗСД.
Объем данной статьи позволит подойти лишь к достаточно краткому описанию аспектов исследуемой проблемы. Так, с целью реализации первой задачи исследования, т.е. обозначения сущностных и структурно-содержательных характеристик профессиональной компетентности в сфере ЗСД мы обратились к исследованиям Яфаевой В.Г., рассматривающей единство осознания педагогами ДОУ ценностно-смыслового, информационного, операционально-деятельностного, проективно-технологического, рефлексивно-оценочного и эмоционально-коммуникативного компонентов профессиональной компетентности.
С целью реализации второй задачи исследования, т.е. определения уровня сформированности компетентности 25 педагогов в вопросах ЗСД на начальном констатирующем этапе эксперимента мы использовали характеристики уровней компетентностей исследователя И.В. Патрушевой.
С целью реализации следующей задачи исследования, мы разработали модель формирования профессиональной компетентности педагогов в вопросах ЗСД. (см. Рис.1.)

Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности педагогов в вопросах ЗСД
Перейдем к описанию последней задачи исследования – разработки методического обеспечения формирования компетентности педагогов ДОУ в сфере ЗСД.
Одним из главных условий успешности работы в обсуждаемом вопросе является грамотная организация здоровьсберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на сохранение здоровья ребенка в условиях конкретного ДОУ, формирование индивидуального стиля здорового поведения. Данный алгоритм предполагает:
1. Разработку системы педагогического взаимодействия по формированию компетентности здоровьесбережения дошкольников на основе принципов здоровьесберегающей педагогики, к которым мы относим:
- принцип «не навреди», являющийся первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка;
- принцип оздоровительной направленности - направленность на то, чтобы задачу сохранения здоровья имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду;
- принцип интеграции – направленность на тесную связь между видами деятельности детей (двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная и пр.) и всеми субъектами здоровьесохранения (все педагоги ДОУ, дети и родители). Мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного педагога, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
2. Создание оптимальных условий для полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.
3. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ним.
4. Формирование практической готовности к решению профессиональных педагогических задач в вопросах обеспечения сохранения физического и психического здоровья дошкольников.
5. Определение содержания, путей и условий формирования двигательного опыта и активности на основе ориентировки в возрастных особенностях психофизиологического развития детей, интегрированного подхода к процессу формирования здорового образа жизни.
6. Разработку системы управления в единстве сохранения здоровья, воспитания и обучения, позволяющей их интегрировать в образовательном процессе ДОУ.
7. Разработку системы мер и мероприятий, направленных на управление развитием здоровьесберегающей деятельности.
8. Осуществление выбора здоровьесберегающих технологий с учетом особенностей ДОУ и личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку в отдельности (см. Приложение)

Система обеспечения профессионального роста педагога строится на основе изучения затруднений воспитателей в организации полноценного образовательного процесса с позиции ЗСД. На основе полученных данных мы выстроили систему методической работы:
1) Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах ЗСД посредством различных интерактивных форм и методов.
2) Работа постоянно действующего семинара для педагогов «Формирование профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения» (3-4 раза в учебный год). Данная форма работы позволяет педагогам получать необходимую им информацию о здоровьесберегающих технологиях, методах и приемах ЗСД. В подготовке семинаров участвуют заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги-экспериментаторы.
3) Практика проведения круглых столов по обмену опытом и внесения корректив и деловых предложений по его использованию.
4) Проведение творческих конкурсов образовательных проектов педагогов, ориентированных на воспитание навыков ЗОЖ, формирование двигательной активности и физических качеств дошкольников в свете ФГТ.
5) Практика интервьюирования, анкетирования и тестирования педагогов с целью выявления готовности к инновационной деятельности, способности к саморазвитию и пр.).
Целевым назначением деятельности методической службы ДОУ является оказание помощи педагогам в его профессиональном развитии. От правильной организации деятельности зависит повышение творческого потенциала всего педагогического коллектива. Для этого используются различные формы деятельности, как традиционные: самообразование, общение, систематическое обучение на курсах, практика и пр., так и инновационные: мастер-класс, проектная деятельность, эксперимент, творческие конкурсы, создание банка инновационных идей, издательская деятельность и др.
Благодаря системе работы в соответствии с моделью формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах ЗСД на протяжении всего лишь года, наметилась динамика, т.е. мы выявили значительное повышение уровня сформированности компетентности педагогов ДОУ в вопросах ЗСД на промежуточном этапе эксперимента. Так к высокому уровню компетентности педагогов вопросах ЗСД относится 18 педагогов, что составляет 72%, к среднему уровню – 6 человек (24%), к низкому уровню – 1 педагог (4%).
В заключении хочется сказать, что все в образовательной работе педагогов ДОУ взаимосвязано и взаимозависимо. Без сомнения, лишь интегрированный, системный подход дает возможность четко обозначить проблему, проанализировать ситуацию, найти возможные решения, скорректировать и проанализировать свои действия, работать на перспективу.

Список литературы:
1.Патрушева, И.В., Радионова, Л.В. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в области здоровьесбережения// Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека: Сборник статей II Всероссийской НПК. – Пенза, 2004. – С.14 – 16.
2.Яфаева, В.Г. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития детей// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.117 – 121.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Комплекс здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ
Формы работы Время проведения в режиме дня Особенности
методики проведения
Хромотерапия Ежедневно в образовательной деятельности (далее ОД) в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей С учетом индивидуальных особенностей детей
Фитотерапия
2 раза в неделю после посещения бассейна и сауны Комплексное оздоровление детей под руководством медицинского персонала
Сауна
1 раз в неделю со средней группы Комплексное оздоровление и закаливание детей
(под руководством медицинского персонала)

Технология энергии полного дыхания
Пропевание гласных звуков на выдохе в течение 1 мин. Ежедневно по мере необходимости Развитие жизненного объема легких.
Психоэмоциональное регулирование
Йога-терапия Один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста Комплексное применение различных движений для оздоровления детей (инструктор по физическому воспитанию)
Гимнастика ЛФК 2-3 раза в неделю со старшей группы Комплекс упражнений для лечения и профилактики нарушений осанки
(Специалист ЛФК по показаниям врача – ортопеда)
Сказкотерапия
На занятиях специалистов - педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с нарушением речи, нарушением в эмоциональной сфере и отклонением в поведении Использование для коррекции речи, эмоционального состояния и поведения ребенка
Смехотерапия (элементы)
В организованной и совместной деятельности педагога с детьми, начиная с младшей группы Подбор материала зависит от возраста детей, темы и вида деятельности
(воспитатель, специалисты)
Арттерапия
В совместной и индивидуальной деятельности педагогов с детьми Проводится с целью диагностики, психопрофилактики и коррекции эмоционального состояния ребенка (воспитатель, педагог-психолог)
Музыкотерапия
Прослушивание грамзаписей и аудиозаписей в НОД, ОД в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей
(в т.ч. игра детей на простейших музыкальных инструментах) Включается в оздоровительно-профилактический комплекс
(воспитатель, музыкальный руководитель)
Скачать Формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа Дорожка здоровья для ребёнка своими руками Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Опубликовано: 1482 дня назад (3 ноября 2020)
Просмотров: 1183
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!