Консультация для родителей дошкольников "Ты нужен мне, папа!"
Одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними ещё до рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребёнка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения, когда в мозг новорождённого «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно усиливая их будущую привязанность др. к др.
Беременность и рождение ребёнка – особые события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Исследования показывают, что отец может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребёнка. Пренебрежительное отношение отца к новорождённому тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передаётся грудному ребёнку. Он становится беспокойным – плохо ест, спит, и т.д. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребёнок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых люде, проявляет большую открытость в общении.
За исключением кормления грудью, отцы способны обеспечить полный уход за ребёнком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матерям. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребёнком. Такая второстепенная роль папы в воспитании маленьких детей может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Моё время ещё не пришло».
Между тем существует определённая связь между взаимодействием ребёнка с отцом в раннем возрасте и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочих эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Помните, что воспитание детей – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.
Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребёнком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры (пальчиковые, словесные, дидактические и др.). Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с вознёй и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких, очень маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявление физической силы и стихийности. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.
Замечено, что уже в первые годы жизни ребёнка отец (в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность. Отметим, что трёх – четырёх – летние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетеро-половых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем. Отец является для ребёнка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характер. Каждый отец должен осознавать это и всегда понимать, что с самого раннего возраста ребёнок будет подражать ему во всём, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишённые отцовского внимания, недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству. Влияние отца делает ребёнка дисциплинированным, открытым, честным, обязательным. Кроме того, без положительного влияния отца мальчик, повзрослев, не сможет передать своему сыну адекватный опыт полоролевого поведения.
У девочек на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнаёт, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины.
Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребёнка, в воспитании собственных детей.
Любовь отца даёт девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчёркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у неё уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.
В наши дни многие женщины хотят «родить ребёнка для себя», они уверены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Возможно, эта статья заставит их задуматься: ведь о значении роли отца в воспитании ребёнка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, (рождённых вне брака) в два раза выше. При поддержке отца женщина может передать своим детям чувство уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребёнка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребёнку согласованно, предъявляют ему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.
Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребёнка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.
Чем увлечь ребёнка, пока мамы нет дома
Как правило, мама знает, чем занять активного, любознательного малыша. Оно готовит, стирает, гладит и убирает, при этом рисует, читает, играет с ребёнком. Но вот у мамы возникли важные дела, ей необходимо отлучиться из дома, и на её месте остаётся папа.
Папа в растерянности. Ведь ребёнок ещё такой маленький, что же с ним делать?
Папы с ребёнком могут:
- Порисовать красками (лучше гуашью). Для этого застелить старыми газетами, приготовить краски, баночку с водой, кисточки (или можно рисовать пальцами), влажные салфетки и большое количество белой бумаги большого формата.
- Построить башню из конструктора (или крепость, мост, гараж).
- Поиграть в мяч: кидать, бросать, отбивать от пола (лучше набор «Мякиши» - они ничего не разобьют).
- Полистать большие иллюстрированные книги про животных и другие детские энциклопедии.
- Поиграть на пианино (на бубне, погремушке, барабане, гитаре, что имеется дома).
- Обводить картинки в книжках-прописях, раскрашивать восковыми мелками.
- Попрыгать на гимнастическом мяче (на подушках, диване, креслах).
- Покачаться на качелях (или, при их отсутствии, на папе, тогда он быстро повесит качели).
- Поиграть в парикмахерскую (приготовить зеркало, шкатулку с бусами и резинками, разные расчёски, пластмассовые ножницы).
- Включить музыку и потанцевать с новой причёской.
- Почитать детские книжки с картинками.
- Поиграть в индейцев (сделать из стульев и покрывала вигвам, натаскать туда подушек, включить в «вигваме» ночник; боевой раскрас и перья по желанию).
- В таз с водой насыпать пластмассовых рыбок с магнитами и ловить их удочкой.
- Придумать сказку про рыцаря и принцессу.
Рекомендуем посмотреть:
Роль отца в воспитании ребенка
Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста