Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогические аспекты в философии Омара Хайяма

Педагогические аспекты в философии Омара Хаяма
Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд.

В числе известных мыслителей Востока, уделявших очень большое внимание проблемам воспитания, следует назвать Гияс ад-дин Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайяма.

Научно-философское наследие Омара Хайяма невелико. В отличие от своего предшественника, Авиценны, Хайям не дал целостной, разработанной им педагогической системы. Трактаты Хайяма затрагивают лишь отдельные, правда из числа важнейших, вопросы философии. Некоторые из сочинений были написаны, как и упомянутый выше первый философский трактат, в ответ на просьбу отдельных духовных или светских лиц. До нашего времени сохранилось пять философских сочинений Хайяма. Кроме "Трактата о бытии и долженствовании" еще "Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность", "Свет разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании" и "Книга по требованию (обо всем сущем)". Все они кратки, лаконичны, занимают иногда несколько страниц.

Столкновения с духовенством приняли столь опасный для Омара Хайяма характер, что он вынужден был, в уже немолодые годы, совершить долгий и трудный путь паломничества в Мекку. Источники так и пишут: "чтобы сохранить глаза, уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял хадж". Путешествие к святым местам в ту эпоху длилось иногда годами. На какое-то время Омар Хайям поселился в Багдаде, где преподавал в академии Низамийе.

Позиция Хайяма по отношению к основополагающим концептам средневекового восточного общества резко отличалась от общепринятой на тот момент. Будучи знаменитым ученым мужем, он не сильно разбирался в общественных тенденциях и не обращал внимания на происходящие вокруг изменения и тренды, что сильно подкосило его в последние годы жизни.

Теология сильно занимала Хайяма – он смело высказывал свои нестандартные мысли, прославлял ценность обычного человека и важность его желаний и потребностей. Однако автор прекрасно отделял Бога и веру от религиозных институтов. Он верил, что Бог у каждого человека в душе, он его не покинет, и часто писал на эту тему. В этой мысли и заключается один из педагогических аспектов философии – ненавязчивое религиозное воспитание.

Позиция Хайяма по отношению к религии противоречила общепринятой, что вызывало много споров вокруг его персоналии. Омар действительно скрупулезно изучил священную книгу, а потому мог трактовать ее постулаты и не соглашаться с некоторыми из них. Это вызывало гнев со стороны священнослужителей, которые считала поэта «вредным» элементом.

Педагогическая нить прослеживалась и во втором важном концепте – любви. Его высказывания об этом сильном чувстве порой были полярными, он метался от восхищения этим чувством и его объектом - женщиной - до сокрушений, что так часто любовь ломает жизни. О женщинах автор всегда отзывался исключительно в положительном ключе, по его словам, женщину надо любить и ценить, делать ее счастливой, ведь для мужчины любимая женщина – это высшая ценность.

Любовь для автора была чувством многогранным – он часто писал о ней в рамках рассуждений о дружбе. Дружественные отношения для Омара были также очень важны, он считал их даром. Автор часто призывал не предавать друзей, ценить их, не разменивать на призрачное признание со стороны и не предавать их доверие. Ведь истинных друзей мало. Сам писатель признавался, что предпочтет быть одному, «чем с кем попало».
Хайям рассуждает логически и потому видит несправедливость мира, замечает слепоту людей к главным ценностям в жизни, а также приходит к заключению, что многие вещи, объясняемые теологически, имеют на самом деле вполне природную сущность. Лирический герой Омара Хайяма выступает человеком, который ставит под сомнение веру, любит баловать себя, прост в потребностях и неограничен в возможностях своего разума и рассуждениях. Он прост и близок, любит вино и другие понятные радости жизни.

Рассуждая о смысле жизни, Омар Хайям приходил к выводу, что каждый человек – лишь временный гость этого прекрасного мира, а потому важно наслаждаться каждым прожитым мгновением, ценить мелкие радости и относиться к жизни как к великому дару. Мудрость жизни, по Хайяму, заключается в принятии всех происходящих событий и умении найти в них положительные моменты.

Омар Хайям – известный гедонист. Вопреки религиозному концепту отречения от земных благ ради небесной благодати философ был уверен, что смысл жизни – в потреблении и наслаждении. Этим он злил общественность, но приводил в восторг правителей и представителей высших слоев общества. Кстати, за эту мысль Хайяма любила и русская интеллигенция.

Афоризмы
Когда в XIX веке западные исследователи впервые увидели записи философа и поэта персидского происхождения, они были удивлены их уникальностью и ума. Вскоре мудрые афоризмы о жизни, которые написал Омар Хайям, были переведены сначала с арабского на английский язык, а затем и на многие другие – в том числе на русский.

Вскоре после того, как стихи и тексты были переведены, их разобрали на множество изречений, которые быстро вошли в обиход. Можно с уверенностью сказать, что написанные Хайямом «рубаи» актуальны и по наши дни. Они настолько полюбились читателям, что сборники со стихами переиздаются и пользуются большим спросом.

Основываясь на мыслях Омара Хайяма, были составлены правила счастливой и правильной жизни, следовать которым может каждый. Не только более взрослые поколения, но и современные подростки активно используют мудрости персидского писателя. Они во многом соответствуют правилам, установленным различными религиями для праведной жизни, но написаны проще и легче объясняют суть достойного поведения:
«Холодной думай головой
Ведь в жизни всё закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно»
.

Хайяму принадлежит авторство нескольких книг. Однако исследователи не убеждены, что все вошедшее в сборники – из-под его пера. Поскольку в те времена написание слишком вольных произведений могло привести к наказаниям, другие авторы могли подписывать свои творения именем придворного философа. Однако больше трехсот стихотворений точно принадлежат ему. Во всем мире известны «рубаи» — четверостишия, написанные мыслителем. Все они имеют одну особенность: лирический герой, от имени которого ведется повествование – обычный человек «из толпы», ничем не примечательный, но склонный к размышлениям о жизнеустройстве. Написаны стихи также для простых людей. В этом их главное отличие от прочих произведений того времени, которые повествовали только про правителей и героических личностях.

Другой используемый поэтом литературный прием, несвойственный восточным авторам – отсутствие вычурности и иносказательности. Доступный язык, простота построения предложений, очевидность смысла – все это присуще его творчеству. Это может быть связано с математическим складом ума философа, который заставлял излагать мысли просто и последовательно, говоря о мире, обществе, Божественном начале или взаимоотношениях.

Творчество Омара Хайяма очень масштабно и захватывает не только область литературы, но и точные науки, философию и даже религию. Однако все его труды – будь то изобретение календаря или описание моральных правил – сводятся к упорядочиванию жизни и помощи людям в познании себя, Бога и окружающего мира.

Рекомендуем посмотреть:

Оформление детских рисунков своими руками Духовно-нравственное воспитание младших школьников Личный брендинг учителя Интерактивное обучение это
Опубликовано: 248 дней назад (29 марта 2021)
Просмотров: 298
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!