Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование мультфильмов в работе со старшими дошкольниками

Особенности использования мультипликационных фильмов в формировании культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста
Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений, родителям дошкольников и студентам педагогических факультетов.

Формирование культуры речевого общения является важнейшей частью воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период ребенок формируется как личность, которая обладает определенными нравственными качествами.

С целью выявления влияния мультипликационных фильмов на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, мною было проведено эмпирическое исследование на базе нашего дошкольного образовательного учреждения. Целью исследования стала проверка эффективности использования мультфильмов в формировании культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 20 детей старшей группы. Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методики:
- Е. О. Смирновой «Уровень сформированности культуры речевого общения»,
- для проведения наблюдения использовалась методика, предложенная Г. А. Урунтаевой, Ю. А Афонькиной по изучению навыков культуры общения.

На основе анализа полученных данных необходимо отметить, что у детей старшего дошкольного возраста в основном преобладает низкий и средний уровень сформированности культуры речевого общения (75%).

Следующей задачей моего исследования было определение влияния мультипликационных фильмов на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Для использования мультфильмов в педагогическом процессе была обновлена материально-техническая база – приобретены: ноутбук, видеопроектор, экран, телевизор.

Проведена работа по подбору и экспертизе мультфильмов, отобраны только те, содержание которых способствовало формированию культуры речевого общения воспитанников.

При выборе мультипликационных фильмов было отдано предпочтение советским мультфильмам, таким как:
«Цветик-семицветик» (по сказке В. Катаева), Союзмультфильм, 1948 г.;
«Дядя Миша», © Союзмультфильм, 1970 г.;
«Нехочуха», © Творческое объединение «Экран», 1986 г.;
«Баранкин, будь человеком!», © Союзмультфильм, 1963 г.;
«Чемпион», © Союзмультфильм, 1948 г. ;
«Наш друг Пишичитай», © Союзмультфильм, 1980 г.;
«Остров ошибок», © Союзмультфильм, 1955 г.)

Работа по развитию культуры речевого общения старших дошкольников на материале мультипликационных фильмов строилась с учетом следующих принципов:
- реалистичность;
- сознательность и активность;
- взаимосвязь работы над различными сторонами речи;
- мотивация речевой деятельности; наглядность;
- развитие;
- систематичность и последовательность в обучении;
- коммуникативно-деятельностный подход;
- воспитывающий характер обучения;
- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Предварительная работа:
- просмотр мультфильма;
- подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинок с изображением героев мультфильма, опорных картинок);
- раскадровка (подготовка картинок по сюжету мультфильма).

В подготовительной части - создавались условия для формирования интереса у детей и создания положительного эмоционального настроя на выполнение игр и упражнений.

В основной части - дети выполняли игры и упражнения по содержанию мультфильма, составляли мини-рассказы и беседовали.

В заключительной части - дети обменивались полученными впечатлениями.

Педагог использовала для такой работы следующие методы и приемы работы как:
- вступительное слово воспитателя (чтение стихотворения или загадки по теме мультфильма);
- беседу.
- прямые вопросы, например: «Какие грибы жили в лесу?»;
- вопросы на установление причинно-следственных связей: «Как получилось, что барсучонок ничего не умел, а потом всему научился?», «Почему звери не смогли узнать лиса?»;
- вопросы на определение времени действия: «Ребята, как вы догадались, что это зима? Какие приметы зимы вы увидели в мультфильме?»;
- вопросы, побуждающие к сравнению: «Похожи ли по поведению бельчата друг на друга?» и объяснение, например: «Вы поняли, что испечь пирог очень трудно: нужно сначала посеять пшеницу, вырастить и собрать урожай, перемолоть зерна в муку, замесить тесто, и только потом можно испечь пирог», а также, рассматривание предметных и сюжетных картинок (слайдов): «Рассмотрите внимательно два рисунка: каким был Гадкий утенок в начале мультфильма? Каким он стал в конце?» («Гадкий утенок», реж. В. Дегтярев); «Кто изображен на картинке? Что они делают?» («Пирожок», реж. П. Носов).

С целью подтверждения результатов наблюдения, была проведена повторная диагностика выявления уровня культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Повторная работа показала:
- 60% детей имеют высокий уровень социального развития
- 25 % детей имеют средний уровень
- 15 % имеют низкий уровень культуры речевого общения.

Высокий уровень культуры речевого общения детей, во втором случае на 35% выше, чем в первом. Показатели низкого уровня также изменились в лучшую сторону. Данный уровень был у 30% детей по отношению к повторному- 15%.

Таким образом, эффективность процесса зависит от подбора мультипликационных фильмов, содержание которых направлено на формирование культуры речевого общения у детей.

Библиографический список
1. Смирнова Е.О. С50 Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. — М .: КНОРУС, 2016. — 280 с. — (Бакалавриат).
2. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] : пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в ДОУ. Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка Родительское собрание в детском саду «Мультфильмы и дети» Мультипликация в работе с дошкольниками Консультация для родителей в детском саду «Мультфильмы как средство воспитания»
Опубликовано: 1331 день назад (3 апреля 2021)
Просмотров: 563
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!