Проект «Система оценивания с возможностью коррекции оценок обучающимися»
Автор: Юсупова Динара Хасановна, учитель МБОО СОШ с. Алеево, Неверкинского района, Пензенской области.
Описание материала: Предлагаю проект «Система оценивания с возможностью коррекции оценок обучающимися».
Целью проекта является повышение мотивации обучающихся к обучению и получению ими высоких отметок в процессе изучения школьных дисциплин.
При применении технологии, направленной на повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности и изучаемым предметам путем возможности отмены одной «двойки» в четверти, предполагается, что у обучающихся появится спокойствие. Они начнут рассуждать о своих достижениях, станут самокритичными, слез и обиженных взглядов уже не будет. Вышеуказанная технология сохранит здоровье учеников и учителей.
Цель проекта: повышение мотивации обучающихся к обучению и получению ими высоких отметок в процессе изучения школьных дисциплин.
Задачи проекта:
• изучить научную литературу по заданной теме;
• разработать технологию, ориентированную на коррекцию отметок обучающимися в учебном процессе;
• применить разработанную технологию, ориентированную на коррекцию отметок обучающимися, в учебный процесс класса;
• применив разработанную технологию, ориентированную на коррекцию отметок обучающимися, развить дух соревновательности, способствующего обучающимся «избавиться от двоек»;
• представить разработанный материал в виде презентации на конкурсе молодых педагогов.
Ресурсы реализации проекта:
• учебно-методическая литература;
• участники образовательного процесса;
• учебный процесс (первая четверть);
• программа для создания сертификатов и похвальных грамот для обучающихся «Canva».
Введение
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. В настоящее время во многих школах сохраняется система оценивания из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). И сама оценка, выставленная в дневник, имеет огромное значение в последующей учебной деятельности учащихся. Каждый родитель по – разному реагирует на оценку: на положительную – похвалой, поощрением; на отрицательную – неодобрением и т. д.
В начале 2020-2021 учебного года было проведено анкетирование обучающихся 7 класса. За основу была взята анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой, и добавлены вопросы, направленные на диагностику учеников для получения сведений о том,
• что способствует падению настроения школьников;
• какие факторы влияют на мотивацию обучающихся к учебной деятельности и изучаемым предметам;
• какие коррективы внесли бы ученики в учебный процесс для улучшения оценок и т.д.
При анализе ответов учеников при анкетировании было установлено, что у многих учеников перед выставлением «двойки» в классный журнал и дневник сразу падает настроение, ученик становятся какими - то нервозными.
Как показывает педагогический опыт педагога-наставника, что, если при невыполнении или частичном выполнении заданий оценивать деятельность ученика «плохой» оценкой, не давая возможности на не выставление «двойки», прогресса в обучении не получается. Поэтому, учитывая эти особенности и ответы учеников, была разработана технология, направленная на повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности и изучаемым предметам путем возможности отмены одной «двойки» в четверти.
При применении технологии, направленной на повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности и изучаемым предметам путем возможности отмены одной «двойки» в четверти, предполагается, что у обучающихся появится спокойствие. Они начнут рассуждать о своих достижениях, станут самокритичными, слез и обиженных взглядов уже не будет. Вышеуказанная технология сохранит здоровье учеников и учителей.
Проект реализуется с сентября 2020 года.
Описание проекта
В основе технологии, ориентированной на коррекцию оценок учениками, лежит регулирование обучающимися собственной успеваемости в духе соревновательности путем использования сертификата, отменяющего выставление «двойки» в классный журнал и дневник школьника.
Сертификат, отменяющий выставление «двойки», неприменим:
1) при выставлении отметок за контрольную работу;
2) при выставлении отметок за самостоятельную работу.
Сертификат, использующийся в рамках данной технологии:
1) выдается раз в начале каждой четверти и распространяется на «отмену двойки» один раз в четверти;
2) действует только при предъявлении его учителю, что тем самым подразумевает ответственное отношение обучающегося к своей учебной деятельности к процессу обучения;
3) считается недействительным после использования (после «отмены одной двойки»).
Ученики, не воспользовавшиеся сертификатами в учебном процессе в течение учебного года, должны быть отмечены учителем и награждены похвальной грамотой за старание и усердность в изучении предмета.
Предлагаемая технология ориентирована, прежде всего, на младших школьников, но может быть использована и для коррекции оценок обучающимися в средних и старших классах.
Применение технологии не требует специальных знаний и навыков. Применять разработанную технологию могут и педагоги, и родители.
Результатом применения технологии, направленной на коррекцию оценок обучающимися, является:
1) не просто уменьшение числа «двоек» и остроты учебных проблем, и то, что учеба начинает приносить удовольствие и радость, сам учебный труд становится интересным и принимает дух соревновательности;
2) самоанализ учениками своей учебной деятельности и постановка новых учебных задач, направленных на улучшение отметок.
Результаты апробации
Технология, направленная на повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности и изучаемым предметам путем возможности отмены одной «двойки» в четверти, оказалась эффективной и интересной самим обучающимся.
В качестве доказательства выше отмеченного можно привести пример с мальчиком-семиклассником, у которого, благодаря применению учителями-предметниками (Юмакуловой Алсу Кадимовной, Юсуповой Динарой Хасановной) данной технологии на уроках информатики и математики, повысилась мотивация к изучаемым предметам и к учебной деятельности.
Анализируя учебную деятельность ученика-семиклассника на уроках математики и информатики в первой четверти 2020-2021 учебного года, было получено следующее:
• ребенок стал интересоваться новой информацией;
• постепенно начал проявлять интерес к содержанию учебных дисциплин;
• отметилась активность на уроках;
• ученик стал прислушиваться к требованиям учителей, проявлял в некоторых случаях усердность;
• заметно повысилась учебно-познавательная целеустремленность.
Результатом применения технологии, направленной на коррекцию оценок, при этом стало уменьшение остроты учебных проблем и числа «двоек».
По итогам первой четверти 2020-2021 учебного года в рамках разработанной и внедренной технологии в учебный процесс 7 класса, отметилось благоприятное влияние и эффективность примененной технологии.
Количество учеников, воспользовавшихся предложенными сертификатами на уроках информатики и алгебры
Анализируя учебную деятельность учеников 7 класса в первой четверти 2020-2021 учебного года, которые воспользовались сертификатом (36%), можно отметить, что при применении нами данной технологии на уроках информатики и алгебры с учениками-семиклассниками, у обучающихся появилось спокойствие. Они начали рассуждать о своих достижениях, стали самокритичными и улучшили свою успеваемость.
Мы представили здесь некоторые результаты апробации предлагаемой технологии. Она может найти и более широкое применение. Отдельные наши наблюдения показывают, что технология может быть использована и для работы родителей со своими детьми.
Рекомендуем посмотреть:
Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГ