Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через использование разнообразных видов театра»
Автор: Сокова Светлана Сергеевна, воспитатель МБОУ «Новоталицкая СШ», дошкольные группы «Родничок».
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит значительный скачок в развитии таких психических процессов как речь, восприятие, память.
Речь – основа психического развития дошкольников. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью.
Ребенок не всегда может выразить словами то, что хочет сказать, это может привести его к агрессии. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Джанни Родари утверждал: «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Через театрально - игровую деятельность дети получают новые впечатления, знания, умения, знакомятся с нравственными понятиями, у них развивается речь, мышление.
Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её в качестве эффективного педагогического средства, при этом ребенок испытывает удовольствие и радость. Так как театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, увлекают их.
«Театрализация – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее» О.П. Радынова.
С помощью театрализованных игр - занятий можно решать практически все задачи программы, наряду с основными методами и приемами развития детей, можно и нужно, использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.
Большое внимание необходимо уделять вопросу создания соответствующей развивающей среды в группе, с учетом поставленной цели и индивидуальных особенностей малышей.
Предметно - развивающая среда в группе должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечивать не только совместную театрализованную деятельность, но и являться основой для самостоятельного творчества каждого ребенка.
Для этого в группе должны быть разнообразные виды театров:
1. Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук. Игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.
2. Настольный театр – помогает координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
3. Театр кукол «Би-ба-бо» - посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
4. Театр на палочке – расширяет и обогащает словарь детей; развивает произвольное внимание, память, фантазию.
5. Театр на фланелеграфе – развивает творческие способности; содействует эстетическому воспитанию; развивает ловкость; умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.
6. Уголок ряженья - позволяет точнее передавать образ не только действиями и словами, но и мимикой, жестами, внешним видом, который играет существенную роль в формировании поведенческих черт персонажа; развивает эстетические вкусы ребят; расширяет представления о мире вокруг; даёт возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей.
7. Театр игрушек (любые игрушки) – доставит ребенку радость, внесет разнообразие в его игру, сделает игрушку еще более интересной и привлекательной.
8. Театр шапочек и масок – повышает интерес к театральной игре.
9. Пирамидки, на которых изображены герои сказок («Репка», «Теремок»), которые дети охотно собирают, а так же с удовольствием рассказывают друг другу сказки.
10. Театр «Волшебные перчатки»
Этот вид театра позволяет вовлечь ребенка в непосредственно - образовательную деятельность; получить положительные эмоции. Работа в нем строится с учетом индивидуальных особенностей детей; ребенок ненавязчиво и поэтапно совершенствует движения.
Каждый ребенок талантлив изначально, а перчаточный театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения.
В перчаточном театре развиваются:
· навыки общения, способности взаимодействия с людьми;
· мелкая моторика кисти;
· умение находить выход из ситуаций;
· социальные навыки: доброта, сочувствие, сопереживание положительным героям;
· сенсорные ощущения;
· эмоциональная сфера, спектр чувств и эмоций;
· мышление, воображение, речь, внимание, память.
Ценность такого театра в том, что ребенок, надевая на руку перчаточную куклу, начинает отождествлять себя с ней. Через куклу – перчатку ребенок сможет попробовать себя в разных ролях, может выразить то, что его тревожит в этот момент, а также избавиться от своих страхов.
Куклу – перчатку педагог может применять и в период адаптации детей к детскому саду. Она помогает сблизиться с ребенком, ребенок легче идет на контакт, быстрее складываются доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Кукла – перчатка, надетая на руку взрослого, как бы «оживает» и вызывает интерес у детей. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни…
Перчаточный театр отвечает всем педагогическим требованиям:
- доступность,
- эффективность воздействия,
- вариативность в использовании.
Пособие мобильное, универсальное, прочное и безопасное.
Сделать перчатку «волшебной» очень просто: от целой детской перчатки отрезать пальчики, а на верхней ее стороне пришить липкую ленту. Перчатки размером с детскую ладошку, поэтому детям легко и удобно. Они яркие, мягкие, поэтому дети их обожают, они легко стираются, экологичны.
Любая маленькая мягкая игрушка легко крепится на липкую ленту.
«Волшебные перчатки» можно включать во все образовательные области: познавательное и речевое развитие, чтении художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, социализацию.
Такой вид театра можно применять в различных режимных моментах в виде игр: во время умывания детей, укладывания спать, при сборе на прогулку; в ходе наблюдений за окружающим.
Таким образом, театральная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованная игра – эффективное средство развития личности ребенка. Он становятся активным, раскрепощенным, пропадает комплекс «я не умею», духовный мир становится ярче и краше, ребенок легче адаптируется в обществе.
Информационные ресурсы:
1. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.: ВАКО, 2007г.
2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: - Сфера 2009г.
3. Веракса Н.Е. Вераксы А. Н. играем в сказку «Теремок»: - Мозаика-Синтез 2009г.
Похожие записи:
Опыт работы воспитателя. Театрализованная деятельностью в детском саду.
Проект по театрализованной деятельности в детском саду. Старший дошкольный возраст
Лэпбук для детского сада «Игры по театрализованной деятельности»
Развитие творческих способностей детей через театрализованную игру