Методическая разработка об осенних красках для детей 6 - 7 лет. «Осенний вальс». Осенние эскизы.
Атрибуты: листья для листопада, диск, веточки, корзинка для листьев, односторонние карточки, листья для игры, хрустальный колокольчик, деревья – карточки двусторонние.
Ход праздника
Праздник начинается в группе. Воспитатель собирает детей перед репродукциями картин русских художников, посвящённых ранней осени, золотой осени и поздней. Например, И. Левитан «Золотая осень», И. Левитан «Октябрь», Шишкин «Поздняя осень». Читает стихи, например, «Сентябрь нарядный» про каждый период, спрашивает детей, какой из отрывков больше подходит к той или иной картине. Почему? Выслушивает ответы детей.
В сапожках красных, в костюме жёлтом,
Сентябрь вышел в наряде модном.
Шагает франтом по травам луга,
Несёт подарки своим подругам.
Осинки в роще, в лесу берёзы
Ждут цвет медовый и злато в косы.
(Сентябрь)
Унылая пора! Очей, очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса!
(Октябрь)
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки – невидимки,
Облетая с каждого куста
(Ноябрь)
В результате беседы подводит к мысли, что осень бывает разная, и каждый раз она хороша по – своему. Какая осень вам нравится больше всего? Почему? Мотивировать детей на встречу с золотой осенью – самым красивым и поэтичным временем года.
Воспитатель:
Прогуляемся немножко по осенним ковровым дорожкам,
Ветер быстро нас в вальсе подхватит, надевайте нарядные платья!
(все идут в музыкальный зал)
Под музыку дети с воспитателем заходят в зал, празднично украшенный листьями. В центре зала подвешен диск с листьями для листопада. Воспитатель рассматривает с детьми оформление зала – деревья в осеннем наряде, листья, падающие с деревьев, нахохлившихся воробьёв, снегирей, солнышко за тучкой. Как красиво вокруг!
Начинается Листопад
(воспитатель дёргает, подвешенный к потолку диск с листьями за нитку)
Дети:
Глянь на улицу: повсюду листья по ветру летят,
В дивном вальсе закружился разноцветный листопад!
Листья под ноги ложатся мягким, красочным ковром,
И от дождика слезятся золотом и серебром.
(О. Бейгул)
Песня «Осенью в лесу»
Дети:
Посмотри! Покраснели осины,
В шалях жёлтых берёзки стоят…
У лесной примадонны рябины
Бусы алым рубином горят.
Нарядилась, как будто царевна,
На роскошном осеннем пиру.
Ей лесная русалка, наверно,
Заплетала косу поутру. (Автор:Л. Чадова)
Воспитатель: Такие замечательные, проникновенные стихи мог написать только человек, глубоко чувствующий красоту природы. Сколько красивых сравнений прозвучало – «шали жёлтые» у берёз, бусы горят «рубином». А что обозначают слова – «рубином горят»? (ответ детей) Ребята, давайте соберём эти красивые листочки. Они нам понадобятся для рисунков (собирают в корзиночку). Да, поэты часто использовали красочные сравнения в своих стихах. У меня в руках карточки разного цвета. Цвета необычные. Сейчас проверим, знаете ли вы их.
Игра «А это, какого цвета?»
Описание игры: на ковре разложены карточки разного цвета – изумрудного, оливкового, багряного, алого, медового, рубинового, багрового, золотого, серебристого и т.д., белой стороной вверх, а цветной – вниз. Пока звучит музыка, дети на носочках бегают по ковру. С окончанием музыки поднимают любую карточку, называют её цвет (играем 2 – 3 раза). После игры воспитатель подводит итоги. После игры дети берут листочки.
Дети с листочками в руках:
В чудесном вальсе не спеша, кружит осенний лист,
Он исполняет танец свой, как виртуоз – артист.
В порывах ветра он летит, стараясь не упасть,
В его движеньях круговых, мне кажется, есть страсть!
И украшают листья парк, дорожки, луг и сад,
И одевает их листва в шуршащий свой наряд!
За кружевную красоту, листвы осенней сень,
За самотканые ковры люблю осенний день!
(Г. Хмелевская)
Вальс с листьями
(после танца готовятся к сценке)
Инсценировка «Осень в лесу»
Ведущий:
Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину –
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
Осина: «Стыну…» –
Ведущий:
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жёлтому наряду:
Берёза:
«Ну и платье! Что за прелесть!»
Ведущий:
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
Мороз (звенит колокольчиком, пауза)
Ведущий:
И берёзка шепчет:
Берёза: «Зябну!…»
Ведущий:
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
Дуб: «Мёрзну! Мёрзну!»
Ведущий:Обмануло золото –
Все:Не спасло от холода.
(Автор:А. Гонтарь, в переводе В. Берестова)
Песня «Осенние песенки»
Воспитатель:
В нарядном осени убранстве
Берёза, ясень, липа, клён.
Рябины гроздья среди листьев
Рубиновым горят огнём.
Всех в этом вальсе осень кружит,
И, не жалея доброты,
Как будто фея всем под ноги
Бросает золото листвы.
(Ирина Бутримова)
Воспитатель: Но осенью листья не только золотого цвета. Они разного – медового, оливкового, багряного, рыжего, янтарного цветов. Какие листья сейчас быстрее соберутся в свой кружок?
(раздаёт листья) Красные - соберитесь в свой кружок, и т.д.
(Игра проводится под музыку, играем 2 – 3 раза. Можно сразу определить ориентиры – Красные собираются около рябины, жёлтые – около берёзы, оранжевые около клёна, зелёные – дуба, использовать полумаски т.д.)
Игра « Чей кружок быстрее соберётся»
Цвета, оттенки листьев для игры:
Красный: Рубиновый, Багряный (ярко-красный), Алый, Багровый
(тёмно – красный).
Жёлтый: медовый, золотой.
Зелёный: оливковый, изумрудный, хаки.
Оранжевый: янтарный, бронзовый, рыжий.
Описание игры: Количество детей и листьев одинаковое. Под музыку дети бегают врассыпную, с окончанием музыки собираются в кружочки по цвету. Кто быстрей? Воспитатель подводит итог игры.
Дети:
Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.
Рады мы последним теплым, ясным дням,
На пеньках опятам, в небе журавлям.
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой,
А, добавив красной, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты.
Получилась осень – глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать? (Автор:И. Бутримова)
Песня «Осень – Царица»
Воспитатель: Как хорошо мы отдохнули, насладились звуками осеннего вальса, осенней поэзии, рассмотрели необычные краски осени. Теперь, ребята, нам пора возвращаться в группу. А с собой возьмём вот эти красивые листья и музыкальные впечатления. Они помогут нам создать осенний коллаж.
Под музыку выходят из зала, в группе проводится заключительная часть осенней программы - изобразительная деятельность. Дети выполняют индивидуальную либо коллективную работу, например, «Осенний вальс», или «Расплескала Осень краски». Можно, по желанию, устроить осеннее угощение, красиво сервировав стол.
Рекомендуем посмотреть:
Осенний праздник КВН в подготовительной группе
Осенний праздник в подготовительной группе: «Осень, славная пора»
Осенняя ярмарка в подготовительной к школе группе. Сценарий
Осенний праздник в детском саду. Старшая - подготовительная группа. Сценарий