Игра как средство формирования навыков самообслуживания во второй младшей группе
В детский сад приходят дети, которые не привыкли к жизни в коллективе, приспосабливаются к новой обстановке. Воспитатель узнает каждого ребенка, уровень его развития, индивидуальные особенности и вместе с тем устанавливает с ним близкие, дружеские взаимоотношения, старается вызвать у него доверие, желание общаться.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Труд детей этого возраста тесно связан с игрой. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Именно через игры мы будем влиять на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
На ранней ступени развития для ребенка трудом является самообслуживание. Задача педагога научить ребенка обслуживать себя самому.
Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания через использование игровой деятельности.
Задачи:
1. Формировать умения овладевать культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.
2. Подобрать ряд игр по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья и способствует правильному поведении в быту , в общественных местах . В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественной, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале детей приучают к выполнению элементарных правил:
- мыть руки перед едой;
- после пользования туалетом;
- после игры, прогулки.
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Что бы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
И делать это надо педагогически тонко, не навязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций.
- Оснащение необходимыми материалами и оборудованием для формирования навыков.
- Создание предметно развивающего игрового оборудования.
- Единство требований со стороны взрослых.
- Приобретение навыков в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности, подаёт ребенку пример. Взрослый показывает одному двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, - чисто и аккуратно», - говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением. Особое воздействие на чувство детей оказывает художественное произведение (А. Барто) «Девочка чумазая», можно использовать песенки, потешки, стихи.
Дидактическая игра «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приемы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением.
Дидактическая игра «Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки".
Водичка, водичка.
Умой Насте (Лёше) личико.
Чтобы глазоньки блестели…
Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Дидактическая игра «Кушай Катенька!»
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымыл руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим какие они чистые».
Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умываться.
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности.
Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно, затем усложняем требования: завёртывают рукава, потирают ладошки с тыльной части рук; пользуются полотенцем и салфеткой.
Навыки самообслуживания формируются у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, кушать с закрытым ртом.
Дидактическая игра «Обед у кукол»
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
В
одевание и раздевание дети 2-3-х летнего года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. Воспитатель знакомит их с этим процессом деятельности используя игрушки, организуя игры с ними (куклу одеть, раздеть, накормить и уложить спать) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты из жизни детской группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют: «Я сама умею одеваться». Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Витя сегодня оделся первым, и посмотрите, как аккуратно».
Дидактическая игра «Собираемся гулять»
Цель: формировать самостоятельные действия: учить одеваться последовательно.
Материал: одежда, сандалии, головной убор.
Ход игры: взрослый обращает внимание детей на одежду. Объясняет назначение одежды, показывает действия с ней, произносит потешку:
Наденем на Катеньку шарфик полосатенький.
Наденем на ножки новые сапожки.
Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.
Заключение
В работе с детьми младшего дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно - гигиенических навыков и занимает первое место среди методов и навыков воспитания самообслуживания.
Проведя ряд дидактических игр: «Уложим куклу спать», «Умоем куклу», «Оденем куклу на прогулку» и т д. мы убедились, что эти игры положительно влияют на развитие формирования навыков самообслуживания. Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения.
Воспитатель является руководителем игры. Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.
Похожие записи:
Формирование навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями
Конспект НОД по конструированию в детском саду. Вторая младшая группа
Родительское собрание в младшей группе. Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у дете
Консультация для родителей ДОУ. Трудовое воспитание в семье