Конспект беседы для детей старшего возраста от 5 до 6 лет группы общеразвивающей направленности на тему «Козловский женский костюм»
Беседа для детей старшего возраста на внеурочную деятельность. Описание национального костюма г. Мичуринска. Костюм, Козловчанка, резная изба, лапти, панева, рубаха, козловский узор.
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.
Задачи:
• познакомить детей с Козловским женским костюмом: его деталями, элементами вышивки козловского узора;
• продолжать знакомить с устным народным творчеством - пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора.
Оборудование: мини-музей русская изба; кукла Козловчаночка в женском козловском костюме; разрезные карточки с геометрическим орнаментом; фотографии с деталями козловского женского костюма, аудиозапись русских народных мелодий.
Ход беседы
Воспитатель приглашает детей посетить мини-музей детского сада, их встречает кукла Козловчаночка в козловском женском костюме:
Воспитатель:
В светло горницу войдём,
Взглядом всё тут обойдём.
Сразу видно – в этой горнице
У хозяйки всё здесь спориться –
Чистота и уют, да душистые пироги здесь видно пекут!
Здравствуй, красавица!
Нам здесь очень нравится!
Здравствуйте, детушки – касатушки!
Козловчаночка: Я рада вас видеть, у себя, у Козловчаночки! К встрече я готовилась – в горнице прибрала, пироги в печь поставила, да принарядилась для вас. Нравиться ли вам, детушки, мой наряд? На мне не простая одежда, а старинный козловский женский костюм.
Вы тихонько посидите,
На меня все посмотрите,
Расскажу вам не тая
Что надела на себя.
Во все времена русские люди стремились к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты и радости. С давних времён на Руси «красный» значит красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром. Вот и цвет моей рубахи тоже красный - символ солнца, которое несет свет и тепло на Землю, отделка манжет зелёный – символ жизни и богатого урожая. Рубаха – это длинная, ниже колен, одежда, раньше её шили из льняных, конопляных тканей. По низу, подолу, рубаха украшена элементами геометрического орнамента - полоски, ромбы, треугольники.
Воспитатель:
Посмотрите на столе лежат разрезные карточки с орнаментами геометрического узора, но кусочки перепутались. Давайте правильно сложим карточки геометрического орнамента козловской вышивки.
(Дети выполняют задание, звучит русская народная мелодия.)
Козловчаночка:
«У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи», «Своя рубашка ближе к телу». Сверху рубахи надета на мне душегрея – короткая, одежда чуть ниже талии без рукавов на лямках. Назвали этот предмет так, потому что считали, что он греет душу. И понёва – это деталь женской одежды, некое подобие юбки. Шили её из шерстяной ткани домашнего изготовления черного, синего или красного цветов в белую клетку – символ черноземной, плодородной земли нашего края.
Глухая понева шилась также из трех полотнищ ткани, со вставкой синего куска ткани, которое вшивалось в поневу спереди. Вверху она собиралась на шнурок. Глухая понева была короче рубахи и не закрывала ее расшитый по низу подол.
Красоту моему женскому народному костюму придаёт головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось в старину только девушкам, а я замужняя женщина и на голове у меня сорока - кичка с маленькими острыми рожками. Она украшена кружевом и разноцветными шерстяными клубочками – оберегами от всякого недоброго взгляда. А в старину, на козловщине, головные уборы украшались жемчугом, стеклярусом, бисером, золотыми и серебряными нитями.
Козловчаночка:
Собрались мы позабавиться,
Да потешиться – пошутить,
Поиграть да посмеяться.
С вами, ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего.
Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
(При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.)
Козловчаночка: А, на ногах у меня лапти – обувь очень удобная. Сплетены они из лыка. В старину их плели из коры разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.
«Лапти – лапоточки для сына и дочки,
Для девицы – подружки, для старика, старушки.
Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!»
(Звучит русская народная плясовая. Козловчаночка приглашает детей поплясать).
Козловчаночка: Отношусь я к своему наряду очень бережно, потому что досталась она большим трудом, храню её с любовью, и передам своим детям, внукам и правнукам.
Воспитатель: Спасибо, тебе Козловчаночка, за необычайно красивый, согретый любовью и добром рассказ о твоём козловском женском костюме. Ребята, понравилось вам в горнице у хозяюшки Козловчаночки?
А теперь ответьте на мои вопросы и загадки:
- Чей наряд на Козловчаночке – девичий или женский?
- Какого цвета рубаха, какова её длина?
- Что такое понёва?
- Что означают цвет и клетка на понёве?
- Как называется предмет одежды, который греет душу?
- Как называется козловский женский головной убор?
- Не ботинки, не сапожки,
но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
и плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
их веревкой привязали.
(Лапти)
Козловчаночка:
Молодцы, деточки!
Славно провела я с вами времечко.
Пирожки мои поспели, налетайте веселее.
Угощайтесь, да со мною прощайтесь.
Дети благодарят Козловчаночку, прощаются, уходят в группу.
Рекомендуем посмотреть:
Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе ДОУ