Консультация для воспитателей ДОУ. Многофункциональное нетрадиционное физкультурное оборудование «Дощечка здоровья»
Подготовила: Апейкина Елизавета Сергеевна, воспитатель, Пенза, 2024
Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым!» Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития.
В настоящее время в дошкольных учреждениях ярко выделяется проблема снижение внимания у детей, синдром гиперактивности, изменения в поведении. У некоторых детей нарушена координация движения, походка, плохое удержание равновесия и неловкость в движениях. Снижение памяти, обучаемости, и речевой функции отрицательно влияет на проведение образовательной деятельности в детском саду. Поэтому необходимо не только сохранять здоровье, сколько формировать его, совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста за счёт использования новых здоровьесберегающих технологий, в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.
Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с трудовыми обязанностями. Полноценное развитие личности требует поиска новых форм, средств и методов для гармоничного психофизического развития дошкольников. Использование балансиров позволяет стимулировать внимание, мозжечковую функцию, улучшить координацию движения, ловкость, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела. Положительно влияет на психомоторное развитие и речевое.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
- создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Наряду с традиционным стандартным оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом, оно обязательно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий.
Одним из средств повышения внимания, улучшения координации движения, походки является балансир.
Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Он представляет собой доску (платформу), на которой ребёнок стоит или сидит, выполняя задания и различные упражнения. Платформа (доска) для балансировки представляет собой лишенную устойчивости поверхность, на которой необходимо удержаться. Балансировать непросто и требует координации. Детям интересно и весело балансировать на платформе им приходиться напрягать самые мелкие мышцы тела для удержания равновесия.
Физические упражнения с балансиром
-
Солнышко и веревочки применяются для перешагивания, прыжков с продвижением вперед, что оказывает положительное воздействие на весь организм занимающихся. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.
-
Общеразвивающее упражнение «Рыбка».
И.п." - лежа на животе, руки вытянуты вверх. 1 - прогнуться. 2 – и.п.
Данное упражнение направлено на развитие гибкости спины.
-
Общеразвивающее упражнение «Самолет».
И.п. – встать на середину доски, поднять голову, выпрямить спину, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Данное упражнение направлено на развитие координации движений, вестибулярного аппарата. Ребенок встает на середину плоскости. Начинает удерживать равновесие на балансире, помогая руками, вытянув их в стороны.
С усложнением: Самолет полетел — медленно отводит назад одну ногу, корпус немного вперед для уравновешивания. Чтобы удержать равновесие, руку, перекрестную отведенной ноге, отвести немного в сторону и вперед, а другую руку — немного в сторону и назад. Также даем ребенку мешочки с песком для утяжеления (в одну руку или в две).
-
По мостику. Для профилактики плоскостопия. Переворачиваем квадратный балансир или балансир-бревно и идем по мостику — пройти приставным шагом по выступающей части.
- Сидя «по-турецки», самостоятельно раскачивает доску, после чего удерживать равновесие. (выполнить 1-2 мин.) спина прямая, голова не опускается, контролировать положение пальцев.
-
Игровое упражнение «Медведь».
И.п. – упор на руки и ступни.
Данное упражнение направлено на укрепление мышц спины и ног, вестибулярного аппарата. Ноги обязательно должны быть прямыми.
-
Игровое упражнение «Мячики». И.п. – сесть перед балансиром друг против друга, ноги врозь. Прокат мяча друг другу. Развитие координации движений, одновременно работают крупные и мелкие мышцы рук и верхнего плечевого пояса.
Прокатывание мяча двумя руками от черты.
Скатывание мяча по наклонной доске.
Прокатывание мяча придерживая его двумя или одной рукой.
Перекатывание мяча друг другу в парах, стоя на коленях.
Несмотря на то, что набор упражнений в целом, кажется довольно простым, не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а затем в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями при системной работе, эти упражнения дают хорошие результаты для физического развития детей.
Методы активизации педагогов
1. Вопрос для обсуждения темы:
-Что подразумевается под словом «нестандартное оборудование»?
- Как вы думаете, какие требования предъявляются к нестандартному оборудованию? Каким оно должно быть?
2. Практическое применение нестандартного оборудования педагогами ДОУ.
Используемая литература
1. Методическое руководство к универсальному игровому пособию «Островки» П.В. Быстров.
2. Теория и методика физической культуры дошкольников. Учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических вузов / Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарёва. – Спб., «Детство – пресс», 2010. – 656 с.
Рекомендуем посмотреть:
Спортивное оборудование для детского сада своими руками
Напольная игра «Рыбалка» для детского сада своими руками
Нестандартное выносное оборудование для детского сада своими руками
Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками