Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Серебряный герб или в гости к дедушке Корнею

«В гости к дедушке Корнею"
Необыкновенное детство и отрочество Чуковского. Викторина по произведениям Корнея Ивановича
Цель: познакомить с биографией знаменитого писателя, показать непростой путь роста и зрелости, заинтересовать детей чтением произведений К.И. Чуковского.

Ребята, что общего между Доктором Айболитом и Мухой-Цокотухой, между Бармалеем и Бибигоном, между Федорой и Крокодилом Крокодиловичем? (Ответы детей). Правильно, все они – герои книг Корнея Ивановича Чуковского.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы отметить юбилей 140 лет со дня рождения этого замечательного человека, который очень любил детей и посвятил им много стихов и сказок.

Предлагаем познакомиться с биографией Корнея Ивановича Чуковского, перелистав странички «Чуккалендаря»
«31 марта 1882»
А известно ли вам, что когда он был мальчишкой, то звали его совсем не Корней! И фамилия его была не Чуковский! Это было давно, ведь сказочник родился 31 марта 1882 года в Петербурге. Мама назвала его Николаем, а фамилия мальчика была Корнейчуков. Мама одна воспитывала Колю и его старшую сестру, она зарабатывала на жизнь стиркой белья, и семья жила очень скромно.

«Детские годы»
Когда Коля был совсем маленьким, они переехали в Одессу.
Маму Коли и сестры его Маруси звали Екатерина Осиповна. Она бала необыкновенной женщиной. Красивой, сильной, доброй, трудолюбивой и очень стойкой! Она любила чистоту и до блеска вычищала всё вокруг. Спала всего 2 – 3 часа, упорно работая, для того, чтобы не только прокормить своих детей, но и дать им хорошее образование. Это была её мечта! Поэтому Маруся и Коля ходили в самые лучшие учебные заведения – гимназии, женскую и мужскую.

Екатерина Осиповна держалась очень достойно, никто не принимал её за прачку. Стирала бельё она ночью, на стирку уходила большая бочка воды, которую днём нужно было заполнить вёдрами, таская воду с соседнего двора. Это был очень тяжёлый труд. А потом целый день Екатерина Осиповна гладила постиранное бельё угольным утюгом.

Маруся очень хорошо училась, и вообще была правильной девочкой. А Коля, поступив в гимназию, пристрастился к чтению и стал писать стихи. Только он их никому не показывал, кроме своего друга Тимоши. Коля хранил тетрадку со стихами в их тайном убежище, вигваме. В гимназии проявился его литературный талант и склонность к языкам. Коля лучше всех писал диктовки, очень любил уроки латинского языка. Но его исключили из пятого класса гимназии! И при всех вырвали из его фуражки гимназический знак – серебряный герб. Это было для Коли неожиданным горем и большим потрясением!

Самое страшное было для него – сказать об этом маме, зная её заветную мечту.

Мама его никогда не ругала, услышав плохую весть, она просто замолкала, темнела лицом от головной боли и целый день лежала, не имея сил сдвинуться с места. Поэтому Коля несколько дней не говорил маме о своём исключении, пока не узнал, что его выгнали из гимназии не по его вине, а по специальному правительственному распоряжению, которое приписывало гимназии и другие учебные заведения «очистить « от детей «низкого происхождения», от детей кухарок и прачек.

После этого у Коли с мамой состоялся очень доверительный разговор, и Коля поклялся маме, что обязательно получит хорошее образование!

И вот в 6-м классе Коля не только учился, не посещая гимназию, а делая уроки со своими гимназическими товарищами ( представляете, какое для этого нужно иметь упорство и терпение!), но и ещё работал, чтобы помочь маме. На жизнь он зарабатывал случайными заработками: помогал рыбакам чинить сети, расклеивал афиши, ползал по раскаленным крышам одесских домов и счищал с них старую краску, чтобы маляры могли покрасить их заново. А в свободное время мчался в библиотеку и читал все подряд. Иногда покупал дешёвые книги на рынке. Однажды ему попался «Самоучитель английского языка». Целый год не расставался Коля с этой книгой. Он залезал на крышу, мелом писал на ней огромными буквами английские фразы, и долго-долго шагал над ними, заучивая наизусть. Так он выучил английский язык, правда, без правильного произношения!

На самом деле, Коля был ещё ребёнком, который не наигрался в детстве. Поэтому у него случился срыв на три месяца, когда он не мог не учиться, не работать, а хотел только гонять воздушного змея и больше ничего не делать. В это время Коля поссорился с Марусей и мамой, ушёл из дома и жил на море, ночуя в лодках или на холодном песке.

Вернул его к нормальной жизни его друг Тимоша, который много болел и послал сестру за Колей, чтобы он помог ему с учёбой. Коля почувствовал свою силу в том, что он может поддержать друга, отставшего от учёбы. Он взялся за дело, стал заниматься с Тимошей, потом вернулся домой, где его терпеливо ждала мама.

После нескольких лет упорного труда, Николай всё-таки сдал экзамены за курс гимназии и поступил в высшую школу. Его мама была счастлива, сбылась её мечта! Она никогда не любила просто гулять, а тут ей понравилось прогуливаться под руку со своим взрослым сыном по приморскому бульвару, и гордо говорить встречным знакомым: «А это мой сын, выпускник гимназии», а после она представляла Николая так: «Это мой сын, писатель!»
О своем детстве Чуковский очень ярко и захватывающе рассказывает в автобиографической повести «Серебряный герб» (Показ книги с выставки)

«1901 «Журналистика»
Когда Николаю исполнилось 19 лет, в газете «Одесские новости» была напечатана его первая статья об искусстве, заметки и статьи о книгах и выставках. Тут-то и появилось у молодого журналиста новое имя Корней Чуковский. Мы к нему так привыкли, что никто не задумывается над тем, что оно «не совсем настоящее»!
А потом Чуковский переехал в Петербург, сам пробовал издавать журнал, сотрудничал с разными издательствами.

«1907. Переводы»
В Петербурге молодой писатель нашел еще одно интересное занятие - переводы на русский язык для детей книги английских писателей.(Подойти к книж выставке и показать книги) По чудесным переводам и перессказам Чуковского нам знакомы настоящие литературные сокровища. Это «Сказки просто так» Киплинга, «Приключения Тома Сойера» И «Принц и нищий» Марка Твена, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Приключения барона Мюнхаузена» Распэ, «Маленький оборвыш» Джеймса Гринвуда.

«1911. Языкознание»
В 1911 году Корней Чуковский начинает лингвистическое исследование. Лингвистика, или языкознание – это наука о языке: как он живет, по каким законам развивается, как человек осваивает язык. Исследуя последнюю проблему, Чуковский обратился к детской речи. Научный труд Чуковского – это толстая книга, серьезная и познавательная. Казалось бы, она должна быть интересна только специалистам… А вот и нет! Она знакома и вам, и вашим родителям. Догадались, что это за книга? Она называется «От двух до пяти» и хорошо известна читателям, потому что все научные рассуждения в книге иллюстрируются примерами, взятыми из живой детской речи. Именно эти примеры необычайно популярны
(Дети читают отрывки из книги, отрывки на листочках)

«1916. Сказки»
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал, и чтобы хоть как-то отвлечь его, Корней Иванович начал приговаривать:
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил.
По-турецки говорил , -
Крокодил, Крокодил, Крокодилович (Слайд Иллюстрация к «Крокодилу»)

Так под ритмичный стук вагонных колес родилась первая сказка Корнея Чуковского. Мальчик угомонился и заснул, а его папа стал детским писателем!

Героем многих сказок у Корнея Чуковского является крокодил. И вот крокодилы эти заблудились. Помогите им вернуться в свои сказки.

(Слайд) Викторина «Крокодилы заблудились»
Вопросы викторины на слайдах. Ответы – по щелчку.
Но вот из-за Нила
Горилла идет,
Горилла идет,
Крокодила ведет! («Бармалей»)

…И со слезами просил:
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…(«Мойдодыр»)

Бедный крокодил
Жабу проглотил. («Тараканище»)

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами. («Путаница»)

А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит, -
Солнце красное… («Краденое солнце)

«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!» («Бармалей»)

Слайд «25 загадок - 25 отгадок»
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Отгадайте их
Загадки на слайдах, ответы по щелчку
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (Пароход)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки)

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец –глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну –обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху
увидел лохматого. (Зеркало)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну (Иголка)

На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки (Птицы и огородное пугало)

(Слайд «Коробка с потерянными вещами»)
Игра для детей 1-2 классов.

«1960 «Вавилонская башня»
В 1960 году Корней Чуковский задумал перессказ Библии для детей. К этой работе он привлек лучших переводчиков, и для маленьких читателей появилась книга «Вавилонская башня и другие библейские истории». Однако, по приказу властей, напечатанный тираж книги уничтожили. Только много десятилетий спустя эта книга увидела свет. (Показать книгу). Детям эти библейские истории могут казаться сказками, а взрослые находят и постигают мудрость веков.
Пересказ некоторых легенд, выделение смысла.

Лист календаря , надпись «Дедушка Корней»
Много сказок и стихов написал для вас К И Чуковский. Они учат сопереживать, сострадать, Без этой способности человек – не человек.
«Сказки дедушки Корнея» - это книги на все времена, их читали еще наши прапрапрапрабабушки, читаем мы и возможно будут востребованы еще не одним поколением! Закончить нашу встречу хочется стихотворением поэта Валентина Берестова, которое он посвятил К.И. Чуковскому.

Похожие записи:

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе Панно «Герб Российской Федерации» из солёного теста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Проект "Герб моей семьи" в подготовительной группе детского сада. Презентация Беседа с детьми подготовительной группы ДОУ: Герб города Волгограда
Новогодний праздник. Сценарий для детей начальной школы
Опубликовано: 153 дня назад (5 июня 2024)
Просмотров: 186
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!