Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Буктрейлер для дошкольников в ДОУ

Буктрейлер технология, как эффективное средство приобщения дошкольников к чтению
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современной действительности является формирование читающего ребенка. На сегодня можно отметить две стороны данного процесса: с одной – исследователи говорят о кризисе детского чтения, с другой – отмечают наличие новых возможностей для развития личности ребенка (средства массовой информации, Интернет), в том числе для формирования интереса к чтению.
Актуальность проблемы развития интереса к чтению у дошкольников отражается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где отмечается значимость ознакомления детей с книжной культурой, детской литературой, формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Обращение к проблеме повышения интереса детей к художественной литературе обусловлено целым рядом фактов: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; значительно сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей; происходит замена книги на более быстрые и доступные средства получения информации; исчезает традиция семейного чтения. А между тем, дошкольное детство является наиболее ценным для воспитания любви и интереса к книге, так как наделен высокой эмоциональной отзывчивостью на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета.

В педагогике существует достаточно средств повышения интереса детей к чтению, в том числе и семейному. Живя в современном мире необходимо сочетать старые формы работы с книгой с новыми информационно-коммуникативными технологиями. Одним из средств приобщения детей к книге, выступает Буктрейлер.
Это сочетание двух английских слов: бук- книга, трейлер- рекламный ролик о фильме. Совмещая эти два названия, мы получаем - рекламный ролик о книге. Но все же буктрейлер - это больше, чем реклама. Это рассказ о книге, направленный на развитие заинтересованности читателя, привлечение внимания книге с помощью визуальных средств.
Цель таких роликов – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребёнка к сюжету художественного произведения. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять её и почитать.
Буктрейлеры подразделяются по способу создания, а именно на:
• Игровые (минифильм по книге)
• Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами)
• Анимационные (мультфильм по книге)
Классифицируются по содержанию:
• повествовательный раскрывает основу сюжета;
• атмосферный передает основное настроение книги и ожидаемые читательские эмоции;
• концептуальный транслирует ключевые идеи и общую смысловую направленность текста произведения.
Создание буктрейлера делится на этапы:
• выбор автора или произведение;
• создание сценария к буктрейлеру;
• подбор иллюстраций, картинок, рисунков, видеозаставок, футажа по выбранному произведению, мелодий, звуков;
• выбор программы для работы с видео;
• видеомонтаж и демонстрация.

В практике дошкольного образования для работы с детьми дошкольного возраста буктрейлеры могут быть использованы в качестве привлечения внимания к прочитанным книгам и мотивации дальнейшего знакомства с литературными произведениями.
Всё это привело нас к разработке технологии использования буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста, что предполагает включение буктрейлеров в процесс восприятия литературных произведений, где он выступает мотивацией для дальнейшего знакомства с произведением.
На первом этапе реализации технологии работа базируется на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми:
1. Просмотр буктрейлера
2. Беседа по содержанию буктрейлера, нацеленная на дальнейшее восприятие
3. Чтение художественного произведения
4. Обсуждение произведения с детьми

Для удобства применения данной технологии были разработаны вопросы беседы по содержанию просмотренного буктрейлера:
• Понравился ли вам просмотренный фильм? Почему?
• Кто (что) больше всех понравился? Почему?
• Нравится ли вам этот герой? Почему нравится (или почему не нравится)?
• Как вы думаете, о чем писатель хотел нам рассказать в этом рассказе?
• Как бы вы назвали этот рассказ? Почему?
• Почему так произошло?
• Вам интересно, что дальше произошло с героями?
• Что могло случиться с героями в дальнейшем?
Подобное эпизодическое включение буктрейлеров в образовательный процесс позволило увидеть реакцию детей, оценить уровень их заинтересованности. Для демонстрации можно брать как авторские так и готовые буктрейлеры.
На втором этапе при включении буктрейлера в повседневную жизнь детей отбирались литературные произведения, не обладающие ярким и динамичным сюжетом, а так же произведения, предназначенные для длительного чтения.
В рамках организованной образовательной деятельности буктрейлеры использовались как яркий мотивационный компонент. Отбор литературных произведений для этого осуществлялся с учетом программного содержания по чтению художественной литературы и возрастных особенностей детей. Кроме того, мы включали буктрейлер в план развлечений с детьми, которые были посвящены творчеству конкретных авторов. В ходе литературного досуга воспитатель рассказывал биографию автора, демонстрировался буктрейлер по его творчеству, после просмотра, которого дети могли высказаться о том, какое произведение понравилось и какое вызвало желание прочесть. Организовывалась литературная игра-викторина по творчеству автора, либо - драматизация по мотивам произведений. Кроме того, оформлялась выставка в группе, где дети могли рассмотреть книги и иллюстрации.
На третьем этапе постепенно дети начали проявлять интерес к буктрейлеру, стали задавать вопросы о том, как создается буктрейлер, поэтому детям было предложено стать создателями буктрейлера. Для детей создавалась ситуация выбора – выбор жанра произведения, совместный или индивидуальный буктрейлер, сбор иллюстраций, как будет происходить озвучивание ролика.
Четвертый этап работы - сотрудничество с родителями по созданию буктрейлера для формирования интереса к художественной литературе.
В первую очередь, нами был рассмотрен данный вопрос на родительском собрании, посвященном проблеме снижения интереса к книге. Познакомили родителей с буктрейлером. Для родителей был организован мастер-класс по созданию буктрейлера.
Практическая реализация технологии позволила определить оптимальные условия её функционирования – в первую очередь, это наличие соответствующих условий, соблюдение этапности реализации технологии и ориентация на активность ребенка.
Взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей, а так же использование в педагогической практике буктрейлеров способствует развитию качественного роста показателей уровня сформированности интереса детей к чтению, поддержанию традиции семейного чтения.
Буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию мотивации и условие для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов ДОУ. Педагогическая сказка ИКТ - компетентность педагога ДОУ
Как создать электронное портфолио воспитателя детского сада
Опубликовано: 77 дней назад (20 августа 2024)
Просмотров: 423
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!