Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет в летний период»
Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками. И одной из важнейших - является решение образовательных задач в совместной деятельности с детьми.
Поисково-исследовательская - это именно та деятельность, которая позволяет решать образовательные задачи через совместную деятельность детей и взрослого, поскольку в полной мере соответствует возрастным особенностям дошкольников.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
На третьем году жизни своего максимального развития достигает наглядно-действенное мышление. Это эпоха, когда манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Но на данном этапе взрослому еще рано ставить перед ребенком сложные задачи, организовывая целенаправленное экспериментирование. Можно сказать, что умение ребенка собирать и разбирать пирамидку все еще важнее, чем получение результата - правильно собранной пирамиды.
Иными словами,
основная задача экспериментирования - накопление сенсорного опыта, получение первичных представлений о свойствах предметов, а не выявление точных сведений, зависимостей, взаимосвязей. Главная же задача взрослого (педагога, родителя) - своевременное обогащение среды более сложными объектами.
Вместе с этим существуют объективные основы для развития экспериментирования. Уровень развития речи позволяет называть знакомые предметы, действия с ними, их части, свойства, явления природы и повадки животных. Появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов. Дети учатся выполнять простейшие поручения, воспринимать рекомендации.
Важно и то, что в данный период экспериментирование является одним из факторов, создающих предпосылки для развития самостоятельности ребенка: оно учит выявлять не только свойства предметов, но и собственные возможности, раздвигает их границы. В свою очередь, новообразования данного возраста, выражающиеся формулой «Я сам!», имеют существенное значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом.
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. Проявляются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Но такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Этим во многом определяется важность грамотно поддерживаемого взрослым экспериментирования.
Дети начинают проявлять любопытство, задавать взрослым многочисленные вопросы. Это свидетельствует о том, что появился интерес к познанию, новые знания и опыт входят в противоречие с уже освоенными, возникло осознание того, что не все понятно и что можно обратиться за ответами к старшим.
Поддаваясь соблазну пойти простым путем, педагоги и родители отвечают на детские вопросы или игнорируют их. При этом неизвестно, что имеет больший развивающий эффект, но точно важнее научить детей самостоятельно искать ответы на вопросы, в том числе при помощи доступных экспериментов. Педагогу необходимо обладать широким кругозором в области проведения простых и доступных для осуществления в бытовых условиях и понимания ребенком младшего дошкольного возраста опытов и наблюдений. Нужно овладеть умением переводить детский вопрос в формулировку цели эксперимента, осуществлять вместе с ним необходимые действия.
В ходе экспериментирования в различных ситуациях можно развивать как исполнительские качества детей (в этот период они уже могут самостоятельно реализовать несложную инструкцию), так и творческие способности. Можно привлекать дошкольников к прогнозированию результатов с опорой на вопросы взрослого, фиксировать результаты на основе формирующегося произвольного внимания, учить применять полученный экспериментальным путем опыт в практической и игровой деятельности.
На основное экспериментирования
у детей 3-4 лет могут быть сформированы представления о способах исследования объектов, о некоторых материалах, предметах и природных явлениях, о растениях. В условиях интересной деятельности активно пополняется словарный запас.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему?». Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: «Что нового ему удалось выяснить».
Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно, то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.
Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается.
Например: игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
Можно провести с детьми следующие эксперименты:
1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».
Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
3. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
2. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
3. "Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
4. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».
Игры с воздухом:
На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:
1. «Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
2. «Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
3. «Реактивный шарик». Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Исследовательская деятельность летом на участке:
• Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле?
• Найти божью коровку и определить ее название.
• «Разноцветные огоньки» Цель: Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Игры детей летом»
Закаливание в детском саду в летний период
Похожие статьи:
Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры с водой для детей старшего дошкольного возраста летом в детском саду
Летняя игровая программа для детей подготовительной группы детского сада на улице
Игры летом для детей 5-7 лет на участке детского сада
Летние подвижные игры на свежем воздухе в ДОУ. Старшая группа