Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лекции-дискуссии для педагогов, родителей и старшеклассников

Конспекты лекций - дискуссий для педагогов, родителей и учащихся старших классов
Автор: Топчий Борис Александрович, педагог дополнительного образования, МОУДОД "Киришский Дворец детского юношеского творчества" город Кириши.
Цикл лекций-дискуссий для педагогов, родителей и детей старшего возраста.
Темы:
1. Кто герой нашего времени?
2. «Запад есть запад. Восток есть восток. И с места они не сойдут…»
3. Русский Фашизм. Есть корни?
4. Россия для русских? Скинхеды - друзья или враги России?
5. Что такое «общечеловеческие ценности»? Мораль и право.
6. Деньги - цель жизни или средство для достижения цели?

Цель: Изучение и обсуждение проблем, поиски решения спорных вопросов через дискуссии.

Задачи:
• создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного развития старших школьников, их социальной адаптации в быстро меняющемся мире.
• социальная поддержка подростков и молодежи в личностном самоопределении.
• самоутверждение личности.
• формирование у подростков активной жизненной и гражданской позиции, жажды деятельности направленной на благо своей страны, ее развитие и процветание.
• формирование устойчивых нравственных принципов.

Материал будет полезен – классным руководителям, родителям детей старшей возрастной категории, педагогам.

В школьном учебно-воспитательном процессе данный материал можно использовать на классных часах, при проведении мероприятий близких по тематике. Родители могут использовать материал для бесед с детьми. Педагоги дополнительного воспитания смогут им воспользоваться в ходе направления – патриотической воспитание детей.

Материал рассчитан на возраст
– 14-18 лет.

Правила спора.
/Объявляются хранителем традиций перед дискуссией /

Не будь твердолобым. Помни, что в итоге спора должна возвыситься истина, а не монумент твоего тщеславия.
Спор – не драка. В драке рождаются избитые истины. Работай мозгами, а не языком.
Уважай оппонента. Соглашайся с ним, если он приводит убедительные аргументы, ведь у вас одна цель-поиск истины.

Вначале договориться о понятиях.
/ «Договоритесь о понятиях и вы избавите мир от половины заблуждений»/

Как победить в публичном споре и не быть побежденным.
• Спор - это боевое искусство, им надо владеть в совершенстве, если хочешь победить, а не просто поупражняться в красноречии.
• Наедине лучше не спорить: убедить другого в чем - либо бесполезно. Исключение: в том случае, когда твой визави умный, интеллигентный человек и вы совместно исследуете путь к истине.
• Не доказав себе, не доказывай другому. Ложную позицию защищать трудно, да и не нужно.
• Подготовься к спору. Определи свои слабые места. Продумай ответы, на возможные аргументы противника.
• Хорошо изучи своего оппонента. Если есть возможность, понаблюдай: как он ведет спор, определи его слабые и сильные стороны.
• Спорь с холодным рассудком, не горячись. Побеждай логикой, а не горлом. При этом не будь пассивным: в одном случае нужен напор, в другом - ирония, в третьем - полезно сделать вид, что укол противника пришелся мимо.
• Определите критерии, которые будут признаны обеими сторонами за неопровержимые доказательства. Это позволит не отвлекаться от темы и четко идти к намеченной цели.
• Находи веские, неопровержимые доказательства, пользуйся общеизвестными фактами. Предвари аргумент словами: «Ну, это-то всем известно!» (кроме тебя)
• Используй насмешку и иронию - это выводит противника из равновесия, заставляет ошибаться, глупить. Юмор добавит тебе симпатию публики, ему - злости.
• «Пропустив удар», получив неопровержимый аргумент, с которым спорить невозможно, соглашайся. Соглашаясь с противником в частном, ты легче добьешься, победы в целом, потому что покажешь свою объективность, заслужишь доверие публики.
• В споре опирайся на опыт и знания публики, используй аналогии (исторические, литературные) - это сжатый файл, который раскроется в голове публики (можешь рассказать басню, анекдот, известный исторический случай) - это покажет твою эрудицию.
• Иногда полезно промолчать. Мимикой, жестом, качанием головы, улыбкой, можно возражать зачастую более красноречиво, чем словами. (всем видом показывай - ну это- то вообще абсурд)
• Обнаружив слабый, невыгодный для оппонента аргумент, «прокол», на который у тебя есть сильное возражение, переспроси его с иронией: (правильно ли я тебя понял, что ты считаешь так-то и так-то) и, когда он утвердится в своей ошибке, которая уже станет очевидной для всех, приведи свой «убийственный» аргумент.
• Если противник хитрит, изворачивается, покажи публике анатомию его хитростей, чтобы она тоже это заметила. Используй насмешку.
• Если противник задергал тебя мелкими, абсурдными уколами, следует заявить: «Ну, на таком уровне мы с тобой спорить не будем»
1. Кто герой нашего времени?
Герои моего времени - Юрий Гагарин. Абсолют. Его любила вся планета Земля, а мы - еще и гордились. /Хорошо помню великое ликование – наш человек в космосе - полное счастье, единство народа. Мои родители говорили, что так радовалась страна только еще один раз: в первый день Победы./
Георгий Бабанский - герой войны с китайскими хунвейбинами.
Надя Курченко - бортпроводница, вступившая в неравную схватку с террористами.
При этом все кумиры поколения наших отцов были одновременно и нашими кумирами.
Георгий Жуков - полководец. Герои войны - молодогвардейцы – Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова.. Александр Матросов.
Это были все звезды первой величины, на них равнялись, им хотели подражать.
Конечно, были кумиры - спортсмены: Валерий Харламов, Владислав Третьяк, Валерий Брумель. Кумиры - певцы: Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Марк Бернес.
Это были наши общие кумиры: и наши, и наших родителей. Тогда не было у нас такого явления, которое сейчас называют «конфликтом поколений». Слово «звезды» тогда не было в ходу. Английское слово «star» - «звезда» занесли в русский язык, те, для кого Голливуд - Мекка, сладкая денежная мечта- наш «возлекультурный» бомонд.
Мы употребляли: герой, кумир.
Диалог Кто герой вашего времени? /Запись на доске/
Нужны ли герои вашему поколению? Знаете ли вы Федора Конюхова, Федора Емельяненко, Ульяну Лопаткину - людей, которых знает весь западный мир?
Как «раскручивают» кумиров? Культурная жизнь общества многообразна: писательство (стихи, проза), театр (опера, оперетта, балет), изобразительное искусство ( живопись, графика, скульптура). Но, почему-то, среди всех видов искусств более всего популярна музыка, а в музыке - эстрада или, как вы говорите-«попса»? Просто так или за деньги? /Тальков песня «Звезда»/ Кто платит, тот и «заказывает музыку»? Кумиры нашего с вами времени - Игорь Тальков, Виктор Цой - поэты, композиторы, Артем Боровик, Пол Хлебников, Дмитрий Холодов, Влад Листьев - самые яркие, самые смелые журналисты, Сергей Бодров, Ростоцкий - актеры. Кумиры нашего поколения. И вашего. Потому, что время у нас с вами одно. К сожалению, никого из них уже нет с нами. Все молодые ребята, настоящие, а не «раскрученные» таланты. Почему-то, несмотря на всю свою рисковую и беспутную жизнь, не гибнут люди типа/…/? Как вы думаете лицо нашей страны, лицо вашего поколения было бы другим, если бы были живы Цой, Тальков, Боровик, Листьев, Бодров? Писали бы песни, снимались бы в фильмах? Значит герои нужны? Маяковский: «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно…» А если их гасят? Видели ли вы, в последнее время, среди героев фильмов хорошего специалиста, скажем врача или успешного ученого, предпринимателя, спортсмена? Назовите. Нет. Бандит Саша Белов из «Бригады», которого талантливо сыграл актер Сергей Безруков - вот герой времени, пример для подражания. Может быть, кому-то выгодно, чтобы наше время было без героев, но с массой пустых «звезд», которых сейчас штампует целые «фабрики»? /Чем хуже голос, тем меньше одежды/
Дискуссия: Обществу потребителей не нужны герои?
Не нужны герои-военные, ученые, писатели, художники, спортсмены. Достаточно «звезд» эстрады. Шоу. / Бессмысленным стадом легче управлять. Стадо хорошо доится, когда оно не думает/ «Если звезды гаснут, значит это кому-нибудь нужно?» Время социального пессимизма?
2. «Запад есть запад. Восток есть восток.
И с места они не сойдут..» /Киплинг/?
Вопросы:
Какие штаты Америки вы знаете?
Что такое Ку-клукс-клан?
Кто такая Салтычиха?
Кто такой Редьярд Киплинг?
Кто такие глобалисты?
Кто такой Шовинэ?
Кто такой Фенимор Купер?
Кто такой Майн Рид?
Что такое скальп?
Откуда пошло выражение «пятая колонна»?
Какая связь между этими понятиями? О чем пойдет речь?

Объявление темы: Америка и Россия Любовь по расчету?
«Европа к России всегда была сколь невежественна, столь и неблагодарна.» /А.С. Пушкин/
Американская демократия – обмер черепов государственных лидеров на соответствие американским стандартам. Саакашвили - избивающий свой народ- демократ, а вот Саддам Хуссейн, Милошевич, Лукашенко - диктаторы.
«Империя зла» - СССР (по Рейгану). Россия - правопреемница? Как к нам относится Америка? Корни в истории.
История России и история Америки.
«Миссия белого человека» Западноевропейский менталитет.
За 75 лет - с появления первых европейцев в 1519 г. до 1594 г. - численность населения в Центральной Мексике, наиболее густонаселенном районе американского континента, сократилась на 95%, с 25 миллионов до едва ли 1 миллиона 300 тысяч человек.
За 60 лет с момента прихода туда испанцев, население Западного Никарагуа сократилось на 99%, с более чем 1 миллиона до менее чем 10 тысяч человек.
В Западном и Центральном Гондурасе за полстолетия было уничтожено 95% коренных жителей. В Кордобе, около Мексиканского залива, 97% за столетие с небольшим. В соседней провинции Джалапа было уничтожено тоже 97% населения: с 180 тысяч в 1520 г. до 5 тысяч в 1626 г. И так - повсюду в Мексике и Центральной Америке. Пришествие европейцев означало молниеносное и почти полное исчезновение коренного населения, жившего и процветавшего там многие тысячелетия.
Накануне вторжения европейцев в Перу и Чили, на родине инков проживало от 9 до 14 миллионов человек... Задолго до конца столетия в Перу оставалось не более 1 миллиона жителей. А еще через несколько лет - лишь половина этого. Было уничтожено 94% населения Анд, от 8,5 до 13,5 миллионов человек.
Бразилия была, быть может, самым населенным районом обеих Америк. По словам первого португальского губернатора Томе де Суза, резервы коренного населения здесь были неисчерпаемы "даже если бы мы разделывали их на скотобойне." Он ошибался. Уже через 20 лет после основания колонии в 1549, эпидемии и рабский труд на плантациях привели народы Бразилии на грань вымирания.
К концу 16 века в обе "Индии" переселились около 200 тысяч испанцев. В Мексику, Центральную Америку и дальше на юг. К этому же времени было уничтожено от 60 до 80 миллионов коренных жителей этих областей. Судьба коренных народов Америки – резервации, «огненная вода» и полная потеря национальной культуры.
Современное коренное индейское, население Америки навсегда отлучено от ее богатств, от управления страной. Назовите хотя бы одного индейца - руководителя штата, округа? Нет их. Индейцы - почти исчезнувшее, спившееся коренное население оставшееся от многих некогда многочисленных племен. От остались одни лишь названия /Дакота, Юта, Чероки./
Скальп — слово, которое по вестернам известно всем и каждому. Как мы знаем, у индейцев существовал жестокий военный обычай, по которому с головы убитого неприятеля (а иной раз даже с головы живого пленного) снималась кожа вместе с волосами. Таким образом, скальп служил доказательством того, что враг убит или обезврежен, и потому он считался весьма уважаемым свидетельством отваги, ценным военным трофеем Широкому развитию скальпирования способствовали сами европейцы. Ведь именно первые белые торговцы заказывали в Европе стальные ножи для скальпирования, а потом предлагали их индейцам! Естественно, индейцы проявили к этому европейскому «изобретению» исключительный интерес. Так, с помощью «белой техники» скальпирование было чрезвычайно облегчено.
Европейцы поддерживали скальпирование и другим способом. Отдельные европейские государства, которые боролись за господство на Американском континенте, платили своим «союзникам-индейцам» огромные премии за скальпы вражеских солдат или индейцев племен, сотрудничавших с другой стороной.
Сколько стоил скальп?
Скальп взрослого стоил -21 фунт стерл. Женщины - 5-6 ф.ст. Ребенка - 2-3 ф.ст. Район Манхеттена - современный центр Нью-Йорка, был куплен у индейского племени (кажется, чероки) всего за 40 долларов. Но зато как американское правительство переживает о судьбе наших «национальных меньшинствах» Оказывается, они входят в зону «национальных интересов» Америки! А вот сербов, например, не жалко. Их можно поливать снарядами с обедненным ураном, потому, что Милошевич - диктатор. Налицо двойной стандарт.
Шовинизм. Шовинэ - капрал армии Наполеона. Имя его стало нарицательным – шовинизм. Как и маркиз Де Сад – садизм. Все французы, заметим, не русские. Английский сказочник, создатель «Маугли» одновременно был и создателем колониальной имперской идеологии белого человека. Редьярд Киплинг. «Запад есть Запад, Восток есть Восток и с места они не сойдут, пока не предстанут небо с землей на страшный господень суд..» Англия - владычица морей. Великая колониальная империя, в которой метрополия, собственно Англия, занимала ничтожную часть. Надо было выработать идеологию, которая сплотила бы нацию, позволяла бы ей быть господствующей. История покорения Американского континента англичанами и французами описана многократно, конечно самими белыми.
Сказочная история. Фенимор Купер «Зверобой», «Последний из могикан». Майн Рид. «Всадник без головы». Это сказки. А вот в жизни… «Хороший индеец - мертвый индеец» - слышали? Расизм в Североамериканских штатах - еще один феномен менталитета западного «белого человека». Афроамериканцы - это вчерашние рабы. Ку Клукс Клан / по звуку взводимого затвора карабина/ - организация созданная для того, «чтобы показать черномазым их настоящее место» - истинный позор Америки. Это было недавно, еще в 60-х годах. Я в институте учился - в Америке во многих штатах были автобусы, бары, школы «только для белых» и «только для цветных».Это не сказки. Реальная история. Суд Линча - самосуд белых над цветными, это чисто американское явление.
Это идеология белого господина. Она имеет исторические основания.
Феномен русского менталитета
Чем русская загадочная душа отличается от, не менее для нас загадочной, англо-саксонской души? Психология русского человека также имеет корни в русской истории.
Рабство в России (холоп и смерд). /Русская правда Ярослава Мудрого/ и рабство в Америке. Есть отличия. Крепостное право. Русское дворянство. Право первой ночи. Салтычиха /осуждена и царицей и русским общественным мнением/. Декабристы- феномен России. Русские дворяне жизнью заплатили за мечту о счастье простого народа. «За конституцию-сестру Константина!» кричали простые солдаты - 14 дек. 1825 г..
Декабристы, дворяне погибли за темный народ, который их не понимал. Загадочна русская душа!
Жены - декабристки- еще один феномен, неизвестный более в мире. Русские помещики имели обязанность защищать свою Родину и право первыми пасть на поле брани. Дети генерала Раевского, подростки 12 и 14 лет, шли рядом с отцом в атаку перед строем солдат, увлекая их вперед на врага на Бородинском поле.
Среди русских дворян было очень много выходцев из татарской, башкирской, грузинской, черкесской знати. Все они были русскими (не российскими!) дворянами и Россия была их общей Родиной. Достаточно вспомнить князя Багратиона, погибшего за Россию на Бородинском поле. Он говорил о Барклае - командующем (швейцарце по национальности, ставленнике императора) – «русскому человеку дохнуть невозможно- всюду немцы!» и это грузинский князь!
Почему, за что он, чистейший грузин по крови, так любил Россию? Да и не только он.
Но вот современная Грузия строит надежды на американского дядю Сэма. Обиделись на русских, хлопнули дверью. Зачем Америке Грузия? Что будет, если мы выведем, а американцы создадут там военные базы? Против кого? При чем тут Грузия? Мечты некоторых лидеров мелких государств СНГ жить в 51, 52 штате Америки. Парад суверенитетов 90-х .Лозунг Ельцина: «берите суверенитета столько, сколько проглотите.»/Саха –Якутия. Татарстан. Латинизация национальных языков./ Страна была на грани распада. Что было бы, если бы сбылись мечты некоторых национальных князьков об отделении от России? Опыт американских индейцев показывает перспективу.
Мифы о России. «Россия тюрьма народов» - /Ленин/. Статистика 1913 года показывает неуклонный рост численности малых народов Российской империи.
«Тюрьма народов», в которой заключенным жилось лучше, чем тюремщикам. /Факты/
Национальная политика царского правительства, конфессиональная политика русского правительства была разумной. (Читайте Куприна «Поединок») Самый лучший показатель межнациональной терпимости, это межнациональные браки. Любовь сближает народы. Процесс естественной ассимиляции - характерен для многовековой истории России. Русский не чурался взять в женки ни половчанку, ни казашку, ни татарку, ни башкирку, не говоря уж про казаков, живших на окраинах империи. В казачьей крови русской меньше всего, есть и турецкая и черкесская и польская и всякая другая.
Так что, в царской России, «тюрьме народов», оказывается, татарам, башкирам, бурятам жить было можно. А вот в случае американской «цивилизации» наши «индейцы»: чукчи, якуты, мордва, буряты, возможно, будут так же, как и «ихние» индейцы, жить в резервациях и пить «огненную воду», чтобы не мешать белым братьям грабить, но только ходить/ для экзотики/, будут не в перьях, а в чунях или лаптях.
Мифы об Америке. Америка киношная и реальная. Может быть, язвы колониального мира уже в прошлом? Скажем: это было давно. Негров не линчуют, скальпы не снимают. Америка изменилась. Конечно, это правильно. Отчасти.
Политика американских правительств на установление межнационального мира дает свои результаты. Вся неслыханная мощь СМИ, Голливуда направлены на пропаганду толерантности, расовой терпимости. Надо признать небезуспешно. Американские власти вынуждены были это сделать или погибнуть. Страна развалилась бы. Сейчас у Америки другая проблема - черный расизм. Браков между белыми и черными гражданами Америки и сейчас, спустя десятки уже лет после последнего суда Линча, еще крайнее исключение. Зато весь мир учат жить «толерантно». А кто, по мнению американцев, нарушает права человека, того надо проучить. Особенно важно, когда это находится в зоне национальных интересов Америки. А зона американских национальных интересов - весь мир, где пахнет нефтью и деньгами.
Современная интерпретация «миссии белого человека». Американцы во Вьетнаме. Американцы в Ираке. Американцы в Афганистане. Америка и Сербия. Америка и Россия. Мы, русские - для них, «азиопы»? Россию - готовят как сырьевой придаток «белого мира»? Долг МВФ – ярмо России, был навязан американскими советчиками правительству «шокотерапевтов» Гайдара-Чубайса. / Испанский генерал-фашист Франко 1936 г:.«У меня есть четыре колонны и пятая в Мадриде»/ Пятая колонна – наши олигархи? Колониальная политика нового времени. Глобализм.
Happy end по-американски. «Гуд бай, Америка о-о-о…» Наутилус - Помпилиус.
Дискуссия: «В чем сила, брат?» (В деньгах? В правде?)
Есть ли у нашего правительства внятная национальная политика?

Нарочницкая Н.А.
«- Однако, справедливости ради надо признать, что такому `безнациональному` государству, как Америка, удается прививать своим гражданам патриотизм.

- Америка на самом деле воинствующе мессианское государство, вовне вовсе не либеральное, не признающее ни за кем права на историческую инициативу: « Мы управляем вами, потому что это в ваших интересах; если же вы этого не понимаете, то вы есть зло, подлежащее уничтожению». «Люби Америку или покинь ее». На Западе нас до сих пор именуют «варварами», ссылаясь на нашу историю.
- На Западе никто не переживает из-за своих исторических персонажей, которые были извергами. Никто не вспоминает, что Генрих VIII обезглавил больше своих противников, чем Иван Грозный, который, кстати, молился за всех убиенных, вспоминая их поименно. В одну Варфоломеевскую ночь по приказу Екатерины Медичи было уничтожено раза в четыре больше людей, чем за все 30 лет его царствования. Тем не менее, Россию представляют как варварскую страну, а Запад - как средоточие свободы и гуманизма. Главная наша задача - избавиться от нигилизма к собственной истории, спокойно и уверенно продолжать быть русскими. И четко знать, что Западу не нужна сильная, равновеликая ему и еще укорененная в собственных ценностях страна, которая есть объективное препятствие для глобального управления миром. Запад требует от нас отказаться от себя, и только тогда обещает выдать `троечный аттестат зрелости на цивилизацию.
3. Русский Фашизм. Есть корни?
Постановка проблемы.
Один юноша, играющий в нацизм и плохо знающий историю, высказал мне однажды такое мнение: мол, если бы наши деды - прадеды похуже бы воевали, то евреи не владели бы сейчас нашей экономикой, а мы бы баварское пиво хлестали бы.
Я же говорю, что он плохо знает историю. Спросил бы у тех же дедов-прадедов, что пока еще живы, сходил бы в наш музей, почитал бы что-нибудь из документов, план «Барбаросса», сходил бы в краеведческий музей, посмотрел бы фотографии, что творили фашисты на этой земле, глядишь, и прошла бы блажь. И понял бы он, что не пил бы он баварское пиво, в лучшем случае - подавал бы, а в худшем –вообще бы не родился.
Фашизм - определение.
Нюрнбергский процесс, казалось, навсегда покончил с идеей фашизма.
Почему забыли?
Что дал фашизм миру? Что принес он нашей стране?
Фашизм – националистическая идеология. Что «светило» русским по пресловутому плану «Барбаросса» в части его будущего?
/План Барбаросса «К вопросу о будущем обращении с русским населением / Преступные цели – преступные средства. Стр.75-78/ Можно ли говорить о том, что наши «наци» - патриоты?
«Необходимо коснуться… перед лицом огромной биологической силы русского народа…
Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских, как народ, разобщить их. (и далее) Стр.254
Что делали ? /уничтожение деревни – свидетельство офицера/Расстрел детей на барже под Кобоной / /Блокада/ Кириши- Будогощь.
Гиммлер о русских: «Русские это рабочий скот, у которого нет никакой культуры» стр.227
«Пусть в каждой деревне будет свой Бог!»
Как бороться? Рецепт дали сами идеологи фашизма.
Просвещение. Культура.
Геринг: «Когда я слышу слово «культура, моя рука тянется к пистолету»
Гитлер: «Какое счастье для правительства, когда люди не мыслят. Мышление должно состоять только в отдаче или исполнении приказа.» (Особая папка Барбаросса стр.227)
/ Культура для немцев: «Немецкое население не должно получать никакого образования…
(продолжить) там же стр.227
Может ли быть фашизм в России, стране, которая вынесла столько горя от фашистов?
Почему проявляются случаи «игры» в фашизм? В Германии это было бы понятно, но у нас ..?
Что привлекает? Каковы истинные причины? /Отсутствие знаний, отсутствие жизненного опыта, отсутствие культуры/ /Провалы в образовании, отсутствие информационной поддержки – фильмы, книги, ослабление воспитательной работы .
Вялая государственная политика - нежелание и неумение разговаривать с молодежью./

Просмотр фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм»
4.Россия для русских? Скинхеды - друзья или враги России?
Кто такие скинхеды? /Англия - родина бритоголовых, социальные проблемы, попытка властей перевести стрелки, решить сложные вопросы «простыми» методами. Английские имперские традиции – Киплинг был не только сказочником/
Почему они появились в России? /какие условия привели к этому?/
/почему в царской России, СССР не было никаких подобных ксенофобских группировок?/
Почему они есть на благополучном и демократичном Западе?
/недавние события во Франции - восстание выходцев из Алжира, Туниса./
/события в Косово - вытеснение коренного населения с исторической родины/
/ Германия – многонациональная страна – мир. В одном Берлине 300 тысяч турок. (в Москве - 2,5 млн. иностранцев.) Но в бундестаге и в местном самоуправлении в подавляющем большинстве - немцы. Немцев собирают в Дойчланд со всего мира.
Вопрос для диалога: Может быть России подойдет опыт Латвии – меньшинство населения управляет большинством - «негражданами»? Вывод: Невозможно!
Разумная ли у нас национальная политика?
а) Как это делают на Западе? Америка это уже прошла. /США - страна эмигрантов, с тяжелым расистским прошлым - рабовладение, Ку-Клукс-Клан, резервации коренного населения: киношная судьба индейцев сильно отличается от реальной. / Воспоминание советского моряка: во время войны американский караван PQ попал под бомбежку и затонул. Человек в ледяной воде Балтики погибает через несколько минут от переохлаждения. Наши, оказавшиеся рядом, стали спасать в первую очередь негров, разумно посчитав, что они менее приспособлены к холоду. Чем вызвали сильное недовольство «белых братьев». Более того, когда спасенным накрыли стол, белые американцы отказались садиться за один стол с американцами-неграми. Вот так: умирать вместе можно, а сидеть нельзя! Такова сила предрассудков./ Так было. Совсем недавно /еще в 70-х г.г./ существовали школы только для белых и автобусы, столовые только для «цветных». Хотя рецидивы еще есть - (события в Лос-Анжелесе). Проблема черного расизма. Так в жизни, а в кино - герои американских фильмов дружат неизменно - черные и белые - братья навек. И никогда не противостоят. Понаблюдайте. Это национальная политика.
б) Как это делают у нас? У нас в фильмах каждый второй бандит - кавказец. А в советских фильмах, особенно о войне, бок о бок сражаются люди разных народов, («Отец солдата») как и было на самом деле в жизни. Достаточно вспомнить панфиловцев, защищавших Москву.
Что говорят на экране: Жириновский, Митрофанов, некоторые ретивые депутаты?
Как это воспринимают нерусские народы России, «гастарбайтеры» - выходцы из нашей общей Родины – СССР ? «арбайт» - работать, «унтерменш»- недочеловек. Как это отражается на положении русских в странах СНГ ? В той же Грузии?
Президент Путин: Из 10 млн. мигрантов зарегистрировано всего около 500 тысяч. По другим подсчетам в России «гостят»15 млн. мигрантов.
По кому бьют скинхеды? Убийство иностранцев - студентов из Индии, например, с которой у нас давние дружеские связи. Как это отразится на образе России в этих развивающихся странах, за рубежом в целом? Как это отразится на нашей экономике? (ЮАР)
И, кроме всего: каков результат битья «врагов» кроме того, что врагов станет больше?
Кому это выгодно? Ясно кому: тем, кто ненавидит Россию.
Как мы ведем себя? Достойно ли великого народа? / Осташков (пьяный русский на клумбе у «восточного базара»). Равнодушие прохожих. Вот образ великой России!!!/
/Есть другой пример из прошлого - история имама Шамиля, горца: уважение к русской культуре/
Русский - русскому- брат ? Русские - «гастарбайтеры» в России. Отчего они уехали?
/Надпись на стене школы в Душанбе: «Русские братья не уезжайте, вы будете нашими белыми рабами!»/ Уехали русские в глубинку России, в костромскую, тверскую деревню. Как их приняли на исторической родине? Плохо. Почему выходцы из бывших республик легче устраиваются в Москве, Спб? Диаспора: что это такое? Есть ли у русских свои национальные проблемы? Если бьют русского где-нибудь в Грузии, Литве, Азербайджане это – хулиганство, русофобия или межнациональный конфликт?
Что делать? Государству - понятно. Нам - то, что делать?

Как избежать раскола страны по национальной принадлежности?
изучение интернациональной истории своей страны
культурное сближение
меж конфессиональный диалог
воспитание уважения, к своему народу и к другим
диалог между «коренными» и представителями диаспор
одно из главных: решение социальных проблем
Дискуссия: Великодушие русских - слабость или сила?
Подвести к самостоятельному выводу: сила!
5.Что такое «общечеловеческие ценности»? Мораль и право.
Что такое «Общечеловеческие ценности» на ваш взгляд? Назовем их. /запись/
Что такое «мораль»? /от лат.moralis нравственный. Система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от обычая или традиции, мораль получает обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрения или осуждения)/
Что такое право? /право судебное и право человека на…- разные понятия./
Какие есть у человека «права»? /запись/ Право собственности. Право убежища и т.д.
«Гражданин мира, «свободный» от религиозных, национальных, семейных связей, живет «хлебом единым» в гедонистическом рабстве плоти и гордыни , исповедуя: «ubi bene ibi patria” — «где хорошо, там и отечество». Философия либерализма уже полностью извращается в ценностный нигилизм — нетерпимый и тоталитарный. Нация уже не преемственно живущий организм, связанный духом и общим пониманием добра и зла и историческими переживаниями. Это охлос — толпа, пребывающая в гедонистической теплохладности и иллюзии народоправства, на деле — управляемая телевизионными технологиями. Это и есть судьба самонадеянного демоса и его мнимой кратии в «едином» мире, глашатаи которого, разбрасывая камни истории и сдавливая в объятиях, сопровождают свое участие демоническим искусительством: «Видишь царство сие, пади и поклонись мне и все будет твое»./Наталия Нарочницкая/
Каждый может любить так, как ему хочется. Это право любого человека. Но вот как относиться к людям нетрадиционной ориентации? Как соотнести права человека и право общества.
Определение. Согласитесь, есть разница, как назвать человека: если «бандитом», то все понятно, а если «боевиком», звучит как: «боец», почти партизан. Если бандита назвать «рэкетиром», то он уже не примитивный вымогатель, а, вроде как, Робин Гуд. «Проститутка» звучит грубо, а «путана»- почти романтично, хотя сути рода занятий и не меняет, зато изменяет отношение к вопросу. Не так ли?
Как относиться к этим людям? Даже как назвать, не знаю. «Гей» /в переводе с англ.: яркий, искрящийся, веселый/? «Голубой»? Но мне нравится этот цвет, а то чем они занимаются, не нравится. «Педераст»? грубо, оскорбительно. По старинному: «жопошник»? Тоже, вроде бы нехорошо. Назовем так: нетрадиционалы. Как к ним относиться? Где предел толерантности /терпимости/?
Раньше – преследовали. Сейчас нетрадиционалы борются за право провести свой парад на главной площади страны. Парад устраивают победители. Они что, нас уже победили? Они считают, что имеют право. А как считаете вы?
Как вы к этому относитесь? Как быть с верой, моралью общества? Где граница толерантности и есть ли она? / Обмен мнениями/
Мое мнение: Закон не запрещает им жить, так как им хочется. Но у нас это явление перешло из области чисто медицинской, благодаря СМИ в область культуры. Допустим, что человек не может отправлять надобности естественным путем, а делает это через трубочку, пусть даже с удовольствием, скажите, зачем эту интимную сторону разглядывать под лупой? Жалеть надо тех, кому Бог не дал возможности видеть и наслаждаться красотой женщины, кого не восхищают стихи Петрарки и сонеты Шекспира, рубаи Хайяма. Нельзя их обижать, нельзя проявлять недостойный здорового человека повышенный интерес к уродству. Я, например, никогда не ходил и не пойду в театр маленьких людей /лилипутов/. Мне почему-то стыдно: ведь это не зверинец. Но есть люди, которые страдают, скажем, манией величия, а некоторые ей наслаждаются. Как уберечь наших детей от педерастов, педофилов? Статистика. 16 тыс. детей пропадает в нашей стране ежегодно. Находят немногих, обычно растерзанных, изнасилованных, убитых. 3-4 года получает педофил. Психиатры утверждают в один голос: исправить психику педофила невозможно. Это подтверждают серийные убийства, совершаемые педофилами - уже после отсидки. Почему у нас такие мягкие законы? Отдельная тема: нужна ли смертная казнь за преступления подобного рода?
Нет ли антагонизма (противоречия) между нашей русской моралью, национальным менталитетом и «общечеловеческими ценностями» в узкозападном понимании?
Дискуссия.
Как определить: что нравственно, а что безнравственно? Кто это установил?

«Человек только там, где дух выше плоти» /Нарочницкая Н.А./
«Центральной идеологемой нынешнего подрыва традиционного права и сознания стал тезис о так называемых правах абстрактного человека. Философия этого тезиса - есть логическое завершение идеи автономности от Бога человеческой личности, главный результат усилий антихристианского Просвещения, который к концу Тысячелетия привел к полной атеизации и дегуманизации понятия человек и низвел свободу к свободе инстинктов, что означает рабство духа. Провозглашение жизни как высшей ценности подрывает не только всю двухтысячелетнюю христианскую культуру, но и саму основу человеческого общежития, его простейшие формы. Если жизнь высшая ценность, то мать не закроет собой дитя, муж отдаст жену насильнику. Понятие отечества и государства лишены смысла, ибо защищать их некому. Это дегуманизация человека, его бестиализация, так как человек только там, где дух выше плоти. Вера, Отечество, долг, честь, любовь - метафизические ценности были для человека выше жизни, а для христиан вдохновляющим образом была Крестная Жертва Спасителя, и в Евангелии сказано: "нет больше той любви, как если кто душу свою отдаст за други своя".
Эта концепция имеет и социальные следствия. Человек, свободный от ассоциаций с высшими духовными ценностями - религиозными, национальными, семейными, становится не гражданином Отечества, а гражданином мира, живущим по принципу "ubi bene ibi patria" - "где хорошо, там и отечество" - то есть "хлебом единым".
Такому человеку удобнее мировое правительство, а не правительство национальное.»
Лидер «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров является одновременно и членом Консультативного совета по национальной безопасности США. /Nationaly Security Advisory Council/ Как вы думаете: какие права человека и чьи интересы защищает Совет по национальной безопасности США в нашей стране?
Новодворская В. И., М. Касьянов, А. Чубайс, Б.Немцов, И. Хакамада наши прозападные «демократы». А есть ли у нас национально ориентированные демократы? Кто?
«Бойтесь данайцев дары приносящих!»/Илиада/

6.Деньги - цель жизни или средство для достижения цели?
Определим понятия. Что такое деньги?
У кого есть? Давайте рассмотрим. Это – не деньги, а купюры, «денежные лица». А настоящие деньги?
В истории человечества деньгами были, в разное время, - ракушки, шкурки редких животных /русские куны (куница), кораллы и др./ Какими свойствами должны обладать предметы, материалы, чтобы стать деньгами? Редкость /стоимость падает, когда чего-то много/. Хорошо сохраняться /не рваться, не ржаветь/. Иметь небольшую массу – удобно хранить. Что отвечает таким качествам? Золото, платина, реже - серебро. Алмазы. Вот настоящие деньги!
На купюрах часто пишут: гарантируется всем достоянием государства. Я в своей жизни уже был миллионером: зарплата была 1млн.200 тыс. рублей. Это после дефолта 1998 г. Буханка хлеба стоила несколько тысяч купюр. Деньги же никогда не обесцениваются. Настоящие деньги.
Лес, нефть, руды – тоже настоящие деньги. Одно «но». Добыть трудно и уберечь сложно. Быть богатым опасно. И человеку и стране.
«Люди гибнут за металл, за металл! Сатана там правит бал, там правит бал..» /Фауст/
Homo homini - lupus est? /Человек человеку - волк ?/ Золотой век. Железный век.
Предательства, убийства, воровство, растление - нет греха, который бы не был связан с деньгами.
Деньги - зло, или добро?
Спор.
«Нищий, но гордый!» Может ли нищий иметь достоинство? Бедный - может, а нищий? Нищая страна, нищий человек? Кто нищий духом? Есть ли у нищего Родина? /«Ubo bene, ibi Patria?» (где хорошо, там и родина?)/

« Не в деньгах счастье?» Спор.
«Хочешь жить - умей вертеться?»
А сколько жить? И что такое жить?
В среднем в России 58 лет - муж., 65 - жен. Если откинуть почти бессознательное детство - 10 лет получается всего каких-то 21- 23 тысячи дней.
На что их тратить? Нужно ли вертеться? Или все-таки жить? Что значит жить? Деньги - цель жизни?
Что вспоминает человек перед смертью? Наверное, о самом жалком, дорогом. (..) И уж наверняка не о шмотках, машине, что дачу не достроил. Так почему же мы в обычной суете не бережем самое дорогое - само время жизни? Бессуетной жизни?
Так вертеться или жить? /Обмен мнениями/
Дают ли деньги свободу?

Богатые, очень богатые, бедные, нищие. Доклад ООН
Обратимся к докладу ООН о человеческом развитии. В нем бросаются в глаза статистические данные об экономическом неравенстве. Некоторые цифры говорят сами за себя: три самых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превышающее ВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американцы тратят на косметику 8 млрд.$ в год. По оценкам ООН, 6 млрд.$. в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы жрут мороженого на 11 млрд.$ в год, в то время как 9 млрд.$., вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд.$. на корм для домашних животных; 13 млрд.$, можно обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех нуждающихся по всему миру. 225 самых богатых людей планеты имеют совокупное состояние более чем в 1 трлн.$ , в то же время ежедневно во всем мире 24 тыс. человек, /в основном это дети/, умирают от голода.

Как убедить богатых делиться? / Опрос мнения присутствующих/
1. 37%
Власть должна их заставить
2. 29%
Бизнесу надо дать серьезные налоговые льготы на благотворительность
3. 7%
Не надо их убеждать, они и так платят огромные налоги
4. 27%
Нужно сделать это модным и для олигархов, и для среднего класса

37, 29, 7, 27 %
Джульетто Кьеза предрекает: в течение 12-15 лет неизбежна новая мировая война за источники сырья, ресурсы. В каких формах? Возможно она уже идет?

Какова зарплата ваших родителей? Пенсия ваших бабушек и дедушек?

Реализация курса лекций - дискуссий способствует:
- стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
- развитию коммуникативных навыков подростков;
- созданию социокультурной среды общения;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- творческому использованию жизненного опыта подростка.

Выводы: В целом, способствует формированию позитивной альтернативы досуга подростков, пропаганде здорового образа жизни. Профилактике девиантного поведения.
Информационные источники:
Периодическая печать, публицистика, художественная и специальная литература
Фрагменты художественных и документальных фильмов
Видеозапись ток-шоу, теледебатов, публичных выступлений политиков, общественных деятелей.

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Оформление детских рисунков своими руками Как писать методическое пособие Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ

Похожие статьи:

Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения

Лекция-дискуссия на тему «Фашизм и коммунизм: близнецы - братья?», «Вера. Нужна ли она современному человеку?»
Опубликовано: 3490 дней назад (3 октября 2014)
Просмотров: 6225
+15
Голосов: 15
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 3 октября 2014 в 23:38 +4
Доброй ночи, Борис Александрович!
Ваш материал уже у меня в закладках, обязательно воспользуюсь на классном часе, уверена, что для моих 8-классниов будет и познавательно, и интересно. Дискуссии, безусловно помогают изучать и обсуждать проблемы, а также позволяют формировать ключевые умения, связанные с культурой спора. Предложенный вами цикл лекций-дискуссий, помогает личностному развитию учащихся: расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию ораторских способностей, развитию гражданской активности. Небольшое пожелание у меня к вам будет для следующих публикаций, старайтесь меньше допускать ненужных пробелов в тексте.
Успехов вам, Борис Александрович! С дебютом поздравляю, который состоялся довольно не плохо!
Примите от меня первый голос!
С уважением, Т.Н.
Борис Александрович Топчий # 4 октября 2014 в 11:37 +2
Спасибо за ваш комментарий к моей работе.
smile
Любовь Анатольевна Судьбина # 4 октября 2014 в 09:02 +2
Борис Александрович, актуальные вопросы для дискуссий Вы представили в своих лекциях, согласна с Татьяной Николаевной : познавательно, интересно для всех заявленных категорий слушателей. Такие занятия развивают и воспитывают! Спасибо за интересные идеи. Полагаю, предложенный материал весьма будет полезен в работе всем коллегам, работающим с подростками и родителями.
Успехов! +1
С уважением Л.А.
Борис Александрович Топчий # 4 октября 2014 в 11:37 +2
И вам спасибо!
smile
Надежда Николаевна Бузыкина # 4 октября 2014 в 17:40 +2
Здравствуйте уважаемый Борис Александрович! Большое спасибо за ваш материал «Конспекты лекций - дискуссий для педагогов, родителей и учащихся старших классов». Безусловно, вы затронули очень актуальные темы, которые будут интересны для обсуждения, среди педагогов, так и ученикам, и их родителям. А как уже показало время дискуссия, это самый эффективный метод, в работе с участниками образовательного процесса. Желаю дальнейших успехов в работе. С уважением Надежда Николаевна.
Борис Александрович Топчий # 5 октября 2014 в 15:23 +1
Спасибо за ваше мнение!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 12 октября 2014 в 01:35 +1
Борис Александрович, хотела только глянуть - не пригодится ли в работе(оказалось, что не пригодится - дети маловаты) - а зачиталась!!! Такое ощущение, что сама в Ваших дискуссиях поучаствовала. На Вашей стороне).
Очень интересен и понятен ход Ваших мыслей, очень темы актуальные, животрепещущие. Спасибо Вам!
Светлана Валерьевна Кошелева # 12 октября 2014 в 17:55 +1
Уважаемый Борис Александрович! Спасибо за интересный, важный и нужный материал. В своём 9-м классе уже предложила для обсуждения тему "Деньги - цель жизни или средство для достижения цели?", равнодушных не было. Такие дискуссии и развивают, и воспитывают не только школьников, но и взрослых.
Успехов Вам в дальнейшей работе! С уважением, Светлана Валерьевна
Елена Михайловна Беспрозванная # 26 октября 2014 в 21:14 +1
Уважаемый Борис Александрович,меня не могли не затронуть темы ваших лекций потому,что я крымчанка.Нам приходится сейчас учиться быть россиянами и вести за собой детей.Обязательно воспользуюсь вашим материалом.Обе мои руки подняты за вас!
Борис Александрович Топчий # 2 ноября 2014 в 18:47 +1
Огромное, всем неравнодушным, спасибо!!!
Юлия Николаевна Кусова # 6 ноября 2014 в 22:16 0
Борис Александрович! Богатейший материал. Мой класс сейчас 6-ой. Но закладочку я все-таки сделала. Материал заставляет детей думать, рассуждать. Нет готовых ответов, что и нравится подросткам.
Светлана Ивановна Данилова # 9 ноября 2014 в 15:44 +1
Здравствуйте. Темы, конечно, интересные и актуальные. Задачи понятны, а вот цели можно было бы прописать к каждой дискуссии, более подробно представить структуру каждой дискуссии и обязательно подводить итог, ведь дискуссия устраивается не ради спора, а для того, чтобы его участники-подростки интериоризировали те или иные ценностные установки. Спасибо.
Мила Кузьмина # 9 декабря 2014 в 22:11 +1
Материал заслуживает внимания! Готовая разработка для классных часов в старшей школе! Актуально и проникновенно! Читала и вслух с вами вела диалог и даже спорила! smile Уверенна, что сегодня все темы актуальны и никого не оставят быть равнодушным. Голосую! Спасибо!
Варвара Георгиевна Золотухина # 13 июля 2016 в 21:38 +1
Очень интересный и нужный материал. Спасибо. Обязательно возьму его на вооружение. Мне очень нравится, что вы занимаетесь такой сферой образования как дискуссия. Мне часто приходится проводить открытые уроки. Ваш материал меня настолько заинтересовал, что я, пожалуй им воспользуюсь. Очень актуально в моей работе. Спасибо большое.
Анна Вячеславовна Калашникова # 13 декабря 2016 в 10:18 +1
Здравствуйте, интересный цикл лекций, который можно использовать педагогу на родительских объединениях.