Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – творческому направлению развития детей. Рисование «Купола Сургута»
Описание материала: Предлагаю воспитателям дошкольных образовательных учреждений конспект ООД по изобразительной деятельности для ознакомления детей с храмовой архитектурой родного города. Данный конспект может быть полезен педагогам, которые работают в группах старшего дошкольного возраста и хотят познакомить детей с особенностями изображения храмовой архитектуры. Содержание ООД представлено на примере города Сургута. Педагоги из других городов могут использовать данный конспект, как пример, наполнив его своим содержанием, т.е. использовать иллюстрации с изображением храмовой архитектуры своего города.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Музыка».
Задачи ООД:
• познакомить детей с исторической и храмовой архитектурой родного края;
• продолжать формировать навыки изображения архитектурных сооружений от простых форм к сложным;
• учить проявлять самостоятельность и вариативность в выборе структурных элементов здания и цветовой гаммы;
• развивать чувство цвета и композиции;
• совершенствовать умение составлять рассказ о своей работе;
• приобщать детей к духовной культуре и традициям своего народа.
Материалы и оборудование к занятию:
Фотографии Преображенского храма, Храма иконы «Всех скорбящих радости», макета деревянной церкви историко-культурного центра «Старый Сургут», часовня в «Мемориале славы» города Сургута; карта вариативных образцов с изображением различных элементов храмовой архитектуры (куполов, окон, дверей); гуашь, тонкие и толстые кисти, палитра, салфетки, пластиковые стаканы с водой.
Предварительная работа: экскурсия в историко-культурный центр «Старый Сургут», рассматривание иллюстраций с изображением зданий храмовой архитектуры нашего города и округа, искусствоведческая беседа об особенностях храмовой архитектуры.
Ход НОД:
Педагог предлагает детям прослушать музыкальный отрывок (духовное пение). На фоне музыки читается стихотворение А. Блока «Девочка пела в церковном хоре»:
Девочка пела в церковном хоре,
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И каждый верил, что счастье будет,
Что в тихой гавани те корабли.
Что на чужбине усталые люди,
Тихую жизнь себе обрели.
Воспитатель: Сейчас я прочитала стихотворение поэта А. Блока, которое посвящено чудесному влиянию на человека духовной музыки. А где можно услышать такую музыку? (
Ответы детей: Конечно, в храме.)
Воспитатель: Сейчас я покажу вам фотографии храмов и церквей, которые построены в нашем городе. (Педагог обращает внимание детей на фотографии.)
Ребята, что есть общего у всех храмов? (
Ответы детей : Купола, звонница, окна, двери.) На что еще похож купол храма? (
Ответы детей: На луковку, пламя свечи и т.д.)
Воспитатель: Еще у всех храмов есть звонница, она состоит из множества колоколов. Каждый колокол имеет свое имя, например, «набатный», он оповещал о том, что случилась какая-то беда. Звуки колокола «благовест» приносил благую весть, добрую, радостную. У храмов есть стены, на них крепится свод, а над стенами и сводом находится глава храма. В ней есть маленькие окошечки, через которые льется свет, и людям кажется, что свет идет с неба.
Воспитатель: Чем отличаются здания храмов? (
Ответы детей: Материалом, из которого построен храм, размером, цветом, формой отдельных частей, количеством куполов, колоколов, глав.) Какая часть храма самая большая? (
Ответы детей: Стены, свод, арки.) Какая часть храма меньше стен, свода, арок, но больше окон, колоколов? (
Ответы детей: Купола, главки, двери.) Какие части храма самые маленькие? (
Ответы детей: Окна, колокола, купола.)
Воспитатель: Мы уже отметили, что форма и размеры частей храма может быть разной. Посмотрите, какие формы дверей, окон, куполов можно увидеть. (Показ вариативных образцов с элементами храмовой архитектуры. Педагог частично показывает детям приемы изображения храмовой архитектуры.)
Воспитатель: Начинаем рисовать со стен, затем рисуем свод храма. Получается основание храма, оно может быть квадратной или прямоугольной формы. Затем рисуем главу, и после этого купол. Далее стены храма можно украсить арками, и прорисовать двери, окна, звонницу и колокола. Храм также можно нарисовать в виде пирамиды, где каждая часть меньше другой.
Воспитатель: Еще раз посмотрите, как выглядят храмы и церкви нашего города и приступайте к работе. С какой части храма лучше начать рисовать?
(
Ответы детей: С изображения стен.)
Дети приступают к выполнению изобразительной задачи. Педагог проводит индивидуальную работу, помогает детям решить их технические трудности.(Если в группе есть дети-мусульмане, следует иметь иллюстрации с изображением мечети, которые тоже следует рассмотреть.)
В конце занятия детские работы размещаются на стенде для рассматривания и обсуждения. Дети по желанию рассказывают о своей работе.
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в подготовительной группе по теме Весна
Урок рисования в подготовительной группе по теме Зима
Мастер - класс по нетрадиционному рисованию - рисование мыльными пузырями
Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке