Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока информатики, 11 класс. Оператор ветвления в Паскале

Автор: Зубова Екатерина Николаевна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 101 г. Самара
Описание работы: данный материал будет полезен учителям информатики, может быть использован в рамках базового урока и рассчитан на учащихся 11 класса.

Урок – объяснения с элементами закрепления.
Цель урока: формирование алгоритмического мышления.
Задачи урока:
• рассмотреть виды задач, которые решаются с помощью языка программирования Паскаль;
• сформировать навыки решения этих задач;
• развивать алгоритмическое мышление учащихся, память, кругозор;
• воспитать дружеское отношение друг к другу, умение выслушать своего товарища.
Используемая литература:
1. Гусев А. И. Учимся программировать: Pascal 7.0 – М: Диалог–Мифи, 2000.
2. Лукин С. Н. Turbo Pascal 7.0 – М: Диалог–Мифи, 2000.
3. Стеценко А. А. Турбо Паскаль 7.0 – Киев “BHV”, 1999.

1. План.
I. Организационный момент 2 мин.
II. Теоретическая часть урока (23мин.)
2.1 Информационная минутка 3 мин.
2.2 Объяснение нового материала 20 мин.
III. Практическая часть (15 мин.)
IV. Подведение итогов 2 мин.
V. Домашнее задание 3 мин.

II. Теоретическая часть урока

2.2 Объяснение нового материала в процессе лабораторной работы.

Имя в Паскале – это слово из латинских букв, цифр, и знаков подчеркивания, начиная с буквы. В качестве имени нельзя использовать служебные слова.
Типы переменных и констант:
1. Integer – целые числа;
2. Real – вещественные, любое число с дробной частью, дробная часть содержит не более 24 знаков;
3. Char – символьный, любой символ заключенный в апострофы (например: А = ‘в’).

При решении даже самой простой задачи на ЭВМ не обходится без операций ввода – вывода информации. Ввод данных – это передача информации от внешнего носителя в оперативную память для обработки. Вывод – обратный процесс, когда данные передаются после обработки из операционной памяти на носитель. Для выполнения операций ввода – вывода служат 4 процедуры: Real, ReadLn, Write, WriteLn.
Рассмотрим, как записываются задачи в языке программирования Паскаль. Порядок составления простой программы:
1. Решить поставленную задачу;
2. Обозначить переменные;
3. Определить тип переменных;
4. Задать исходные данные решения задачи перед вычислением;
5. Задать действия, которые выполняются для получения результата;
6. Напечатать полученный результат.
Задача 1. Радиус окружности равен 800. Вычислить длину окружности и площадь круга. Результаты печатать с пятью знаками после десятичной точки.
1.Решим эту задачу сначала математическим языком:
Пусть r – радиус окружности, l – длина окружности, s – площадь круга. Вычислим длину окружности и площадь круга по формулам соответственно: l=2*pi*r и s=pi*r2. Так как r=800, то l=2*pi*800=5024 и s=pi*8002=2009600
2-3.Обозначим переменные и определим их тип:
r – радиус окружности определим как целое (Integer); а l – длина окружности и s – площадь круга, как вещественные (Real), так как они могут содержать дробную часть.
4. Программы на Паскале содержат “знаки препинания”, т. е. служебные слова Begin (начало) и End (конец). Begin
будем ставить в начале программы, чтобы ПК было видно, откуда она начинается. End с точкой ставится в конце программы, чтобы ПК было видно, где она кончается. Точкой с запятой необходимо отделять операторы друг от друга. Служебные слова Begin и End от операторов точкой с запятой отделять не нужно. Описание любой программы начинается со служебного слова Var (с латинского – “переменная”). После него записываются имена всех переменных, встречающихся в программе с указанием через : типа значений.
Решение: (Определяем тип переменных. Начало программы.Присваиваем переменной r данное значение и записываем нужные для решения задачи формулы. Затем, вывод на экран, полученный результат с требуемой точностью)

Var r : Integer; {r – радиус окружности}
l, s : Real; {l–длина окружности, s–площадь круга}
Begin

r := 800;

l := 2 * pi * r ;

s := pi * r * r ;
Writeln (l : 15: 5, ‘ ‘, s : 15: 5);

Readln

End. {конец программы}

Существует два вида задач: простые и сложные. Алгоритм решения простой задачи в Паскале мы рассмотрели выше, а как вы думаете, можно ли решать сложную задачу в языке программирования Паскаль? (Да)
Как компьютер принимает решения, как он выбирает, какое действие из нескольких возможных нужно выполнить в данный момент? На эти вопросы можно ответить следующим образом: в языке программирования, так же как и у каждого человеческого языка, есть своя грамматика, так называемые предложения. Такими предложениями здесь являются операторы. Следовательно, у языков программирования тоже должен быть свой синтаксис, который описывает правила, по которым записываются операторы языка и из операторов составляется программа. Учитель вызывает к доске одного ученика.

Задача 2. Ввести с клавиатуры буквы русского алфавита. Так, чтобы компьютер определил, какой звук представляет эта буква – гласный, согласный звонкий, согласный глухой или какой-нибудь другой (можно НЕ ЗНАЮ).
Решение: (Объявляем переменные. Начало программы. Оператор вывода. Оператор ввода данных. Оператор cese (кэйс - случай) позволяет выбрать один из нескольких возможных вариантов. Иначе. Конец оператора cese. Конец программы.)

Var bukva: Char;
Begin

Writeln (‘Введите строчную букву русского алфавита’);
Readln (bukva);

case bukva of
‘а’, ‘е’, ‘и’, ‘о’, ‘у’, ‘ы’, ‘э’, ‘ю’, ‘я’ :Writeln(‘гласная’)
‘б’, ‘з’, ‘в’, ‘г’, ‘д’, ‘ж’ : Writeln(‘согласная звонкая’)
‘п’, ‘с’, ‘ф’, ‘к’, ‘т’, ‘ш’ : Writeln(‘согласная глухая’)
‘й’,‘л’,‘м’,‘н’,‘р’,‘х’,‘ц’,‘ч’,‘щ’,‘ъ’,‘ь’:Writeln(‘другая’)
{В процессе исполнения оператора cese компьютер по очереди сравнивает заданную букву с данными.}
else Writeln(‘Таких букв не знаю’)
end;
Readln
End.

Существуют более сложные задачи, в решении которых присутствуют циклические программы. (операторы цикла reheat, while … do, for … to … do)
Для решения следующей задачи, учитель вызывает ученика к доске.
Задача 3. В компьютер вводится N чисел. Подсчитать по отдельности количество отрицательных, положительных чисел и тех чисел, что превышают число 10.
Решение: (Объявляем переменные. Начало. Оператор вывода. Оператор ввода. Задаем цикл. Оператор вывода. Оператор ввода. Проверяем условие, подсчитываем количество отрицательных, положительных и >10 числа. Вывод ответа на экран)

Обозначим за c pol- положительные числа, c otr - отрицательные числа и c 10- числа большие 10.

Var i, a, N, c pol, c otr, c 10 : Integer;
Begin
Writeln (‘Введите количество чисел’);
Readln (N);
c pol :=0; c otr :=0; c 10 :=0; {обнуляем счетчики}
for i :=1 to N do begin
Writeln (‘Введите число’);
Readln (a);
if a>0 then c pol := c pol +1; {Подсчитываем положительные}
if a<0 then c otr := c otr +1; {Подсчитываем отрицательные}
if a>10 then c 10 := c 10+1; {Подсчитываем превышающие 10}
end; {конец цикла}
Writeln (‘Положительные -’, c pol, ‘Отрицательные -’ c otr, ‘Больших 10 -’ c 10);
Readln
End. {коней программы.}

III. Практическая часть урока.
Самостоятельная работа.

I задача
Во дворце 40 залов. Известны длина, ширина и высота каждого зала. Вычислить площадь пола и объем каждого зала.
Решение:
Var i, a, b, h, N, S, V: Integer;
Begin
Writeln(‘Введите число залов’);
Readln (N); {N- число залов }
for i :=1 to N do begin
Writeln(‘Введите длину, ширину и высоту зала’);
Readln (a, b, h);
S:=a*b;
V:=S*h;
Writeln(‘Площадь пола =’, S, ‘Объем зала =’,V );
end;
End.

II задача
Вычислить средний балл ученика вашего класса по физике.
Решение:

Var i, ball, N, S : Integer;
Begin
Writeln(‘Введите количество учеников’);
Readln (N);
S :=0;
for i :=1 to N do begin
Writeln(‘Введите БАЛЛ ученика’);
Readln (ball);
S :=S+ ball;
end;
Writeln(‘Средний балл =’, S/N :8:3);
Readln
End.

III задача
Напечатать таблицу умножения отдельными столбцами (на 1, на 2, …, на 9)
Решение:
Var a, b, proizv: Integer;
Begin
for a :=1 to 9 do begin
Writeln;
for b :=1 to 9 do begin
proizv:=a*b;
Writeln(a, ‘*’ , b, ‘=’, proizv, ‘ ’);
end {for b} ;
end {for a};
End.

Критерии оценки самостоятельной работы:
• За I задачу оценка “3”;
• За I и II задачи оценка “4”;
• За I и III задачи оценка “5”.

III. Подведение Итогов:
1. Проверка результатов;
2. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.
Задача 1. Даны стороны N кубов вычислить объем каждого.
Повторить стр.121 – 132 Лукин С. Н. Turbo Pascal 7.0
Скачать Конспект урока информатики. Оператор ветвления в Паскале

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные программы", 10-11 класс Конспект урока по информатике в 10 классе Конспект урока по информатике 10-11 класс. Решение задач по теме: Циклы Конспект интегрированного урока по информатике и ИКТ «Программы пакета Office», 9 класс
Конспект урока по математики в 5 классе с презентацией по теме «Задачи на движение»
Опубликовано: 2719 дней назад (14 ноября 2016)
Просмотров: 2652
+2
Голосов: 2
Павел # 14 ноября 2016 в 17:44 +1
Спасибо за полезный материал.Разработка урока в полной мере позволяют проверить уровень знаний учащихся по данной теме. Хорошо подобраны дифференцированные задания самостоятельной работы.
Любовь Владимировна Лычангина # 4 декабря 2016 в 14:37 +1
Екатерина Николаевна, рада знакомству с Вами! Благодарю за приглашение и поздравляю с первой публикацией!
Ваша разработка станет хорошим подспорьем специалистам Вашего профиля.
Оформление у Вас соответствует требованиям сайта.
Позвольте поддержать Вас голосом. И удачи Вам!!!
Екатерина Николаевна Зубова # 6 декабря 2016 в 14:58 0
спасибо за содержательные отзывы!
Ирен # 28 августа 2017 в 19:52 0
Доброго времени суток. Хорошее представление материала, последовательное изложение от простого к более сложному решению задачи. С удовольствием буду использовать на своих уроках примеры карточек.