Литературно-историческая композиция в подготовительной группе детского сада, посвящённая Москве.
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»
Автор: Коваленко Екатерина Викторовна
Описание и назначение: Данная разработка может быть использована воспитателями, учителями начальных классов, родителями для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Детям этой возрастной категории доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе последовательного воспитания. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества. В нашем дошкольном отделении ведется систематическая работа во всех возрастных группах по ознакомлению с символикой города и страны; проводятся открытые просмотры организованной образовательной деятельности по этой теме с целью обмена опытом. Особое внимание уделяется партнёрству с родителями. Мы понимаем, что без их помощи, без доброжелательного и заинтересованного общения с ними, нам было бы не просто выполнить всё задуманное и запланированное. Очень радует то, что родители принимают активное участие в проведении мероприятий, которые посвящены Великой Победе. Это и участие в тематических утренниках, и организация экскурсий в Грачёвский парк к памятнику павшим героям Великой Отечественной войны, а также изготовление поделок на военную тематику для выставки. Так, литературно-историческая композиция является результатом проекта, посвящённого Москве, - «Город-крепость. Город-украшение. Город-герой»
Цель: развивать у детей патриотические чувства и преданность своему городу, своей Родине.
Задачи:
- расширять представления детей о родном крае;
- углублять и уточнять представления о Родине - России;
- расширять представления детей о Москве - главном городе, столице России;
- закреплять знания детей о достопримечательностях города;
- углублять знания детьми исторических событий родного края;
- развивать у детей стремление активно участвовать в общих мероприятиях, быть доброжелательными, отзывчивыми;
- развивать творческие способности, любознательность, память, воображение;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, город, за героическое прошлое и светлое настоящее своей Родины;
- воспитывать в детях чувство гордости и уважения к героям своей страны.
Материалы, оборудование, атрибуты:
- декорации: «Бор», «Белокаменный Кремль», «Деревянный Кремль»;
- костюм для роли Юрия Долгорукого;
- костюм для роли Дмитрия Донского;
- пилотки (по числу детей);
- «Кони» (на палочках) для спортивных соревнований;
- шары воздушные;
- атрибуты для сценки «Я шагаю по Москве»;
- цветовые марки для игры «Путешествие по Москве», столики с цветовыми метками, разрезные картинки достопримечательностей Москвы.
Предварительная работа
Непосредственно-организованная образовательная деятельность
Формирование целостной картины мира:
Темы: «Рождение Москвы», «Татаро-монгольское иго», «Борьба двух князей», «Набеги ордынцев», «Москва собирает войско», «Куликовская битва», «Слава героям!», «Кто такие богатыри?», «Оборона Москвы», «Красный - значит главный».
Речевое развитие:
Темы: «Богатыри в произведениях А. С. Пушкина», «Богатыри в картинах русских художников», «Я шагаю по Москве» (достопримечательности города).
Мини-доклады «Вот где я был!».
Ознакомление с художественной литературой:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А.С. Пушкин),
Былины: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Садко».
Конструктивная продуктивная деятельность; моделирование:
Строительная игра «Город чудный, город древний»; «Московский Кремль» (конструирование из бумаги); «Тридцать три богатыря» (аппликация); "Деревянный Кремль Московский" (моделирование с элементами лепки).
Игровая деятельность:
настольные дидактические игры: лото «Моя Москва»; мозаика «Достопримечательности столицы»
подвижные игры и спортивные игры: «Богатыри», «Попади в цель», «Кто дальше бросит», «Подними мяч», «Прыгай с мячом».
сюжетно-ролевая игра «Путешествие в прошлое».
Партнёрство с родителями:
Детско-родительские творческие работы: «Я горжусь Москвой».
Мини-доклады по теме: «Вот где я был».
Коллаж «Я шагаю по Москве».
Литература:
Г.Я. Затулина.
«Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие. Издание второе». Центр педагогического образования, Москва (стр. 96, 103, 104).
С. Вохранцева.
«Окружающий мир. Москва. Дидактический материал (иллюстрации, познавательная информация, конспекты занятий, развивающие задания, игра «Лото», карточная викторина». Издательство «Страна Фантазий».
О. Филимонов.
«На семи холмах (к 850-летию Москвы)». Издательская программа правительства Москвы. Центр Детской Книги, Москва, 1997.
И.А. Лыкова.
«Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа). Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». «Карапуз-дидактика», Творческий центр СФЕРА, Москва 2008 (стр. 126).
Н.А. Просова.
«Кремль из бумаги. Оригами. Пособие для детей 5-6 лет». Москва, «Просвещение» 2007.
О.Н. Козак.
«Волшебная книга игр для детей и их родителей». Серия «Солнечный круг». (стр. 83 - 129). Ростов-на-Дону, «Феникс». Санкт-Петербург, «Союз».
О. Тихомиров.
«На поле Куликовом. Страницы истории нашей Родины». Издательство «Малыш», 1986.
«Русские сказки. Былины». Москва, «АДЛ», 1993.
«Сказки о русских богатырях». Москва, ЗАО «Славянский дом книги», 2005.
Ход мероприятия
В зале – баннер с изображением Московского Кремля; декорации «Бор»
Воспитатель:
Дорогие гости, предлагаем вам литературно-историческую композицию, посвящённую нашему любимому городу – Москве, и вспомним слова великого русского поэта А.С. Пушкина:
Москва!
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(А.С. Пушкин)
После небольшой паузы, под музыку «Я шагаю по Москве» (музыка А. Петрова) из-за декораций выходят дети, исполняющие пантомимическую композицию, в которой они изображают туристов, деловых людей, семьи москвичей с колясками, журналистов. После композиции дети выстраиваются в полукруг:
1-й ребенок:
Вся Российская земля начинается с Кремля.
2-й ребенок:
В Кремле собираются - с делами разбираются.
3-й ребенок:
Кремлём в столице весь народ гордится.
Воспитатель:
Да, Кремль - главное украшение нашей Москвы. А всегда ли Кремль был таким, как сейчас?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Давайте отправимся в прошлое и посмотрим, как рождался наш прекрасный город.
Звучит музыка. Из-за декорации «Бор» выходит мальчик, изображающий Князя Юрия Долгорукого.
Ребёнок (Юрий Долгорукий):
Юрий Долгорукий я - Князь Суздальский.
Укрепить хочу своё княжество.
Вот смотрю - земля о семи холмах.
На высоком холме бор кремной* стоит,
А в бору зверья много разного –
Для охоты место хорошее.
Под холмом река глубока течёт:
Рыбы видимо в ней невидимо!
Та река Москвой называется,
И торговый путь открывается...
А поставлю-ка я Деревянный Кремль
На высоком холме во бору густом.
Собирайся народ честной, праведный!
Город с крепости начинается!
Моё княжество укрепляется!
(Е. Коваленко)
Дети выстраиваются на музыкально-ритмическую композицию и декламируют, выполняя движения:
Брёвнышко о брёвнышко - стук да стук, да стук!
Брёвнышко о брёвнышко - это стройки звук.
Брёвнышко на брёвнышко раз кладём и два.
С «брёвнышка на брёвнышко» строилась Москва.
(В. Петрухин)
Декорация «Бор» меняется на декорацию «Деревянный Кремль». Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Москва-городок нравился князю Юрию, его друзьям. Нравилось там жить и детям его, и внукам. Постепенно городок превращался в город. Но у молодой России было три беды.
Первая беда - ...
(Много врагов)
Вторая беда - ...
(Русские князья часто ссорились между собой, отнимали силой княжества)
Третья беда - ...
(Пожары. Ведь все постройки были деревянные, часто горели)
После обсуждения воспитатель продолжает.
Воспитатель:
Прошло 100 лет, и страшное горе постигло Россию. Какое горе?
Дети:
Татаро-монгольское нашествие.
Воспитатель:
Несметные полчища воинствующих татаро-монголов во главе со своими ханами поставили молодую Россию на колени. Долго мучились русские люди. Но доблестный Князь Московский Дмитрий решил поднять Русь с колен.
Появляется мальчик, изображающий Князя Дмитрия Донского.
Ребёнок (Дмитрий Донской):
Вороги-ордынцы насмехаются,
Топчут, грабят землю-мать родимую!
Единение, други, надобно.
Защитим же, братья, землю русскую!
Укрепим Москву стеною каменной!
(Е. Коваленко)
Дети строятся на музыкально-ритмическую композицию:
Камушек о камушек - стук да стук, да стук!
Камушек о камушек - это стройки звук.
Камушек на камушек раз кладём и два.
С «камушка на камушек» выросла Москва!
(В. Петрухин)
Декорация «Деревянный Кремль» меняется на декорацию «Кремль Белокаменный»
Ребёнок (Дмитрий Донской):
Собираю войско я против ворога!
Потешьте, братцы, удаль молодецкую,
Покажите свои ратные умения!
Дети строятся в 2 команды на спортивные состязания (скачки).
После состязаний дети образуют полукруг и встают на одно колено.
Ребёнок (Дмитрий Донской):
И был бой святой князя Дмитрия
Против хана Мамая татарского
Дмитрий-князь победил в том лихом бою!
Поднялась с колен Земля Русская!
(Е. Коваленко)
Дети поднимаются с колена. Мальчик уходит за кулисы, дети провожают его, расступаясь, и садятся на стулья.
Воспитатель:
После этой победы Московское княжество стало крепким. Город Москва из
города-крепости превращается в
город-украшение.
Через 100 лет Белокаменный Кремль сменяется кирпичным, окрашенным в белый цвет, и расширяется. Сам город становится большим и красивым.
1-й ребенок:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
2-й ребенок:
Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
3-й ребенок:
Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто сорвёт златую шапку
У Ивана-звонаря?
4-й ребенок:
Кто Царь-колокол поднимет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
(Ф. Глинка)
Воспитатель:
Долго ещё мстили татары за победу князя Дмитрия. Нападали на Россию так же и войско польское, и шведы, и французы, но не смогли завоевать они русскую землю. К сожалению, есть люди, которые хотят войны, придумывают страшное оружие. Но сила духа, любовь к Родине смогут победить любое зло!
Звучит песня «Вставай, страна огромная» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Дети надевают военные пилотки и, маршируя, строятся в полукруг.
Воспитатель:
Наступил страшный 1941 год. Фашистские захватчики напали на нашу страну. Они хотели ударить по Москве - по самому сердцу России.
1-й ребенок:
Здесь Пожарский гремел,
Здесь командовал боем Кутузов.
2-й ребенок:
Ты, как древняя сказка,
Бессмертен, прекрасен и стар.
3-й ребенок:
От тебя отходили
Замёрзшие своры французов,
4-й ребенок:
От тебя отступали
Несчётные орды татар.
5-й ребенок:
Мы тебя окружим
Бронированной, грозною силой.
6-й ребенок:
И любою ценой
В беспощадном бою сбережём!
7-й ребенок:
Чтобы подступы к городу
Стали фашисту могилой,
8-й ребенок:
И рубеж под Москвою –
Последним его рубежом.
9-й ребенок:
Ты не сдашься фашистам!
10-й ребенок:
Во веки веков сохранится
И гранит над рекой,
И чугунного моста литьё.
11-й ребенок:
Это больше, чем город!
Это нового мира столица!
Все:
Это свет,
Это жизнь,
Это сердце твоё и моё!
(М. Матусовский)
Воспитатель:
Десятки тысяч москвичей ушли на фронт. Под самым городом находился враг, да войти в него так и не смог, потому что защитники города знали, что:
Если мы едины, мы непобедимы!
(Дети повторяют)
Если мы дружны, враги нам не страшны!
(Дети повторяют)
Родину любить, значит сильным быть!
(Дети повторяют)
(Е. Коваленко)
Воспитатель:
Город Москва стал
Городом-Героем!
С тех пор прошло много лет. Москва изменилась и стала ещё краше. Ребята, я знаю, что вы любите свой город, гордитесь им. Вы ездили в центр Москвы с родителями и любовались красотой столицы. Ведь, в Москве не бывать - красоты не видать!
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Путешествие по Москве». Дети, разделившись на группы и получив цветовую марку, находят стол с соответствующей цветовой меткой, на котором лежат разрезные картинки достопримечательностей города. Дети собирают картинки и называют данную достопримечательность Москвы. Игра проводится под песню «Я шагаю по Москве» (слова Г. Шпаликова, музыка А. Петрова).
После игры дети берут шарики, привязанные к стульчикам, и строятся полукругом.
Воспитатель:
Мы - Россияне!
Мы - Москвичи!
Светят над городом
Солнца лучи!
Дети:
Мы - дети мира!
Мы дружбой сильны!
Москва - это сердце
Нашей страны!
(Е. Коваленко)
Исполняется песня «Гимн Москвы» (слова М. Лисянского и С. Аграняна, музыка И. Дунаевского).
Дети отпускают шарики к потолку, машут и отправляются в группу.
* "кремь", "кремник" - крупные, крепкие строевые деревья.
Рекомендуем посмотреть:
Осенний праздник КВН в подготовительной группе
Осенний праздник в подготовительной группе: «Осень, славная пора»
Осенняя ярмарка в подготовительной к школе группе. Сценарий
Осенний праздник в детском саду. Старшая - подготовительная группа. Сценарий
Похожие статьи:
Викторина о Москве для младших школьников с ответами