Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Краткосрочный обучающий курс по оригами в детском саду

Методическая разработка по краткосрочному курсу "Волшебное оригами"
Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДОД "Радуга" город Пермь
Краткосрочный обучающий курс "Волшебное оригами"
Пояснительная записка
В стратегии развития системы образования города Перми 2030, рассматривается вопрос о развитии инновационной деятельности в сфере образования, которая ориентирована на совершенствование учебно – методического обеспечения системы образования. В стратеги рассматривается образовательные тренды по внедрению и реализации в образовательный процесс систему краткосрочных курсов. Методическое пособие «Волшебное оригами» направлено на реализацию стратегии.
Краткосрочная программа «Волшебное оригами» - это ряд занятий, где дети могут погрузиться с мир творчества. Учащиеся познакомятся с разными техниками работы с бумагой. Благодаря занятиям оригами ребёнок открывает для себя целый мир творческих способностей, развивает мелкую моторику и воображение.
Актуальность разработки: Возможность проявить себя, раскрыть творческие способности в процессе складывания фигурок в технике оригами за короткий срок. Данная разработка не требует больших материальных затрат. Образовательный курс построен на продуктивно – ориентированных технологиях обучения, и предполагает закрепление полученных знаний, умений и навыков на практических занятий в реальной жизни.
Цель: систематизация дидактических материалов по теме «Оригами» и проведение занятий по КСК.
Задачи:
- обобщить педагогический опыт;
- организовать работу КСК, в процессе которой обучающиеся познакомятся с историей и техниками оригами;
- создать методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса КСК «Волшебное оригами».
В данной разработке представлены:
1. Программа КСК «Волшебное оригами», которая разработана на 8 часов;
2. План конспекта первого занятия;
3. Инструкционные карты, которые показывают последовательность выполнения этапов для работы. Инструкционные карты можно показать как презентацию, распечатать на доску в формате А3 или распечатать каждому обучающемуся на формате А4.
Прогнозируемый результат: прохождение курса «Волшебное оригами», знакомство с историей оригами, видами бумаги, изготовление фигурок в технике оригами.
Пособие разработано на основе накопленного материала за несколько лет педагогом дополнительного образования, и прошли апробацию материалов детей, прошедших этот курс. Пособие может быть использовано педагогами, родителями и обучающимися для организации внеурочного времени.
Программа краткосрочного обучающего курса «Волшебное оригами»
Программа краткосрочного курса «Волшебное оригами» направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение техники оригами и тесто связана с предметом труда в начальной школе. Программа разработана согласно стратегии развития образования города Перми 2013, по реализации краткосрочных образовательных курсов и направлена на обучение воспитанников.
Оригами — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание из бумаги – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга. Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
В программу краткосрочных курсов включено классическое оригами, которое складывается из квадратного листа бумаги. Дети на занятиях познакомятся с определённым набором условных знаков, базовыми форами.
Занятия проводятся с применением инструкционных карт. Содержание программы краткосрочных курсов «Волшебное оригами » включает в себя несколько основных этапов: знакомство с техникой безопасностей работой с ножницами, с пластичными свойствами и видами бумаги для оригами, с разными способами и приёмам бумажного складывания, базовыми формами и условными знаками.
Программа разработана на 8 часов.
Форма занятий – групповая.
Состав групп: 15 человек.
Возраст детей: 7 - 8 лет.
Цель программы: обучение основам оригами, создание условий для развития художественных способностей обучающих посредством изучения техники оригами.
Задачи:
1. познакомить со способами и приёмами оригами;
2. развивать мелкую моторику руки;
3. учиться работать в коллективе.

Учебно - тематический план
Вводное занятие. Базовые формы оригами.
Фигурки из базовой формы «Треугольник»
Фигурки из базовой формы «Книга»
Фигурки из базовой формы «Воздушный змей»
Фигурки из базовой формы «Блинчик»
Фигурки из базовой формы «Дверь»
Фигурки из базовой формы «Двойной треугольник»
Фигурки из базовой формы «Двойной квадрат» Содержание
1.Вводное занятие. Знакомство с программой краткосрочной программы. Техника безопасности. Свойства и виды бумаги для оригами. Знакомство с историей оригами, базовыми формами и условными знаками.
(Приложение 1)
2. Фигурки из базовой формы «Треугольник»
Ребёнок научится складывать базовую форму «Треугольник» и делать из неё лягушку, собачку. (Приложение 2)
3. Фигурки из базовой формы «Книга»
Ребёнок научится базовую форму «Книга» и делать из этой формы разные домики. (Приложение 3)
4. Фигурки из базовой формы «Воздушный змей»
Ребёнок научится складывать базовую форму «Воздушный змей» и делать из неё зайца, лебедя. (Приложение 4)
5. Фигурки из базовой формы «Блинчик»
Ребёнок научится складывать базовую форму «Блинчик» и делать из неё пароход. (Приложение 5)
6. Фигурки из базовой формы «Дверь»
Ребёнок научится складывать базовую форму «Дверь » и делать из неё слона. (Приложение 6)
7. Фигурки из базовой формы «Двойной треугольник»
Ребёнок научится складывать базовую форму «Двойной треугольник» из неё жирафа. (Приложение 7)
8. Фигурки из базовой формы «Двойной квадрат»
Ребёнок научится складывать базовую форму «Двойной квадрат » и делать из неё разных морских обитателей . (Приложение 8)

Прогнозируемый результат
К концу прохождения курса «Волшебное оригами» обучающие должны:
- познакомиться с правилами техники безопасности, основными материалами для оригами;
- научиться использовать разные способы и приёмы оригами;
- научиться пользоваться инструкционными картами;
- научиться работать в коллективе, уметь понимать и слушать педагога.

Диагностическая карта
Оценка результатов освоения программы КСК
Высокий уровень
- самостоятельно выполняет работу по инструкционной карте;
- рационально использует материалы;
- аккуратно выполняет работу;
-экономно расходует материал.
Средний уровень
- выполняет работу с помощью педагога;
- работает по технологической карте с помощью педагога;
-рационально использует материалы.
Низкий уровень
- не может самостоятельно работать с материалами;
- не понимает, как нужно работать по технологической карте;
- не понимает объяснения педагога;
- нерационально работает с материалами;
- не аккуратно выполняет рисунки.

Таблица результатов освоения программы КСК
№ Ф.И. обучающего Занятие Уровень освоения
1 2 3 4 5 6 7 8 программы 1.
2.
3.
Условное обозначения: в – высокий, с – средний, н – низкий уровень.
По итогам программы педагог оценивает процент прохождения программы КСК.

План 1 занятия
Тема «Волшебное оригами»


Образовательная программа: КСК «Волшебное оригами»
Возраст: 7-8 лет
Цель занятия: знакомство основными понятиями, историей возникновения техники оригами, базовыми формами оригами.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику руки;
2. Формировать интерес к технике оригами;
3. Закрепления техники безопасности.

Методы, приёмы: объяснение, показ, демонстрация.
Оборудование: проектор, учебная доска, ноутбук.
Материалы и инструменты: бумага для оригами, клей карандаш, ножницы.
Ход занятия
1.Организационная часть (подготовка рабочего места и закрепления техники безопасности)

Правила техники безопасности с ножницами
• Соблюдай порядок на рабочем месте.
• Перед работой проверь исправность инструментов.
• Не работай с ножницами с ослабленным креплением.
• Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
• Работай ножницами только на рабочем месте.
• Следи за движением лезвий во время работы.
• Ножницы клади кольцами к себе.
• При работе не держи ножницы кольцами вверх.
• Подавай ножницы кольцами вперёд.
• Не оставляй ножницы открытыми.
• Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
• Не играй ножницами. Не подноси их к лицу.
• Используй ножницы по назначению.

2. Целеполагание ( Вводное занятие «Знакомство с оригами»).
3. Изучение нового материала (История оригами, базовые формы оригами, условные обозначения)
История возникновения оригами. (Показ презентации)
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря, что бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из неё удивительные фигурки. По- японски слова «бумага» и «бог» очень похожи. Слово «оригами» состоит из ори – «бумага» и ками – « складывание». В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». Сначала бумага являлась ценным материалом и использовалась в проведении различных религиозных церемоний. Слова «бумага» и «бог» на японском языке очень созвучные слова. Из бумаги делали украшения в храмы с изображением богов, бумажные коробочки для подарков.
Когда бумага стала более дешевым материалом, тогда её стали использовать в повседневных нуждах: для свадебных церемоний, праздничных шествий, украшений для дома.
Самой известной фигуркой в оригами является форма журавля – изображение свободы, символ избавлением от атомной угрозы и лучевой болезни.
4.Практическая часть
Складывание основных форм оригами.
Самостоятельная работа по инструкционным картам.
5.Итоговая часть. Рефлексия.
Что вы узнали нового об оригами?
Какой материал использовали в работе?
Где зародилось искусство оригами?
Какие базовые формы вы умели делать?
Понравилось ли вам занятие?
Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5

Приложение 6


Приложение 7

Приложение 8


Список литературы
1. 100 оригами: Г. И. Долженко — Санкт-Петербург, Академия Развития, Харве, 2006 г.- 224 с.
2. 366 моделей оригами: Т. Б. Сержантова — Москва, Айрис-Пресс, 2014 г.- 192 с.
3. Бумажные игрушки. Оригами для малышей: С. В. Соколова — Москва, Литера, 2013 г.- 72 с.
4. Волшебный мир оригами: А. Гарматин — Москва, Владис, 2011 г.- 304 с.
5. Детское оригами: — Санкт-Петербург, Попурри, 2012 г.- 16 с.
6. Оригами. Более 120 моделей: — Санкт-Петербург, Харвест, 2010 г.- 224 с.
7. Оригами. Иллюстрированный самоучитель в подробных поэтапных иллюстрациях и инструкциях: Дэвид Митчелл — Москва, АСТ, Астрель, Полиграфиз, 2011 г.- 160 с.
8. Оригами. Новые модели: Т. Б. Сержантова — Санкт-Петербург, Айрис-Пресс, 2004 г.- 200 с.
9. Оригами. Самые необычные игрушки и поделки: Ю. И. Дорогов, Е. Ю. Дорогова — Санкт-Петербург, Академия Развития, 2010 г.- 224 с.

Рекомендуем посмотреть:

Избушка из бумаги своими руками. Мастер - класс с фото Оригами для детей 6-7 лет. Цветок Мастер – класс. Оригами для детей 5-7 лет «Полевые цветы» Петушок в технике оригами - мозаика своими руками
Участник №211 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Морской котик из пластилина своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Заяц из бумажных полос своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3059 дней назад (13 ноября 2015)
Просмотров: 15398
Рубрика: Оригами
+1
Голосов: 1
Елена Николаевна Мироненко # 13 ноября 2015 в 18:49 0
Здравствуйте! Елена Александровна, мне очень понравилась Ваша методическая разработка, возьму ее на заметку, так как она понятна и увлекательна для детей и взрослых, буду очень ждать, Вашу новую разработку по оригами.