Урок ИЗО для старших дошкольников
Радостные краски Петриковской росписи. Мастер-класс. «Цветочно-ягодное панно»
Автор: Лери Елена Александровна, воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский детский сад комбинированного вида «Солнышко» с. Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край
Мастер-класс рассчитан для педагогов дошкольного и школьного образования, детей старшего дошкольного возраста, родителей.
Назначение: украшение интерьера комнаты, наглядный материал в познавательной деятельности, а еще такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством Петриковская роспись. Учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера.
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- учить ритмично, рисовать панно, сочетать цвета;
- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, чувство композиции;
- воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям, к росписи;
Материалы:
Лист плотной бумаги А4 (лучше ватман или полуватман), простой карандаш, несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и акварельные краски.
Петриковская роспись - визитная карточка Украины
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Характерные особенности петриковской росписи:
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.
Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Пошаговый процесс выполнения работы:
1. Настоящие петриковские мастера не используют в работе простой карандаш, но наш мастер-класс рассчитан на детей, и поэтому перед началом работы мы придумываем приблизительно свой орнамент и зарисовываем карандашом. Контуры цветов обводим круглым лекалом, чтоб они получились четкими. В ягодах просто намечаем верх и низ. И наметить расположение листьев.
2. К пятому году жизни дети уже знакомы с нетрадиционной техникой рисования «пальцеграфия», и поэтому совсем без труда сделают любые ягодки, на нашем орнаменте это калина.
На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда « под рукой» да и причем из пяти размеров.
3. Далее приступаем к рисованию цветов, первый - мы будем рисовать, используя элемент «зернышко».
"Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.
Вдоль линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.
Второй цветок рисуем пальцем. Начиная сверху, плотно прижать палец к бумаге и спуская вниз послабить, сверху ярче и виднее контуры, а внизу получится слабее цвет.
Так же заполняем и середину этого цветка, лепестки получатся короче.
5. Цветок меньшего размера мы исполняем элементом, который называется «изогнутое зернышко».
"Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.
Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.
5.3. Вот такие получаются цветочки.
6. Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть множество, на сколько хватит фантазии. В рисовании листика используется переходный мазок: сначала на кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона, вплоть до черного.
6.2. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку.
Таким образом делаем зубчики у листка
6.3. Середину листка просто закрашиваем светлым тоном.
6.4. Вот такие получаются листочки
7. Середину первого цветка закрашиваем ярким цветом, я закрасила желтым. И дорисовываем стебельки тоненькой кисточкой.
8. Рисуем маленькие трехлепестковые цветочки,в пустых местах. Так же рисуются с «зернышок» и «изогнутых зернышек».
8.3. Получилось 5 цветочков, можно больше.
9. Таким образом, рисуем и листики цветочков.
9.1. Дорисовываем стебельки просто тоненькой кисточкой. Детям можно предложить дорисовать фломастером.
И вот в самом конце объединение деталей орнамента с помощью "питушинок".
Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое "питушиння", то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах.
11. Панно «Васельки»
12. Панно «Мак и виноград»
13. Панно «Осенняя корзина»
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в подготовительной группе по теме Зима
Мастер - класс по нетрадиционному рисованию - рисование мыльными пузырями
Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке
Урок рисования в средней группе детского сада