Конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему: Осень
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»
Автор: Соловьева Елена Александровна, педагог-психолог, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №23» г.Рязань Описание материала: предлагаю конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым специалистам. Данное занятие ориентировано на развитие познавательного интереса, общей осведомлённости, психических процессов (памяти, внимания, мыслительных операций). Также здесь содержатся элементы арт-терапии.
Цель: развитие когнитивных процессов и мелкой моторики рук Задачи:
- развитие внимания, произвольной памяти, словесно-логического мышления, общей осведомленности;
- развитие коммуникативных навыков речи, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, повышение мотивации к обучению. Оборудование: видеопроектор, ноутбук, касса букв, листы с печатной основой, канцелярские товары (ручка, карандаш, цветные карандаши и фломастеры, ластик). Ход занятия. I. Вводная часть Психолог: Здравствуйте, ребята!
1. Приветствие. Настрой на работу.
Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами одноклассникам. - А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?
(Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие)
2. Введение в тему занятия.
Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
Правильно, осень. Это и будет тема нашего с вами занятия. Эмоциональный настрой
- Сегодня на занятии мы поговорим с вами об осени, совершим мысленно прогулку в осенний лес, встретимся с животными леса, при этом будем выполнять разные задания, как и на других наших занятиях.
- А какое время года было до наступления осени?
- Чем отличается лето от осени?
- По каким признакам можно определить, что пришла осень? II. Основное содержание.
1. Упражнение «Шифровальщик» на развитие внимания и ассоциативной памяти.
- Посмотрим, кто у нас самый внимательный? Каждой цифре соответствует определённая буква, вам необходимо, используя шифр, как можно быстрее найти строчки из песни Владимира Асмолова «Осень жизни», спрятанные за этими цифрами.
Прочитайте, что у вас получилось. Вот и осень,
И дождь в окно стучится!
Вот и осень,
И улетают птицы
Осенью, ребята, идут часто грибные дожди. В лесах и в маленьких берёзках растут грибы. Давайте в следующем задание в таблице среди букв найдём грибы и назовем, какие же грибы растут в наших лесах. Искать можно по горизонтали и вертикали.
2. Упражнение «Найди грибы» на развитие внимания. Дана таблица с буквами, необходимо среди букв найти названия грибов. Слова можно искать как по вертикали, так и по горизонтали. Ответы: подосиновик, чернушка, сыроежка, мухомор, груздь, подберёзовик, лисичка, рыжик, волнушка, шампиньон
Наши глазки устали. Давайте сделаем зрительную гимнастику Раз – налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много, чтоб усилить в тыщу раз!
Ваши глазки немного отдохнули, теперь необходимо внимательно посмотреть вокруг и выполнить такое задание:
3. Упражнение «Буквы перепутались» на развитие мыслительных процессов (обобщение, анализ, сопоставление), внимания, наблюдательности. Психолог: - Как вы знаете, в лесу живет много разных животных (птиц, зверей, насекомых).
Перед вами наборы букв. Составь из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы, тем самым вы получите названия некоторых из них.
арбсук - ___________ усегинца - ______________ оровейб - ___________
меведдь - ____________ бабокач - _____________ ятелд – _____________
лицаси - _____________ рекозаст - _______________ овас - ____________ Ответы: барсук, медведь, лисица (животные), гусеница, бабочка, стрекоза (насекомые), сова, дятел, воробей (птицы). Итог: Очень много живёт в лесу животных, мы назвали только некоторых.
Раз мы заговорили о животных, давайте выполним ещё одно задание.
4. Упражнение «Найди пару» на развитие логического мышления.
Даны определения и названия животных, необходимо подобрать к каждому животному своё определение.
Неповоротливый, неуклюжий, слепой, трусливый, злой, верный, хитрый, упрямый, длинный
Крот, пёс, медведь, лис, слон, бык, заяц, жираф, волк Ответы: неповоротливый слон, неуклюжий медведь, слепой крот, трусливый заяц, злой волк, верный пёс, хитрый лис, упрямый бык, длинный жираф.
Ребята, незаметно мы вышли на опушку леса. Давайте сделаем привал, отдохнём и выполним физкультминутку. Физкультминутка. Руки в стороны поставим.
Правой левую достанем.
А потом - наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз - два - три - четыре,
Плечи выше, руки - шире!
Опускаем руки вниз
И на корточки садись!
Поднимайся, улыбайся!
Ребята, давайте вспомним стихотворение про осень. Кто хочет прочитать стихотворение?
5. Упражнение «Вспомни стихотворение» на развитие памяти.
Чтение стихотворения Осень
М. Геллер Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Пора возвращаться в школу. Прогулка наша подходит к концу. III. Заключительная часть
Пришло время подвести итоги и оценить свою работу.
- Поднимите в стороны руки те, кто сегодня был внимательным.
- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым сообразительным и наблюдательным учеником на уроке.
Ребята, вы все молодцы!
В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы нарисовали осень и всё, что с ней связано. Вы будете рисовать, а я включу клип, чтобы ещё раз напомнить вам какая же бывает красивая осень!!!
Дети рисуют, играет клип.
Показать клип Фредерика Шопена «Осенний вальс»
Рефлексия
- Хлопните в ладоши те, кому понравилось занятие.
- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Я благодарю вас за хорошую работу на сегодняшнем уроке.
Ритуал прощания.
До свидания.
Занятие окончено.
Добрый вечер, мой голос будет первым, пусть он будет удачным. Удивляет, что коррекционные школы еще есть. У нас даже классы закрыли.Очень насыщенное занятие. Столько непростых заданий для внимания, памяти, мышления. Хороший мозговой штурм. Спасибо, ГОЛОС)))
Здравствуйте Елена Александровна! Очень понравился клип Шопена "Мелодия осени". Очень удачно использование в уроке элементов арт-терапии. Все задания очень интересные. Примите мой голос!
Елена Александровна, добрый день!Не понаслышке знаю особенности работы педагогов в специальных коррекционных школах. С интересом познакомилась с представленным вами материалом. Задания, предлагаемые детям, направлены на развитие познавательной активности, развитие мыслительных процессов. Такие занятия дадут положительную динамику в развитии детей с особыми образовательными возможностями. Примите мой голос и удачи Вам в творчестве!
Елена Александровна, спасибо за предоставленный материал! Работа очень содержательная, имеет познавательный характер, прививает любовь к прекрасному, позволяет сплотить детей. С удовольствием использую данный материал в своей работе. Спасибо.
Здравствуйте, Елена Александровна! Ваше занятие насыщено занятиями на развитие психических процесов,очень увлекательное. Мне понравилось использование элементов арт терапии,примите мой голос!