Организация макросреды «В мире сказок мы живем».
Автор: Никифорова Елена Дмитриевна, воспитатель 1 квалификационной категории филиала МАДОУ «Детский сад № 70» - «Детский сад № 47» города Первоуральска Свердловской области.
Данный материал будет полезен следующей категории: воспитателям, родителям, творческим и креативным людям.
Предназначение: для детей дошкольного возраста.
Применение: создание условий для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста в летний оздоровительный период.
Цель: создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной здоровьесберегающей, эстетически привлекательной и развивающей макросреды на участке детского сада.
Задачи:
Познакомить с вариантами оформления участка поделками из бросового материала.
Создать предметно-пространственную среду участка для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста – физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического в летний оздоровительный период.
Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев, а для своей семьи, своих детей. Из чего делали игрушки русские мастера? Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, бересты, соломы. А мы с детьми и их родителями решили мастерить из подручных бросовых материалов (пластиковых бутылок, касок и других), тем самым дать вторую жизнь ненужным вещам.
Ведь пластмассовые бутылки, изделия из пластмассы и полиэтилена, пробки не перегнивают в почве, поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю, так как они засоряют природу.
У детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Мы привлекали дошкольников к организации развивающего пространства на участке, прислушивались к их пожеланиям, использовали для оформления территории, выполненные вместе с родителями поделки.
Люди на Руси всегда стремились к красоте. А как красивы русские сказки! Из них мы черпаем идеи для оформления нашей территории.
Каждое утро дети с удовольствием спешат не в обычный детский сад, а в мир, где их встречают герои русских народных (колобок, лиса, заяц) и авторских сказок (русалка, кот ученый, Чебурашка).
Детей старшей группы можно привлекать к замене игрового оборудования на участке и перемещения из одного центра в другой. Гусеницу, улей и божьих коровок с экологической тропы можно переоборудовать в полосу препятствий на спортивной площадке. Любознательные дети могут поэкспериментировать с гусеницей, поместить в кокон (обмотав веревкой или скакалкой) и превратить в бабочку, пределав ей крылья.
Ежик-массажер является не только привлекательным объектом для художественно-эстетического развития, познавтельно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, но и экологически безопасным тренажером для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Аквариум, наполненный мелкими морскими камушками, песком и ракушками служит «пальчиковым бассейном» для моторного и конструктивного развития детей. Его можно использовать в играх с водой и песком, для проведения опытов и экспериментов с различными веществами.Кораблик – игрушка-«поддувалка» для упражнений на развитие речевого дыхания.
Дети самостоятельно переодевают русалку, изменяют образ с помощью атрибутов и декораций. Превращают ее в принцессу с помощью драпировочной ткани и шляпы или короны, в бабу Ягу (ступы и метлы), в Мэри Поппинс (зонта). Лишь черный кот – неизменный, верный спутник всегда сопровождает таких разных героинь.
Созданные детьми персонажи содействуют развитию способности постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (грим, декорации), творческого воображения, инициативности.
Во время прогулок на летнем участке используются разнообразные формы работы с детьми и их семьями.
Сооружение поделок из бросовых материалов способствует развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников. В познавательно-речевом развитии игрушки, сделанные своими руками, являются стимулом для знакомства с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. У детей совершенствуется навык пересказа хорошо знакомых сказок и фольклорных произведений, умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивается коммуникативная функция речи. Формируется эмоциональное отношение к сказочным персонажам, их поступкам, умение высказывать свое отношение к прочитанному.
Ширма служит средой для социально-личностного развития детей в игровой и театрализованной деятельности.
В тропиках среди пальм дети могут встретить африканских животных (жирафа, зебру). Немного фантазии и мастерства помогут перевоплотить зебру в лошадку или козлика.
В «деревеньке» дети приобщаются к труду в природе.
Мы сконструировали забавного слоника для полива грядок и клумб.
А в «лапоть» мы пересаживаем цветущие растения из грунта.
Сюда пчелы прилетят за нектаром для меда. У нас и улей построен.
Есть у нас и пугало огородное.
После наблюдения за ростом овощей и трудовой деятельностью в огороде, предложить детям подвижную игру «Посадка картофеля».
Ход игры:
Дети встают в две колонны, расстояние между колоннами 3–4 шага. Перед колоннами проводится линия старта. У детей, стоящих в колоннах первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн, в 10 м от стартовой линии, чертится 5–6 небольших кружков в ряд. По сигналу воспитателя первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются обратно и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам мешочки с картофелем. Таким образом, одни «сажают» картошку, другие ее «собирают». Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание. Первые игроки бегут по сигналу воспитателя; стоящие вторыми, третьими и т.д. могут бежать только тогда, когда получат в руки мешочек.
На животноводческой ферме наблюдаем за отарой (овечкой и ягненком).
Наблюдение:
- Ребята назовите, каких домашних животных вы знаете? (кошки, собаки, кони, коровы, кролики, бараны, свиньи, козы). Молодцы, как много вы знаете домашних животных. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, что это за животное. Хорошо ребята?
Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е! »
Травку щиплет во дворе,
Шубка в завитых колечках,
А зовут её … (овечка)
Я для вас еще одну загадку приготовила, давайте попробуем ее отгадать.
Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках,
Бродит по траве (Овечка)
Овца - домашнее животное. У овечки есть семья, она называется отара. Мама - это овечка, папа - баран, а их дети - ягнята. У ягнят вся шерсть в завитках, мягкая, шелковистая. Ноги короткие, но сильные. У баранов есть рога, а у овец нет. Овцы живут в сараях, хлеву. Зимой едят сено, а летом пасутся на лугах и едят травку. Овцы бывают белые, черные. У них теплая и пушистая шерсть. Летом люди стригут овец, чтобы им не было жарко. Из овечьей шерсти вяжут теплые кофты, варежки, шапки.
Подвижная игра «Пастух и волк»
Из детей выбирают "пастуха" и "волка", остальные дети - "овцы". На одном конце площадки чертят "дом" для овец, на противоположной стороне площадки - поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: "волк!" овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).
Хитрая лиса.
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих:
«Ходит-бродит вдоль села плутовка рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим: быстро-быстро убежим».
Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, предлагает выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором три раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Дети мирно и дружно играют. Ведь их Родина – Россия! В этом сказочном мире нет перестрелок, не слышно грохота орудий и свиста пуль. А наши мальчики – будущие защитники Отечества, вместе с папами моделируют военную технику (самолеты, танки), которая надежно защищает границы нашей «страны».
Этот опыт способствует социально-личностному развитию, формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В «березовую рощу» мы приходим понаблюдать за поведением скворца во время пения.
Сидя на ветке, он поет, заливаясь, размахивая крылышками, вертит головой и широко раскрывает клюв. Его пение напоминает разные звуки: то мяуканье кошки, то кукареканье петуха, то скрип колес.
Словарная работа: Скворушка, певец, распевает, свистит, кричит.
Возле птичьих домиков можно загадать детям загадку:
«Дом на дереве висит,
В доме скворушка сидит.
И тепло, и сухо в нем.
Отгадайте, что это за дом?» (скворечник).
- Почему в скворечнике должно
тепло и сухо? Что скворец таскает в свой дом? (Веточки, перья, нитки хвоинки.) Для кого он утепляет свое жильё? Шуметь, играть под скворечником нельзя, так как мы можем испугать птиц, помешать им.
Словарная работа: Скворечник, скворцы, птенцы.
Загадать загадку: «Эту птицу всякий знает: на шесте его дворец. Червяков птенцам таскает да трещит весь день (скворец)»
Чем сейчас занят скворец? Почему целыми днями он то летает, то возвращается в скворечник? Почему его называют «заботливым отцом»? Из скворечника уже слышны голоса ребятни - птенцов. Скоро они начнут самостоятельно осторожно вылетать из домика, сидеть на жердочке, греться на солнышке.
Словарная работа: Скворец, скворушка, скворчиха, птенцы, скворчата, пищат, кричат, растут, едят, кушают, беспокоятся.
В скворечнике, на жердочке сидят скворцы. Это вылетели из скворечника птенцы (птенчики, пташки, ребятишки скворцов), а рядом с ними их заботливые родители. Они и сейчас охраняют своих ребятишек, а те греются на солнышке, пищат, машут крылышками, хотят полететь, подняться в небо. Смогли бы птенцы выжить без своих родителей? Взрослые птицы-скворцы кормили, оберегали, охраняли своих птенчиков, заботились о них.
Обратить внимание детей на то, что скворечник опустел - скворцы кормятся и живут в лесу, полях, садах, уничтожая вредных насекомых. Вспомнить с детьми, кто нам принес скворечник. Кто первым появился около этого домика? Как скворцы утепляли свое жилье? Чем? Кто заботился о птенцах? Как птенцы впервые вылетели из скворечника? Скворечник опустел. Не слышно будет пения, криков птиц, если только воробьи не поселятся в скворечнике.
Совместно с семьями воспитанников мы потрудились над созданием благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечением безопасности жизнедеятельности.
Создавая «мир сказок» совместно с воспитывающими взрослыми (воспитателями, родителями), ребята познакомились с разнообразными материалами, научились видеть необычное в обычном, работать аккуратно. По наблюдениям родителей, дети стали бережнее относиться к природе, чаще наводить порядок в своих уголках.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструирование из бросового материала не только интересный вид деятельности, но и очень эффектное средство развития у детей внимания, эстетического вкуса, фантазии конструктивных навыков.
Буду рада если данный материал поможет вам, уважаемые коллеги и родители, в создании радостной творческой летней атмосферы на ваших участках!
Желаю всем креативности и творческих успехов!
Надеюсь, что Ваши комментарии вдохновят меня на создание и воплощение инноваций в профессиональной деятельности.
Благодарю за внимание!
Каталог поделок и используемых материалов:
1. Монтажная пена, нанесенная на каркас из пластиковых бутылок или шар: Колобок, овечка, ягненок, танк, самолет.
2. Моделирование из пластиковых бутылок: лиса, заяц, собака, кот, Чебурашка, жираф, пальма, пчела, поросенок.
3. Конструирование из пластиковых бутылок и природных материалов: ежик (шишек), лошадка (бревен), аквариум (песка, камешков, ракушек), улей (колья, береста, цветной скотч), кормушка (прутья веника, ветки, проволока).
4. Конструкт из пластиковых бутылок и бросовых материалов: слон (носик и рассеиватель лейки, солнцезащитные очки).
5. Постройки из дерева и фанеры: домик, кормушка для птиц (метла).
6. Лапоть (техника плетения из газетных трубочек).
7. Божьи коровки, гусеница (бросовый материал – защитные каски).
8. Кораблик (пенопласт, проволока, пластиковая бутылка).
9. Пугало огородное (колышек, поролон, ткань, мочало).
10. Мягкая набивная кукла Русалка («мамино платье», нитки полипропиленовые, синтепоновый наполнитель, пуговицы).
Рекомендуем посмотреть:
Поделки из СД дисков для детей. Птицы своими руками
Аист из пластиковых бутылок. Мастер-класс с пошаговым фото
Подвески из CD дисков. Мастер-класс с пошаговым фото
Оформление участка детского сада своими руками летом