Конспект занятия по познавательному развитию на весеннюю тему «Деревья весной». Средний дошкольный возраст
Описание материала: Методическая разработка предназначена для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о деревьях.
Задачи: Закреплять знания детей об изменениях в жизни деревьев весной, закреплять знания детей о том, что дерево - живой организм. Учить анализировать объекты природы, выделяя существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). Развивать связную речь детей, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных. Развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Плакат с нарисованным деревом, картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья), картинки с изображением деревьев, листочки с различных деревьев.
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)
Воспитатель: Правильно, это дерево (показывает плакат). Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями. Наступила весна и деревья просыпаются от зимнего сна и на деревьях стали набухать почки и появляться первые листочки. Ребята, а вы знаете из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья).
Воспитатель: Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев. Какую пользу приносят корни дереву?
Воспитатель: Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
Воспитатель: Какую пользу приносят листья? (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев. Лист – источник жизни на планете.
Дидактическая игра «Собери дерево».
У кадого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды). Дети составляют на доске дерево.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в деревья.
Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими.
Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали.
Ставят один кулак на другой.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий,
Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается.
Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой
Складывают ладони шалашиком
В небо упирается.
Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют.
Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют.
Качают головой. Качают поднятыми руками
Воспитатель: Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке) Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, какие деревья растут в лесу.
Игра «Деревья бывают разные».
Высокие деревья - встаем на носочки, поднимаем ручки вверх. Низкие деревья - приседаем. Пушистые елочки – руки в стороны.
Воспитатель: Отгадайте, о каком дереве загадка:
Загадки.
1. Я дерево могучее, я леса санитар.
И знает это дерево любой -
и млад, и стар.
Расту до самой старости -
и сто, и двести лет,
Любому дам я силу и всем, конечно, люб.
Меня узнали, дети? Ведь я могучий …. (Дуб.)
2. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
3. У меня почки – пахучие
Листья – липучие,
Плоды – летучие.
Летом, в жару – в шубе пуховой,
В холод, зимой – совершенно голый. (Тополь.)
4. Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
С длинной ножкой.
Каждый год на мне с охотой вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен.)
5. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все деревья назвали. А у каждого дерева весной появляется свой листочек.
Игра «Какой листик».
Тополь-тополиный
Осина – осиновый
Дуб – дубовый
Рябина – рябиновый
Береза – березовый
Клен – кленовый.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте поможем деревьям – оденем их.
Дидактическая игра «Оденем дерево».
На столе лежат модели, изображающие стволы – дуба, клена, березы. Ребенок выбирает на столе лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы - березовый).
Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.) А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Воспитатель: Ребята, если мы будем соблюдать законы природы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!». Вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать словами: Это я! или Это не я!).
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я!).
- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? ( Это не я!).
- Кто желает помогать, деревца весной сажать? ( Это я!).
- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? ( Это не я!).
- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? ( Это я!).
Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите все ко мне, вставайте в круг.
А теперь мы улыбнёмся
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
Будем мы с деревьями дружить
Охранять их и любить!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира. Весенние цветы - подснежни
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: Весна
Конспект игрового познавательного занятия по экологии в средней группе на тему: Весна
Конспект занятия на тему "Весна" для средней группы