Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль пословиц и поговорок в воспитании детей дошкольников

Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей
Описание: данный материал адресован родителям, а так же воспитателям детского сада и может быть использован в работе по воспитанию детей.
Пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни; народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство и восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление), что еще более усиливает воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают» и совсем другое, когда взрослый говорит: "Что же выходит: делать - не я, работать - не я, а есть кисель нет против меня?" Поэтому для повышения воспитательного эффекта при общении с детьми желательно включать притчи, простые иносказания, намеки, как называл пословицы и поговорки В.И. Даль.
Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности, некоторые не имеют переносного смысла, например, "Говорить легко - делать трудно", "Играй, играй да дело знай" - такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения; другие имеют и прямой и переносный смысл: "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд, но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат. Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, "Назвался груздем - полезай в кузов", т.е. взялся за дело - доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение - действуй. Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить, взрослый обращается к нему: «В народе говорят: заделано (начато) - надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: "Назвался груздем - полезай в кузов" (полное иносказание). В подобной ситуации может быть и другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности, взрослый сокрушенно произносит: "И вправду сказано, не мудрено начать - мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Коля, сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает - это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись».
Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например, когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: "Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!", - жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.
Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать использовать по ходу, например, трудового процесса? Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.
• Была бы охота - заладится всякая работа.
• Доброе начало - половина дела.
• Где хотенье - там и уменье.
• Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Бывает и так, что кто-то отказывается от работы, явно с неохотой отзывается на предложение. Шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение, поставят ребенка перед выбором формы поведения.
• Люди жать, а мы с поля бежать.
• В работе разгар, а он на базар.
• У лодыря Егорки всегда отговорки.
• Люди пахать, а он руками махать.
Высказав таким образом своё отношение к поведению ребенка, взрослый может и настаивать на его участии в работе. Но если ребёнок решает участвовать, надо поддерживать его радостной улыбкой, жестом (погладив по голове, прижав ласково к себе), взрослый может пошутить: "Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?"
Всякое, даже самое маленькое дело, требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознали планирование, как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц легко подчеркивает именно это:
• И по малу делу большая дума.
• Голова научит - руки сделают.
• Семь раз отмерь - один отрежь.
• Чем больше науки, тем умнее руки.
• Ум хорошо, а два лучше.
Робких детей можно поддержать следующими изречениями:
• Лиха беда - начало.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Смелость города берет.
Взрослый может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:
• Под лежачий камень вода не течет.
• Не бравшись за топор, избы не срубишь.
• Волков бояться в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:
• Умел начать - умей и кончить.
• Усталость пройдет, а добрая слава останется.
• Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Тем, кто отвлекается во время работы на разговоры, на игру, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:
• Где много слов, там мало дела.
• Большой говорун - плохой работун.
• Языком не торопись, а делом не ленись.
• Один пашет, а семеро - руками машут.
• Люди за дело, а мы за безделье.
Если дети проявляют терпение, сами стараются преодолеть возникшие трудности, то их надо поддержать:
• Горька порой, работа, да хлеб от неё сладок.
• Терпенье и труд всё перетрут.
• Над чем постараешься, тому и порадуешься.
• Всякое уменье трудом даётся.
Но бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как, в таких случаях можно высказать свое отношение через пословицу:
• Делом спеши, а людей не смеши.
• Поспешишь - людей насмешишь.
• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
• Кто делает все на авось, у того все хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце можно сказать:
• Мал телом, да велик делом.
Похвала, высказанная в пословицах, несет в себе оттенок шутки, игры (т.к. ребенок называется птичкой, пострелом, муравьем и т.д.), а потому не дает повода для зазнайства.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучения, замечания, будет эффективнее сказать:
• Не смейся, горох, не лучше бобов - намокнешь - и сам лопнешь!
• Не смейся квас - не лучше нас!
• Не смейся горох, не лучше грибов:
Грибы пожарим и тебе не оставим.
Использованная литература:
1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.-М.;Педагогическое общество России,2002.
2.Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.; Мозаика –
Синтез ,2005.
3.Куцакова Л.В. Нрравственно – трудовое воспитание в детском саду: Методическое пособие.- М.; Мозаика – Синтез,2007-2010.
4.От прибаутки до былины./ Сост. Аникин В.П.- М.; Художественная литература, 1991.

Похожие записи:

Пословицы о семье в картинках Осенние посиделки в детском саду. Отчет о мероприятии Тематический словарик в картинках для дошкольников Роль мамы в воспитании ребенка

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье

Пословицы и поговорки об учебе для детей дошкольников

Пословицы и поговорки о труде для детей дошкольного возраста

Пословицы и поговорки о временах года для дошкольников

Пословицы и поговорки для детей 4-5 лет в детском саду

Анализ и значение народной сказки в детском чтении | Конспект Новогоднего развлечения в ДОУ. Вторая младшая группа
Опубликовано: 2560 дней назад (19 ноября 2017)
Просмотров: 10769
+1
Голосов: 1
Эльза Наильевна Нуруллова # 19 ноября 2017 в 19:10 +1
Полезный материал, Елена Николаевна, можно применить в качестве консультаций для родителей и не только. Большая подборка пословиц, удобно разбита по темам. Практически на каждом занятии можно прибегнуть к использованию народного фольклора.Спасибо за представленную готовую информацию... smile
Елена Николаевна Жмуренко # 23 ноября 2017 в 10:40 0
Спасибо за коментарий!
Светлана Валентиновна Матяш # 21 ноября 2017 в 01:26 0
Очень насыщенная, полезная консультация. Кропотливо подобранный материал с пояснениями.Спасибо за то, что прививаете детям любовь у уважение к народной мудрости.
Елена Николаевна Жмуренко # 23 ноября 2017 в 10:41 0
Спасибо!