Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рекомендации для родителей от логопеда

Консультация для родителей детского сада. «Фонематический слух – основа правильной речи»
Автор: Ракутина Елена Викторовна учитель – логопед МБДОУ «Комсомольский детский сад» поселок Комсомольский Кунгурский район Пермский край

Описание: данные рекомендации предназначены для родителей детей 4 – 6 лет. В начале выступления логопед рассказывает о понятии «фонематический слух», о проблеме его развития в дошкольном возрасте. Далее предлагаются игры на развитие фонематического слуха и слухового восприятия.

Задачи: Информировать родителей о развитии фонематического слуха.

Цель: педагогическое просвещение семьи.

Логопед: Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:
Игры на развитие фонетического слуха у детей 4-6 лет
1.«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.
2.«Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
3.«По дороге в гости»
Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком. Итак, вы вышли из дома и идете к автобусной остановке.
Беседа:
- Куда мы идем? (К остановке автобуса)
- Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный пассажирский)
- Что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай)
- А метро – это какой транспорт? (Подземный)
- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)
- Какой грузовой транспорт ты знаешь?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать машину?
- Мы едим в гости, а что такое «гости»?
- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук)
- А кто я бабушке? (Я бабушке дочь)
Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.
А также для развития фонематического слуха важно развивать слуховое внимание ребенка.
Предоставляю вашему вниманию игры на развитие слухового внимания:
Игры на развитие слухового восприятия
1.«Отгадай, что звучит».
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведет звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, чтобы малыш их мог угадать.
2.«Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает еще раз.
3.«Угадай, кто сказал»
Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке, Настасье Петровне или Михайло Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющихся в сказке.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: чем раньше родители обратят внимание на развитие фонематического слуха, тем лучше будет развитие речи детей в будущем.

Рекомендуем посмотреть:

Творчество дошкольников. Советы для родителей Консультация для родителей. Готовность ребёнка к школе Консультация для родителей. Игра в жизни ребенка Ребёнок берет чужие вещи. Что делать?

Похожие статьи:

Консультация для родителей «Современные дети. Проблемы воспитания»

Сценарий летнего праздника для речевой группы детского сада
Опубликовано: 3712 дня назад (26 сентября 2014)
Просмотров: 5474
+2
Голосов: 2
Айгуль Аубекеровна Сарсенгалиева # 26 сентября 2014 в 07:40 0
Надо всем молодым мамам при рождении ребенка дарить брошюры с рекомендациями по развитию речи ребенка, его кругозора.
Татьяна Волкова # 26 сентября 2014 в 14:23 0
Доброго времени суток, очень нужная рекомендация по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста, некоторые родители детей трех лет постоянно говорят, что ходят на развивающие занятия и их ребенок уже знает буквы, совершеннно не понимая того,что игры на развитие фонематического слуха должны в этом возрасте ( да и вообще с четырех только лет) преобладать, но им так это приятно, что их ребенок уже повторяет (механически заучивая) то, что ему совершенно не понятно и что делать с этими буквами он не знает, Голос.
Наталья Михайловна Морозова # 26 сентября 2014 в 18:12 0
Какая важная проблема освещается Вами! Действительно, дети не умеют слышать звуки речи, их этому не учат! И очень часто даже среди детей подготовительных групп при обследовании найдешь 1-2 детей, у которых абсолютно правильное произношение, других речевых проблем тоже не обнаруживается, а вот фонематический слух нарушен! Вроде, ничего бы страшного, и кто-то может посоветовать поставить заключение "речь соответствует возрастной норме"... НО! Такой ребенок с таким недоразвитым фонематическим восприятием придет в школу, и тут уже могут начаться серьезные проблемы на письме - не дослышит окончание, перепутает на слух слово - и вот он ворох проблем, с которым сможет справиться лишь школьный логопед, которых, к сожалению, очень мало! Поэтому тут как нельзя вовремя можно сказать - ЛУЧШЕ ПРОФИЛАКТИКА, ЧЕМ КОРРЕКЦИЯ! И Ваша статья способствует распространению нужных знаний.
Ольга Семеновна Рогулина # 29 сентября 2014 в 14:29 0
Елена Викторовна,очень полезная информация для родителей о развитии фонематического слуха.Интересная подборка игровых упражнений на исправление дефектного произношения.+1!
Алёна Сергеевна Каргина # 9 февраля 2015 в 13:19 0
Интересная работа. Для родителей всегда полезна информация данного характера. Спасибо