Литературно-музыкальная гостиная. Тема: «Сказание о татарской царице Сююн-бике»
Задачи:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на рассказанную историю, музыкальное произведение;
- развивать слушательскую культуру детей;
- развивать у детей способность чувствовать настроение музыкального произведения;
- способствовать развитию у детей музыкального вкуса, музыкальных способностей и передавать своё настроение в рисунке;
- воспитывать любовь к природе, к музыке, потребность в общении с искусством;
- на основе эмоционального восприятия музыки развивать воображение детей;
- обогащать словарный запас детей, активизировать речь.
Предварительная работа:
беседа, рассматривание репродукций, чтение стихотворения о ночной природе.
Ход
Сегодня я расскажу вам историю о татарской царице Сююн-бике. Давным-давно, далеко-далеко, среди необъятных степей, в богатой юрте знатного ногайского мурзы родилась маленькая княжна. Назвали ее Сююн, что означает - девочка. Утренняя заря подарила ей красоту, вольный степной ветер - твердый характер. Окружающая природа - мудрость.
Ее отец, князь Юсуф, был человеком грамотным, религиозным, поддерживал и уважал старые традиции ногайской орды. Сююн росла любимой дочерью. Ее детство прошло среди широких степей и дикой природы. Девочек воспитывали так же, как и мальчиков. Она крепко сидела в седле, владела оружием и одним из ее любимых занятий была охота. С детства старшие прививали в ней почтение и уважение к своим родителям и кочевым традициям своих предков. В те далекие времена дети взрослели очень рано. Промелькнуло короткое детство и вот уже юной красавице пора замуж. Ее будущий муж Джан-Али родился и жил в Касимове. В возрасте трех лет он становится касимовским султаном и владеет касимовским царством. Шестнадцатилетним юношей, касимовский царевич Джан-Али в сопровождении большого конного отряда покидает свое царство и направляется в Казань. Казанские царедворцы возвели султана на престол, и стал он править Казанью. Пришло время молодому хану жениться, и стал он себе искать жену среди ногайских невест.
Для сохранения мира между русским и ногайским государствами был заключен брачный союз. Выбор пал на красавицу Сююн. Но не долгим было семейное счастье молодой царской семьи. Вскоре бывшего касимовского царевича и казанского хана Джан-Али б. Шейх-Аулиара не стало. По закону того времени царица Сююн становится женой нового казанского хана Сафа-Гирея и у них родился сын царевич Утямыш-Гирей.
После смерти казанского хана Сафа-Гирея, на престол вступил его сын, малолетний царевич Утямыш-Гирей, а опекуншей назначается его мать царица Сююн. До сих пор ее судьбой распоряжались отец Юсуф и братья, осуществляя свои политические планы, теперь Сююн-бике действовала самостоятельно. В это время открылись незаурядные способности женщины - правительницы. К ее первоначальному имени Сююн добавляется второе слово – бике, что означало «любимая госпожа». Так называл ее простой татарский народ за то, что она пыталась вникать в его тяжелую жизнь и по возможности облегчить ее. Народ называл её ласково «красносолнечной» царицей.
Жизнь царей и цариц была нелегкой, по воле судьбы царица Сююн-бике и малолетний Утямыш-Гирей попали в московский плен.
11 августа 1551 года провожать царицу на берег речки Казанки вышел весь народ: мужчины, женщины, девушки, мал и велик, все горько по ней плакали. К берегу подъехала колымага, в которой сидела царица, народ пал на колени. Её вывели и повели на царский струг украшенный золотом и серебром.
Народ шёл по обеим сторонам Казанки, провожая ее до тех пор, пока лодка не скрылась из глаз. Было немало и таких людей, которые шли за ней до Свияжска. Из Свияжска на следующий день царские пленники отплыли в Москву, куда добрались 5 сентября 1551 года. Их путь пролегал по Волге, по реке Оке, проплывали мимо Касимова, затем по Москве-реке.
Вскоре касимовский хан Шах-Али (старший брат Джан-Али) подает челобитную московскому царю Ивану IV, в которой просит, чтобы царицу Сююн-бике царь пожаловал за него. В мае месяце в Москве состоялась царская свадьба хана Шах-Али с царицей Сююн-бике. После свадебных торжеств они возвращаются в Касимов.
Судьба царицы Сююн-бике связывает Казань, Касимов и когда-то существовавшее Ногайское государство. Согласно средневековой традиции она была выдана в Казань, где прожила достаточно долго, а конец своей жизни провела в Касимове, где владетельными ханами были ее мужья Джан-Али и Шах-Али. Предположительно казанская и касимовская царица Сююн-Бике захоронена в текие, построенном Шах-Али б. Шейх-Аулиаром, что находится рядом со старой касимовской мечетью.
Благодаря серьезному изучению истории, современные ученые по крупицам восстанавливают для нас ее биографию. Память о своей царице хранит татарский народ. Ученые посвящают научные труды, писатели пишут пьесы, поэты стихи, композиторы сочиняют оперы, народ складывает легенды.
О том далеком времени до нас дошла старинная легенда. «Предание гласит, что у царицы Сиююн-Бике была чудесная домбра, звуки которой заставляли плакать и веселить царственную пленницу. Эта домбра была изготовлена генуэзским мастером по заказу одного из казанских ханов и вместе с царицей привезена в Касимов. Летними лунными ночами царица поднималась на башню ханского дворца, где перед ее взором протекала серебристая Ока. Из темнеющей заокской дали вольный ветерок доносил волнующий и щемящий сердце запах цветущих трав. С тоской и болью вспоминала Сююн-бике родные просторы степей и покинутый город Казань. Под покровом ночи, над близлежащими поселениями русских и татар, разливались печальные звуки домбры и звучали песни красавицы-царицы, сливаясь с щебетом встревоженных в прибрежных зарослях пернатых птах.»
Домбра обладает большими выразительными и техническими возможностями. Из-за сильного натяжения струн звук у неё становится звонкий и насыщенный. Сегодня мы познакомимся с музыкальным инструментом, который называется домбра.
Красота природы, переживание человеческих чувств привлекают внимание композиторов. Окружающая нас природа дарит музыке журчание ручейков, шепот листвы, пение птиц, шум ветра. Композиторы переносят эти звуки, тембры в свои музыкальные произведения. Вот одно из таких музыкальных произведений – элегию, написанное композитором Н. Даутовым для домбры, мы и послушаем. После прослушивания вы мне расскажите, о чём звучала музыка, какие картины природы нашли отражение в музыкальном произведении, и что бы вы хотели нарисовать в своем рисунке (сотворчество педагога и детей).
Рекомендуем посмотреть:
Литературно-музыкальная гостиная «Зимнее вдохновение» в детском саду. Сценарий к Году экологии
Литературно-музыкальная композиция для детского сада ко Дню рождения поэта Сергея Александровича Есе
Литературно-музыкальная гостиная в детском саду в подготовительной группе. Сценарий
Литературно-музыкальная гостиная в детском саду "Защитник земли Русской"