Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей ДОУ. Физическое воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ
Роль воспитателя в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре


Автор: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердск

Описание: Консультация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре в ДОУ.

Цель: Повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах выполнения своих должностных обязанностей в процессе НОД по физической культуре.

В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки разностороннего развития личности. Особую роль играет в этом физическое воспитание.
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных занятиях физической культурой, но в дальнейшем ребёнок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определённым способом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физической культуре, воспитателя группы и семьи.
В последние годы большинство воспитателей стало принимать позицию стороннего наблюдателя, нежели помощника инструктора по физической культуры во время образовательной деятельности. Проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу, что это стало возможным, благодаря тому, что в последнее время в детские сады в большинстве случаев приходят работать воспитателями люди, имеющие не специальное дошкольное образование, а любое другое педагогическое. Соответственно, они не владеют методикой физического воспитания детей дошкольного возраста.
Инструктор по физической культуре во время образовательной деятельности работает в сложных условиях: спортивный зал имеет большие размеры, высокая двигательная активность детей требует строгой организации, в противном случае она может привести к конфликтам и травмам. Поэтому роль воспитателя группы на занятиях имеет большое значение. Он, как и инструктор по физической культуре несёт ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при выполнении детьми сложных упражнений.

Должен знать методику выполнения упражнений, так как неправильное выполнение упражнения может привести к травме или к отрицательному эффекту. Должен следить, чтобы дети переодевались перед занятием в спортивную форму, так как посещение занятий не в спортивной форме может привести к травме и нарушению норм гигиены.
Воспитательная сила личного примера педагога обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчётно склонны подражать движениям, манере держаться… Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях и в спортивном зале. Он воздействует на ребёнка всем: своим мировоззрением, внешним обликом, манерами, поведением и.т.д. Поэтому, воспитатель должен посещать занятия в спортивной форме, так как это требуется от детей; должен владеть техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми. Если ребёнок неправильно выполняет упражнение, воспитатель должен потихоньку поправить его, а при необходимости объяснить и показать, как выполнять упражнение. При этом нужно учитывать возрастные особенности детей при предъявлении требований к качеству выполнения упражнений. Ведь предъявляя требования, которые невозможно выполнить при всём своём желании, в силу определённых физиологических особенностей данного возраста, ребёнок начинает огорчаться, теряет интерес к образовательной деятельности, что влечёт за собой потерю самого главного – мотивации.
Моторная плотность должна составлять не менее 70-85% от времени непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Поэтому для выполнения основных видов движений, группа делится на подгруппы. С одной группой работает инструктор по физической культуре, а с другой воспитатель группы. Чтобы справится с этой работой, воспитатель должен владеть методикой и техникой выполнения упражнений, об этом уже говорилось выше. Так же для поддержания должной моторной плотности основные виды движения можно выполнять поточным способом, если идёт закрепление материала. При этом инструктор по физической культуре контролирует один участок потока, а воспитатель группы другой.
Так как детей нельзя оставлять одних без присмотра, то воспитатель должен организованно привести группу в спортивный зал и увести в группу после занятия. Во время образовательной деятельности может возникнуть необходимость вывести ребёнка из спортивного зала и это должен сделать воспитатель группы, чтобы не оставлять детей одних в зале.
Дети осваивают новые упражнения быстрее в тех группах, воспитатели которых принимают активное участие в образовательной деятельности по физической культуре и при подготовке к ней.

Рекомендуем посмотреть:

Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Массажные дорожки для детского сада своими руками. Фото Физическое воспитание в ДОУ Обобщение опыта воспитателя ДОУ. Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организ
Физкультурный досуг для детей средней группы. Сценарий | Кроссворд для детей 5-6 лет с ответами
Опубликовано: 3351 день назад (3 сентября 2015)
Просмотров: 11066
+5
Голосов: 5
Алла Ивановна Ефимова # 3 сентября 2015 в 23:56 +2
Интересная разработка, взяла в закладки. К сожалению у нас инструктора по ФИЗО сократили, проводим все сами.
Примите голос и удачи.
Евгения Владимировна Ваганова # 4 сентября 2015 в 03:27 +2
Спасибо, Алла Ивановна за отзыв! А инструктора не имели права сокращать, самоуправством занимаются у вас. Как с таким положением дел на ФГОС переходить будете? У нас за квалифицированных инструкторов заведущие бьются.
Надеюсь, что ситуация у вас изменится к лучшему.
Валентина Васильевна Бурмистрова # 8 сентября 2015 в 21:18 +3
Добрый вечер! Описано взаимодействие инструктора физической культуры и воспитался в ДОУ, считаю взаимодействие необходимым, однако каждый должен заниматься своим делом. Так, финработник не приходит на площадку во время прогулки для проведения подвижных игр, а вот тип взаимодействия рекомендательного характера, считаю возможным. Когда воспитатели использует рекомендованное активные игры на прогулке с детьми и в физкультминутках на занятиях, а педагог физического воспитания, элементы изучаемых тем воспитателей с детьми в своих занятиях. Например, добежать до синего круга, потом допрыгать до одного мяча... и т.п.
Евгения Владимировна Ваганова # 9 сентября 2015 в 08:40 +3
Валентина Васильевна, здравствуйте! Спасибо за ваш комментарий. Здесь не идёт речьо том, возможен такой тип взпимодействия или не возможен. Здесь речь идёт о должностных обязонностях воспитателя в процессе образовательной деятельности по физкультуре. Эти вещи обсуждению не подлежат. Проблема в том, что в воспитатели идут работать люди не имеющие профильного (дошкольного) образования. А вот педагоги дошкольники и учителя начальных классов во время учёбы проходят теорию и методику физического воспитания и поэтому у них не возникает вопросов по поводу своих обязонностей во время физкультуры. Вы правы, что каждый должен заниматься своим делом: географ преподовать географию, математик - математику и.т.д. Но если вы пришли в дошкольное учреждение будьте добры переучиться или, как минимум, вникайте. А то дохоит до того, что инструктора по физкультуре в ДОУ являютя по образованию логопедами, хореографами и.т.д. За голову иногда от их деятельности хватаешься.
Александра Анатольевна Острикова # 2 марта 2016 в 21:05 +3
Добрый день!спасибо за Вашу статью) я как раз по образования дефектолог) но работаю инструктором 9 лет уже. в основном сталкиваюсь с тем, что воспитатели уходят просто во время занятия. но это лучше, чем их разговоры с музыкальным руководителем, который приходит раз в год) интересно, в других садах как проходят занятия: под музыку с музыкальным, бубен, записи на магнитофоне?
Евгения Владимировна Ваганова # 3 марта 2016 в 06:30 +2
Александра Анатольевна, здравствуйте! У меня отдельный зал физкультурный, у музыкантов отдельный. Всё занятие не может проходить под музыкальное сопровождение. Только когда идёт закрепление и совершенствование. Я использую и бубен и музыкальное сопровождение, в основном минусовки, чтобы можно было методические рекомендации давать.
С уважением, Евгения Владимировна.
Анна Викторовна Жаркова # 25 апреля 2016 в 18:04 +3
Добрый день. Очень понравилась ваша работа. Совершенно согласна с вами что необходимо знать азы физической культуры не только инструкторам, но и другим воспитателям. Я сама работаю в ДОУ музыкальным руководителем и знаю не понаслышке как важно правильно выполнять физические упражнения, так как в мои обязанности входит проведение утренней гимнастики. Иногда очень сложно довести до педагогов всю важность правильного подхода к упражнениям. Я очень рада что нашла вашу консультацию. Много нового узнала для себя и еще раз убедилась,что физическое воспитание очень сложный процесс.
Евгения Владимировна Ваганова # 25 апреля 2016 в 18:10 +2
Анна Викторовна, спасибо за ваш отзыв на данную публикацию. Особенно спасибо за понимание данной проблемы. С некоторыми воспитателями сложно бывает.
Светлана Алексеевна Бурда # 12 июня 2016 в 15:19 +1
Спасибо большое за статью. Действительно, сейчас как-то все поменялось в дошкольном воспитании. Раньше я работала в одном д\с. Так там на физкультурном занятии было 3 педагога: физ.инструктор, воспитатель и муз.работник. Вводная часть сопровождалась музыкой под пианино, муз.работник и свои задачи здесь реализовывала, чтоб все дети делали упражнения в такт, синхронно. Воспитатели следили за дисциплиной и подстраховывали. А физ.инструктор вел все занятие. Сейчас, спустя 15 лет, я работаю в другом д\с, где всего лишь 3 человека с дошкольным образованием. И незнание методик очень сказывается на качестве работы.
Евгения Владимировна Ваганова # 12 июня 2016 в 17:36 0
Огромное спасибо, Светлана Алексеевна, за поддержку и понимание.
Валентина Ивановна Борохова # 10 октября 2016 в 05:04 +1
Очень конкретная и понятная статья. Проведу консультацию для педагогов, а то они стараются не присутствовать на НОД с инструктором.