Цель: патриотическое воспитание старших дошкольников на высоких примерах Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о героическом прошлом народа.
- Познакомить с героями Великой Отечественной войны.
- Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.
-Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- Развивать навыки речевой, музыкальной и художественно-продуктивной деятельности на патриотическом материале.
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивать навык активного участия в диалоге с воспитателем.
Воспитательные:
- Воспитывать желание детей бороться за мир.
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
-Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны.
Словарная работа: фашист, Брестская крепость, память.
Оборудование: иллюстрации военных событий, портреты героев войны, аудиозаписи песен: «Священная война», «Маки». Листы бумаги формата А-4, бумага А-4, краски , кисточки, салфетки. Канат.
Предварительная работа: беседа о празднике, посещение краеведческого музея, разучивание стихотворения «Легенда о маках», беседа о военных профессиях.
Ход НОД
Воспитатель:
- Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна? (ответы детей)
-Этот год особенный для России. В этом году исполняется 70 лет со дня окончания Великой отечественной войны. Вот уже несколько поколений живут под мирным небом. Ваши бабушки, дедушки, мамы, папы и вы не знаете ужасов войны. Это очень хорошо, но мы должны помнить, какой ценой нам достался мир, счастливое детство. Помнить - это значит хранить память. Память о тех далеких военных годах, о людях, которые отдали свои жизни ради нас. Помнить – чтобы не допустить новой войны.
Воспитатель: А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (ответы детей)
-Чтобы узнать больше о годах войны я предлагаю отправиться в прошлое по тропе памяти. Тропа привела нас в музей военных событий. Дети подходят к стенду, на котором вывешены даты и изображения основных сражений военных лет.
Воспитатель показывает на дату: 1941 год, 22 июня.
-Ребята, кто нибудь из вас знает, о чем говорит эта дата? (предположения детей)
- Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года, ранним утром, немецкие фашисты напали на нашу Родину. Они сбросили бомбы на спящие города. Обстреляли из орудий тихие деревни. Подожгли поля. Они не разбирали, где взрослые, где дети, - всех убивали на своем пути. И топтали, топтали нашу родную землю.
Звучит фрагмент песни «Священная война»
Воспитатель читает стихотворение:
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит - против нас!
- Так началась война, которая длилась целых четыре года.
Воспитатель показывает иллюстрации обороны Брестской крепости.
- Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
Нелёгким был путь к победе. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!» (рассказ сопровождается показом иллюстраций картин)
Тяжело приходилось солдатам . В редкие минуты затишья бойцы слушали песни, с концертами на фронт приезжали артисты. Во время войны было написано много известных песен. Одну из них мы сейчас с вами вспомним.
Дети рассаживаются полукругом, звучит фонограмма песни «Катюша». Дети поют первый куплет и припев.
- А сейчас, ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте, люди каких военных профессий громили врага.
Загадки о военных специальностях.
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)
Уважения достоин
Смелый и отважный воин:
Трудно в тыл врага пробраться,
Незамеченным остаться,
Все запомнить, разузнать,
Утром в штабе рассказать.
(Разведчик)
Спешит по вызову отряд,
Готовый разыскать снаряд
И на пшеничном поле,
И в транспорте, и в школе.
Боец отряда очень смел -
Три мины разрядить сумел.
(Сапер)
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь … (пограничником).
Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью,
Наш солдат – военный … (летчик).
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом,
Управляется … (танкистом).
Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
Ведь его стихия — море.
(Моряк)
Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте —
Дружим с рацией не зря!
(Радист)
Был ранен молодой солдат
На поле утром рано.
А он забрал его в санбат.
И обработал раны.
Извлек из тела смельчака
Опасные осколки.
Была тверда его рука:
"Живи, братишка, долго!"
(Военврач)
- Летчики, моряки, радисты, солдаты и простые люди доказывали свою преданность Родине. Давайте пройдем по тропе дальше.
Дети подходят к портретам героев войны.
Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.
Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.
А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.
Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
- На войне было совершено тысячи подвигов. Что вы можете сказать о людях, которые их совершали? Какие они (ответы детей: смелые, мужественные, отважные)
- Да, ребята, только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне. А вы, тоже сильные, умелые и ловкие?
Кто сильнее из ребят
Ну, беремся за канат
Тот, кто перетянет
Самым сильным станет.
Физкультминутка: «Перетяни канат»
Воспитатель: По тропе памяти мы дошли с вами до победного 1945 года. (подходят к выставке картин с изображением праздничного салюта, встрече солдат мирными жителями и маковым полем)
-Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Воспитатель: Сегодня мы прошли по тропе памяти. Что нового, интересного вы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы ЭТО,
Лишь бы ЭТО не забыть.
Эта память, верьте, люди, всей земле нужна.
Если мы ВОЙНУ забудем –
Вновь придет она.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Перед детьми импровизированная «клумба» с маками, картинки с изображением маков.
Воспитатель: Знакомы ли вам эти цветы? Как они называются?
Существует легенда о маках, о ней нам расскажут Юля и Богдан.
Выходят мальчик и девочка и инсценируют стихотворение «Легенда о маках»
Потянуло от Днепра
Синими ветрами.
Вышли братик и сестра,
В поле за цветами.
— Сколько маков здесь, ура!
Радуется братик.
Но задумалась сестра:
— Нет, не будем рвать их!
Говорят, что страшный бой,
Здесь гремел когда-то.
Защищая край родной,
Шли на смерть солдаты.
Заслонили от врага
Этот лес зеленый,
Эти нивы и луга,
И крутые склоны.
Где пролили кровь они,
В яростной атаке,
Как багряные огни,
Полыхают маки.
Воспитатель: в память о солдатах, которые не вернулись с поля боя, давайте нарисуем маки. Красные маки всегда будут напоминать нам о солдатах, погибших на войне.
Перед детьми лежат заранее затонированные ими листы бумаги, бумага для сминания, тарелки с голубой, белой, красной и зеленой краской. Рисование проводится нетрадиционным методом – методом мятой бумаги.
Дети рисуют под музыку Ю Антонова «Маки».
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника посвященного Дню великой Победы в подготовительной группе детского сада
Сценка к 9 мая - День Победы детей для подготовительной группы
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: День Победы
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Дни воинской славы