Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова», 2 класс. Конспект и презентация

Конспект внеклассного занятия с элементами подвижных игр и увлекательных заданий для обучающихся 2-4 классов «Ничего сильнее хлеба нету на земле…»
Автор: Бердник Галина Станиславовна, педагог-дефектолог Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ОВЗ.
Описание: предлагаю конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2-4 классов начальной школы. Внеклассное занятие организовано и проведено с целью расширения кругозора и всесторонней ориентации в окружающем мире. Содержание материала будет полезно воспитателям ДОУ и педагогам дополнительного образования.
Цель:
Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба. Формирование представления детей о хлебе, дать понятие ценности хлеба в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей об истории развития появления хлеба, как продукта питания. Уточнить и закрепить представления о выращивании хлеба. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
Коммуникативные: развивать речь, познавательный интерес, инициативу и самостоятельность в игре и общении.
Воспитывать уважение и благородное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и в производстве хлеба, бережное отношение к хлебу.
Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам и высказывать свои суждения о содержании. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, поднос с хлебобулочными изделиями, раздаточный материал, карточки с заданиями, материал для проведения опыта.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята, и наши дорогие гости. Гостям в нашем классе мы всегда рады. В давние времена холодной долгой зимой собирался народ не для безделья, а для рукоделья. Вечерами шили-вышивали, да за прялками сиживали, песни напевали да сказки сказывали. А мы пригласили вас кое – что рассказать, своими знаниями поделиться, да на вас посмотреть
(под минусовку песни «К нам гости пришли»)

2. Сообщение темы и цели.
(На столе поднос с хлебобулочными изделиями, накрытыми салфеткой)
- Для того, чтобы узнать, о чем пойдет сегодня речь, и что находится под салфеткой, необходимо отгадать загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
вкусней его на свете нет.
(Хлеб)
- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Открываю салфетку)
+ Черный, белый, пышный, душистый.
- Сегодня мы поговорим о хлебе. В народе говорят: «Хлеб - всему голова».
- Почему?
+ Хлеб – главный продукт. Человек может обойтись без много, а без хлеба нет. Хлеб никогда не надоедает и считается главной пищей для человека. Всегда на Руси встречали, величали гостей хлебом-солью. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

3. Знакомство с проектом «Как человек о хлебе узнал».
- Хлеб имеет очень длинную историю. С ребятами 4 класса мы подготовили проект и хотим познакомить присутствующих с презентацией «Как человек узнал о хлебе.»
1. Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Когда первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Они постоянно бродили по полянам и по лесам и собирали съедобную траву, корешки и плоды, чтобы не умереть с голоду. И человек попробовал жевать спелые зерна с растений, и некоторые зерна ему понравились. Это были дикие злаки - рожь, пшеница, ячмень, овес.

2. Именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать злаковые растения. Первобытные люди ели зерна сырыми и ели зерновую кашу. Зерновую кашу использовали в пищу до тех пор, пока не научились печь лепешки из густой каши – теста прямо на раскаленных камнях. Это были плотные куски зерновой массы, и на наш сегодняшний хлеб мало похожи, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

3. Затем человек научился растирать зерна камнями (жерновами) и так появилась мука. Затем человек стал печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Но когда его испекли, хлеб получился особенно мягким и вкусным — настоящий хлеб. И еще, такой хлеб дольше хранился. С тех пор тесто стали заквашивать.

Учитель. А заквашивать тесто люди научились способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей. Дрожжи – это крошечный живой организм, который вызывает брожение. Дрожжи заставляют хлеб подниматься, превращают его в мягкий, пышный, вкусный и полезный продукт (показать сухие дрожжи). А само слово «дрожжи» в русском языке происходит от слов «дрожь, дрожать». Это слова-родственники.

4. Опыт с дрожжами.
- Ребята, а вы верите, что дрожжи могут проснуться и ожить? А давайте мы сейчас проверим. Дрожжи попадают в тесто. Грибки сразу принимаются за дело. Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто поднимается, увеличивается в объеме. В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.
(Развести дрожжи с мукой, водой и сахаром, поставить на грелку)
Пока наши дрожжи будут просыпаться, и вырабатывать углекислый газ, мы с вами еще поговорим о хлебе.

5. Игра «Как на стол хлеб пришел».
- Не даром говорят «чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд». Хлебный каравай начинается с маленького зернышка. Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Посмотрим, какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на столе.
На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе.
Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстроить по очереди все действия.
1. Обработка земли
2. Посев зерна
3. Уход за зернами
4. Сбор урожая
5. Сортировка зерна
6. Помол зерна в муку
7. Замес теста
8. Выпечка.


- Именно в таком порядке. Для того, чтобы зернышко стало хлебом, очень много людей долго и упорно трудятся. Трудиться начинают ранней весной с обработки полей и до осени, когда собирают созревший урожай.
Пословица гласит - весенний день год кормит.
-Как вы понимаете пословицу?
+ Что бы собрать хороший урожай, нужно трудиться каждый день, не теряя ни одного дня.
- Все верно. Именно весной сеяли и сажали свой будущий урожай. Весной земля уже прогревается первыми лучами солнца, она влажная от тающего снега. А это самые благоприятные условия для прорастания семян. Весной наши предки совсем не ленились. Проводив зимушку-зиму, на веселом празднике Масленица, они сразу приступали к полевым работам. Землю нужно было вспахать, удобрить, разрыхлить. Затем приступали к посеву зерновых культур. Если упустить это время, урожай будет плохой, то питаться потом весь год было бы попросту нечем. Таков и смысл пословицы «Весенний день год кормит».

- Но, когда урожай созрел, его нужно убрать, обмолотить, отвезти на ток, обсушить. Далее отвезти на мельницу, смолоть муку, муку отвезти на хлебозавод, замесить тесто и испечь хлеб и хлебобулочные изделия.

6. Игра «Профессии людей, связанные с получением хлеба»
- Выберите из представленных профессий те, которые участвуют в производстве хлеба. Я буду озвучивать название профессии. Если она связана с производством хлеба, то хлопните в ладоши, если нет сидим тихо.
Механизатор, тракторист, шофер, комбайнер, агроном, мельник, пекарь. Лесоруб, столяр, почтальон, портной, пожарный, маляр.
- А называют их всех одним словом – хлебороб.

7. Аукцион булочных изделий.
- В магазинах можно увидеть огромный ассортимент хлебобулочных изделий. Предлагаю провести аукцион, кто больше назовет изделий, сделанных из муки.
(хлеб, батон, сушки, баранки, крендельки, торты, пирожные, печенье, вафли, пряники, кексы, плюшки, сухарики, пончики, пельмени, макароны)

8. Игра «Музыкальные сладости»
- Приглашаю всех ребят (7-8 человек). Вы будете бегать по кругу, как только музыка остановится, вы должны взять одну картинку (баранку). Кому не хватит – выбывает из игры. Кто останется последним – принесет одну сушку в свою копилку.

9. Хлеб во время ВОВ.
- Посмотрите, сколько изделий из муки мы сейчас с вами можем приобрести в магазине или приготовить своими руками.
- А в годы войны хлеба не хватало. Людям приходилось беречь каждую хлебную крошку. В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек (показать детям). Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом. В нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Такой крохотный кусочек хлеба в голодное военное время человек получал на целый день. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
- Молодое поколение не знает, что такое голод, поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
- Посмотрим сценку «Святой хлеб».

10.Сценка «Святой хлеб»
(входит дедушка, на тарелке несет нарезанный хлеб, подбегает внук, берет кусочек, откусывает)
Внук: - Фу, какой плохой хлеб!
Дед: - Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если невкусный, говорят: «Плохо выпечен».
Внук: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.
Дед: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросил из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба. Хлеб – святой!
Внук:
Говорил мне дедушка, говорила мама:
Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются,
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Учитель: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько сможете съесть, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первым блюдом.

11. Проверка опыта.
- Пришло время проверить, как ведут себя дрожжи. В ходе практического опыта, мы ответили на поставленный вопрос: почему так много дырочек в хлебе и откуда они берутся.
Итак: когда дрожжи попадают в тесто, грибки сразу начинают приниматься за дело. Начинает вырабатываться углекислый газ, от этого тесто набухает, поднимается и становится пышным. В жаркой печи образовавшиеся пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

12. Подведение итогов.
Во все времена к хлебу было бережное отношение. И такое уважение должно быть всегда. Ведь не зря говорят, что хлеб – всему голова. Почему?
Ответы детей.
Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
Хлеб – всему голова. Презентация

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие во втором классе по теме: «Весна пришла, птички запели!» Конспект внеклассного мероприятия по теме: Здоровый образ жизни, 2 класс Классный час для 2 класса на тему Дружба Выпускной во 2 классе. Сценарий

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие к 23 февраля в начальной школе

Сказка в стихах для детей 6-9 лет. Сценарий

Участник №9 творческого конкурса для педагогов «Жаркое лето 2023» с 1 июня по 31 августа 2023 года
Открытка к 8 марта своими руками для детей начальной школы (2-3 класс) пошагово с фото | Проект на тему: «Информационные цифровые технологии в обществе», 8-9 класс
Опубликовано: 456 дней назад (24 августа 2023)
Просмотров: 3090
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Валентина Петровна Чурепкина # 26 августа 2023 в 20:27 +2
Спасибо за приглашение! С большим интересом познакомилась с публикацией! Достойная работа, которая представлена на ОТЛИЧНО! Мой отзыв только положительный + 1
С уважением, В.П.
Анна Моисеевна Кузина # 3 октября 2023 в 08:42 +1
Очень содержательный, интересный конспект. Голос!