Статья на тему: «Методы и формы работы с родителями и детьми в коррекционной школе»
Ларьякская специальная(коррекционная) общеобразовательная национальная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Статья на тему: «Методы и формы работы с родителями и детьми в коррекционной школе».
«…Усилие, необходимое для какой-нибудь трудной работы, отнюдь не уменьшится, а скорее увеличится и придет к лучшим результатам, если эта работа примет форму игры».(Э. Клапаред )
Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке.
Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет многим людям, всей стране.
Многие беседы о воспитании станут лишними. Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка значение…
Родительское требование к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!(А.С. Макаренко. Из лекций «Общие условия семейного воспитания»).
В своей работе на протяжении провожу педагогические беседы-консультации при посещении на дому воспитанника.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
Беседы-консультации являются основной формой индивидуальной работы воспитателя с родителями обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Такие беседы направлены на оказание конкретной помощи родителям в воспитании и обучении детей.
Цель беседы: Объяснить, направить на положительный результат в воспитании и обучении воспитанника в школе и в окружающем мире.
Задачи:
1.Развитие мыслительно – речевой способности обучающихся.
2.Воспитание положительных качеств на примере хороших поступков, культурных навыков поведения.
3.Коррекция памяти, внимания, наблюдательности.
Значение этой формы работы воспитателя с родителями помогают правильно построить и организовать какое – либо дело.
Систематически провожу индивидуальные и групповые беседы – консультации, для оказания практической помощи по различным вопросам.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
Беседы помогают лучше изучить учащихся ,условия семейного их воспитания,вносить коррективы в учебно – воспитательную работу.
Беседы с родителями помогают увидеть свои недостатки,исправить их,а иногда и предотвратить их.
II. Посещение на дому воспитанника помогает лучше изучить ее влияние
на ребенка,узнать сильные и слабые стороны семейного воспитания; знакомство с семьей помогает воспитателю глубже проникнуть во внутренний мир детей.
Одной из форм является - воспитание примером.
«Ворчанием наскучишь, примером научишь».
«Добрый пример , лучше ста слов». Такие мудрые народные изречения выражают большую педагогическую правду, ибо они – плод многолетних, многовековых наблюдений и обобщений.
Цель этой формы работы – наглядно – образно показать на своем примере.
Задачи:
1.Любовь к человеку которому они хотят подражать .
2.Превосходство опыта, знаний, умений у того , с кого они хотят брать в чем-то пример.
3.Привлекательность и доступность того, что они будут копировать.
Дети младшего возраста видят в родителях защиту, опору, нуждаются в ласке, беспрерывном внимании и благодарят за все это искренней, трогательной детской любовью.
В 12-14 лет ребята уже не слепо копируют поведение взрослых,подростки.
Избирают для подражания только то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них.
Результатом этой работы является все положительное,что остается в обучающем ребенке. Воспитание поощрением – одна из форм воспитания обучающего.
Цель: Показать и выявить в ребенке все хорошие качества.
Поощрение – это тоже педагогический прием. Пользоваться им надо умело.
Когда воспитанника без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самодеятельным, избалованным человеком.
Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие.
Какой труд, какие поступки, какие действия, когда и каким образом целесообразно, с педагогической точки зрения, отмечалось особой похвалой, одобрением, наградой. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то,что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.
В своей работе я часто применяю эту форму работы. Она стимулирует воспитанника, дает положительные результаты.
Проводятся лектории для родителей на различные темы.
Например: «Трудовое воспитание в жизни ребенка» и т.д.
Цель: привитие трудовых навыков и умений.
Привлечение к трудовой деятельности ребенка идет из семьи с первых ступенек его жизни.
Ребенок в 7-10 лет вначале с огромным желанием берется за дело,которое ему дает мама, бабушка, воспитательница.
Игровые приемы, с помощью которых можно увлечь детей той или иной работой, определяются не только возрастом ребенка, но и его индивидуальными способностями, интересами, характером трудового поручения.
Дети всех возрастов любят различные состязания.
Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующими длительного напряжения, мало интересными, но нужными.
Труд же радует школьника своими хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим.
Достоин похвалы и тот труд, который потребовал от школьника волевого напряжения, смекалки, выдумки, находчивости.
Исходить надо из того, что поощрение не должно восприниматься ребенком как плата за труд,не должно способствовать появлению у школьника самомнения и зазнайства,а наказание не должно вызвать ненависти и отвращения к выполнению трудовых обязанностей.
Результатом труда является воспитательное воздействие общественно-полезного труда, в процессе которого формируются самые лучшие нравственные черты личности: потребность трудиться на общую пользу, бескорыстное отношение к труду.
На протяжении всех лет обучения детей в школе провожу индивидуальные доверительные беседы,мини –беседы с родителями, посещаю квартиры обучающихся воспитанников. В ходе бесед ребенок раскрывается, рассказывает о своих неудачах. Вместе находим выход из сложившейся ситуации.
1. Родители помогают в проведении совместных праздников,
утренников, районных мероприятий .
Ребята всей школы принимают участие в районных выставках, республиканских конкурсах. Получают благодарности, грамоты, поощрительные подарки.
2.Формы и методы разнообразны. Это и Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы которые я использую в своей работе.
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с презентациями и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения.
Воспитатель, хорошо владеющий мастерством рассказа, обеспечивает усвоение учащимися знаний в определенной системе, развивает их мышление, показывает учащимся, как нужно умело пользоваться словом.
Без наблюдения многообразных явлений природы, труда людей, общественной жизни, наблюдений, направляемых и организуемых учителем, нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
К. Д. Ушинский, который отмечал: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. Так каждому ребенку предлагаются посильные индивидуальные задания.
Эта работа систематически проводится на самоподготовке, труд на пришкольном участке, уроки- экскурсии, внеклассные занятия, подготовки к выставкам, ролевые игры влияют на развитие творческого воображения , инициативы, умения самостоятельно развертывать сюжет игры, развлечения, согласовывать свои действия с ее участниками, устанавливать правильные взаимодействия.
Огромное значение творческого начала в обучении и воспитании детей, так как именно в этом возрасте происходит формирование некоторых способностей. Поэтому по мере роста ребят разнообразные работы творческого характера должны занимать все более важное место в учебном процессе.
Библиографический список литературы:
1.А.С.Макаренко. Из лекций «Общие условия семейного воспитания».
2.В.Г.Белинский «О доверии и разумной родительской любви»
3.Из опыта работы в специальной коррекционной школе - интернат.
Рекомендуем посмотреть:
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида
Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы
Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион
Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ