Статья «Экологическое воспитание в младшей группе ДОУ» (репортаж с «Зайкина огорода»).
Автор: Ерышова Галина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» города Арзамаса Нижегородской области.
Описание материала: этот материал будет полезен воспитателям, родителям и всем тем, кого волнует проблема экологической культуры младших дошкольников.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений.
Задачи:
1. Формировать представления детей о растениях, особенностях их произрастания;
2. Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе;
3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
С первых лет своей жизни ребенок интенсивно знакомится с окружающим его миром: миром разнообразных предметов и необычных явлений природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, начинает фантазировать, воображать, творить. Наша задача- помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого мы создаем условия для поисково-исследовательской деятельности детей, способствуем формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.
Поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям помогает создание в детском саду «огорода на окне». Об этом наш следующий репортаж.
Мы ведем наш репортаж из детского сада №32. В группе «Солнышко» произошли невероятные события: в один из февральских дней на подоконнике появился новый житель-зайчик Степашка. Да не просто появился, а полностью обустроился на подоконнике: здесь у него и домик, и огород, и озеро, и клумбы с цветами.
Мы решили задать вопрос воспитателю: «Как вы среагировали на все происходящее?»
В своем интервью воспитатель прокомментировала последние события так…
-Да, удивлению ребят не было предела-вы бы видели их восторженные глаза! И первое, что мы сделали, =это познакомились с новым обитателем.
Степашка нам поведал следующую историю…
Приближается весна, запасы зайчика закончились, витаминов ему не хватает, что же делать? Выход один=сажать новые растения (травку, лучок, цветы для клумбы). Посадить-то Степашка посадил, а вот ухаживать за своим огородом сил у него нет, маленький он еще, одному ему не справиться. Вот и решил он обратиться за помощью к ребятам из детского сада.
А малыши у нас добрые, трудолюбивые, сразу же откликнулись на просьбу Степашки о помощи: стали с удовольствием ухаживать за его большим огородом. Вот так в игровой ситуации мы и познакомились с нашим героем!
-И началась наша исследовательская работа на «Зайкином огороде».
Наблюдения и исследовательская деятельность.
Мы с ребятами каждый день внимательно смотрели на зайкины грядки с посаженными семенами.
Через 7 дней появились первые нежные всходы травки. Они были еще очень слабенькие, но с каждым днем дружно подрастали и крепли.
На 8 день у луковки Чиполлино с его дружной семейкой начали появляться ярко-зеленые стрелочки-хохолочки. До чего же они были красивые: яркие, прямые, сочные!
Через 12 дней потянулись к свету тонкие стебельки будущих цветов.
Наблюдения и исследования многому научили малышей: мы познакомились с названиями и строением посаженных растений, определяли цвет саженцев и других предметов на огороде, старались заботиться и охранять необычные всходы.
Трудовая деятельность.
Прежде чем приступить к выполнению работы по уходу за появившимися ростками, мы внимательно изучили картинку на оконном стекле: солнышко, тучки, дождик. И установили такую взаимосвязь: чтобы семена взошли, им необходимы свет, тепло и вода.
Солнышко ласково пробивается через стекло, в группе тепло, а дождик мы «обеспечиваем» из наших леек. Такая работа нам очень нравится! И делаем мы это регулярно, как только начинает подсыхать земля на грядках, поливаем добросовестно и аккуратно.
Игровая деятельность.
Нужно отметить, что «Зайкин огород» полифункционален, к нему мы обращаемся в различных видах деятельности (по сенсорному развитию, развитию речи, художественно-эстетическому развитию…)
Но особенно мы любим здесь играть: и со Степашкой, и с Чиполлино, и с уточкой, и с бабочками…Нам нравится все переставлять, приносить новые игрушки, придумывать что-то свое...
Есть у нас и перспективы на будущее: как только природа проснется ото сна, мы обязательно поставим(«посадим») около дома Степашки веточку дерева и будем наблюдать, что же из этого выйдет?
Заканчивая наш репортаж из группы «Солнышко», мы хотим сказать следующее: «Зайкин огород» растет и радует ребят своими всходами. Зайчику Степашке совсем не скучно=у него появилось много друзей и помощников, которые бережно относятся к природе. А ребята-малыши, получив начальный опыт общения с миром природы, будут и в дальнейшем эмоционально-положительно относиться ко всему, что их окружает! В этом и состоит суть экологического воспитания младших дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Огород на подоконнике в ДОУ
Дидактическая игра по экологии для детей младшей группы
Конспект НОД во 2 младшей группе по теме: Как мы учили Незнайку ухаживать за цветами
Экологический досуг в детском саду. Младшая группа