Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД для детей средней группы на тему: Осень

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие с Кленовым листиком" для детей средней группы (4 - 5 лет).
Автор: Гаврилова Ольга Давыдовна, воспитатель МБДОУ №180 «Детский сад общеразвивающего вида», город Кемерово.

Описание: Предлагаю Вашему вниманию конспект проведения образовательной деятельности для детей средней группы (4 – 5 лет) по теме «Осень». Данный материал может использоваться воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: Активизация интереса детей к окружающему миру, речевой, изобразительной деятельности по теме «Осень".

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи по образовательным областям:
Речевое развитие: Уточнить и активизировать словарь по теме "Осень". Помочь детям, участвуя в коллективной беседе поделиться со сверстниками известной им информацией о рябине. Активизировать и обогащать речь детей за счет слов: рябиновый, сочные ягоды, гроздь рябины, подмороженные, кудрявая, краснощечка. Упражнять детей в произношении изолированного звука ш.
Познавательное развитие: Знакомить детей с понятием «последовательность» - это когда что-то совершается, следует друг за другом: листья на деревьях с приходом осени облетают, укрывая собой землю, согревая собой, опавшие семена из которых весной вырастут новые побеги деревьев. Закрепить и пополнить знания детей о рябине.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение отображать в продуктивной деятельности свое отношение к миру природы. Развивать фантазию, выразительность движений, изображая картины природы («Танец листьев»).
Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение не перебивать друг друга, воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений об осени, проведение осеннего праздника, рассматривание дерева рябины на участке, беседа об осени.

Предметно-пространственная развивающая среда:
Оборудование для педагога: Изображение кленового листика, паучка, двукрылого семечка, осенних деревьев и листьев для показа театра на фланелеграфе.
Оборудование для детей: Гербарий листьев рябины по количеству детей; гроздья рябины по количеству детей; незаконченная картина с изображением рябины; салфетки красного цвета, разрезанные на маленькие квадраты; клей-карандаш.

Ход образовательной деятельности:
( Дети садятся на стульчики, расположенные полукругом)..
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:
«Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?». Верно. Недавно у нас была Золотая осень, мы проводили праздник и вы учили много стихотворений. Давайте сейчас вспомним некоторые. (Дети читают стихи).
«Осень в пестром сарафане»
Как красива осень
В пестром сарафане!
В чистом небе – просинь
Клен горит, как пламя.
Над водой березка
Золотою свечкой
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
(Т. Шорыгина)

«Осень художница»
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла
Ранним утром, проходя по парку
Листья позолотой обвела.
(Т. Шорыгина)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Скажите, вы любите путешествовать? Тогда давайте отправимся в путешествие с Кленовым листиком по осеннему лесу! (Дети сидят на стульчиках, а воспитатель, рассказывая сказку, сопровождая показом театра на фланелеграфе).
Воспитатель. Жил – был Кленовый листик. У него было много братьев – листьев, которые росли на клене. Они шумели, качались, слушали пение птиц, разговаривали с другими деревьями, что росли рядом. Представьте, как разговаривали листья друг с другом (Ш - ш - ш - шшш…). Однажды Кленовый листик посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они золотом! Тут налетел ветерок, и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья. Они плавно летели, медленно кружились. Поблескивали на солнце золотыми боками и шелестели чуть слышно: ш - ш - ш… «Как красиво вы кружитесь», - сказал Кленовый листик. – «Лети с нами. Это так удивительно». – «Лечу», - крикнул им Кленовый листик и оторвался от ветки. Его подхватил налетевший ветер и закружил. А рядом с ним кружились и летели березовые, осиновые, дубовые листики. (Звучит «Вальс» М. И. Глинки, воспитатель предлагает детям выполнить этюд «Танец листьев»: дети бегают на носочках в разных направлениях, кружатся. По окончании музыки приседают).
Воспитатель. Тут ветер стих, и Кленовый листик стал плавно опускаться, но вдруг за что-то зацепился. «Не дергай так, ты порвешь мои сети! – услышал он сердитый голосок. Перед листом появился Паучок. – Ты же не муха!» Кленовый листик вежливо извинился и попросил Паучка отцепить его. Он ведь не хотел цепляться, он просто летел.
Паучок перестал сердиться и задумался вслух: «Летел… Конечно, не сидеть же на одном месте. И потом, осенью – все летают». Листик спросил Паучка: «Значит, мне захотелось лететь, потому что осень?» - «Да, - ответил Паучок, - летом ты был нужен дереву. Ты ловил для него солнечные лучи. А сейчас дерево собирается спать, и оно отпустило тебя».
Тут Паучок распутал паутинку. Ветер надул ее, словно парус, и Паучок полетел: «Прощай…»
Тот же ветер подхватил Кленовый листик и опустил его на дерево. «Что это за дерево, я его не знаю», - подумал Кленовый листик.
Воспитатель. А вы, ребята, узнали это дерево? Где вы встречали рябину? (На участке, в городе, в лесу). Значит, вы можете помочь Кленовому листику и рассказать о рябине! Как называются листья рябины? (Рябиновые). Ребята, а рябина приготовила вам подарки! (Воспитатель раздает гербарии листьев рябины). Давайте рассмотрим их и расскажем Кленовому листику, какие они. (Дети рассматривают и говорят, что листья большие, состоят из нескольких листиков, которые расположены друг против друга. Края листьев резные).
Воспитатель. Молодцы, хорошо описали рябиновый лист. Но Кленовый листик не знает ничего и о самой рябине, ведь он ее раньше никогда не видел. Какое это дерево? (Высокое дерево, ствол коричневого цвета, гладкий. На рябине много листьев и ягод). Да, рябина стройное и изящное дерево. Ее называют «кудрявой», потому что на ней много необычных листьев. Про рябину поют много песен (напеть «Ой, рябина кудрявая…).
Воспитатель. А еще про рябину загадывают загадки. Вот послушайте:
«Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы».
О каких красных кораллах идет речь? ( О ягодах). Ягоды рябины еще сравнивают с бусами. Вот послушайте:
«…Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый – осине,
Бусы красные – рябине…»
(И. Винокуров)
Воспитатель. Дети, а рябина приготовила еще вам подарки! (Показать гроздь рябины). Что это? Это гроздь рябины. (Раздать детям заранее приготовленные гроздья рябины на подносах). Давайте, расскажем еще кленовому листику и о ягодах рябины. Какие они? (Круглые, маленькие, красные, мягкие на ощупь, раздавить – сочные).
Воспитатель. Послушайте, какое стихотворение написала про рябину детская поэтесса И. Токмакова
«Летом красну ягодку
Мне дала рябина.
Думала, что сладкая,
А она, как хина.
Толи эта ягодка
Просто не дозрела.
Толь рябина хитрая
Пошутить хотела!»
Давайте попробуем на вкус, какая сейчас стала ягода? (Горьковато-кислая). Такими ягоды становятся после морозов. Они подмороженные, поэтому вкус ягод изменился.
Воспитатель. А как вы думаете, для чего нужны ягоды рябины? (Они служат кормом для птиц). Правильно, в ягодах рябины очень много витаминов, птицы их очень любят и зимой ими спасаются от голода. Люди тоже собирают ягоды рябины после первых морозов, варят из них варенье. Делают разные лечебные настои. Из-за того, что на рябине так много красных ягод ее в народе еще называют «краснощечкой».
Воспитатель. Ой, ребята! Кленовый листик вас так слушал, заворожено, но не успел сказать вам спасибо. Опять подул ветерок, и Кленовый листик полетел вместе с рябиновыми листочками на землю. На земле лежало двукрылое Семечко. Точно такое же, как висели на его родной ветке. «Ой, как хорошо, - сказало Семечко – ты укроешь меня от холода, а весной я пущу росток, чтобы вырос новый клен». «Так вот зачем листья осенью летают и падают на землю», - сказал Кленовый листик и заснул.
Воспитатель. Так закончилось путешествие Кленового листика. Ребята, с кем встречался Кленовый листик? (С Паучком, с Рябиной, с Семечком). - Почему листья осенью облетают? – Почему семечко обрадовалось, когда его накрыл Кленовый листик? – Как называют рябину в народе?
Воспитатель. Ребята, когда мы гуляли с вами на улице, мне рябина шепнула, что очень хочет, чтобы ее портрет украшал нашу группу. Я его начала делать, только не успела. (Показывает картину рябины без ягод). Чего здесь не хватает? Из чего можно сделать ягоды рябины? (Из пластилина, из салфеток и т.д.).
Воспитатель предлагает сделать ягоды из салфеток. Дети подходят к заранее подготовленным столам, садятся и скатывают салфетки красного цвета, нарезанные маленькими квадратиками в комочки. Затем их наклеивают на незавершенную картину. По ходу работы напомнить, как надо скатывать салфетки. Когда картина будет готова полюбоваться ею и поблагодарить детей.


Рекомендуем посмотреть:

Сценарий осеннего праздника для детей среднего дошкольного возраста Сценарий осеннего праздника для детей средней группы Конспект занятия на тему Осень для детей средней группы Осенний утренник в средней группе. Сценарий
Участник №211 творческого конкурса для педагогов «Златокудрая осень»
Изонить Космос. Мастер-класс | Новогодняя настольная композиция своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3443 дня назад (20 ноября 2014)
Просмотров: 3933
+3
Голосов: 3
Лариса Михайловна Блажан # 20 ноября 2014 в 13:50 +2
Интересное занятие, большой плюс-интеграция нескольких образовательных областей,выдержано по структуре и содержанию,спасибо,так держать!
Ольга Гаврилова # 21 ноября 2014 в 05:06 +1
Спасибо, Лариса Михайловна!
Ирина Максутовна Идиатуллина # 20 ноября 2014 в 15:52 +2
Здравствуйте, Ольга Давыдовна! Очень понравилось, что занятие построено на основе сказочного сюжета. В него гармонично включены стихотворения, музыка, загадки и продуктивная деятельность. Спасибо за интересный материал! Успехов в дальнейшей работе!
Ольга Гаврилова # 21 ноября 2014 в 05:08 +1
Здравствуйте, Ирина Максутовна! Спасибо за Ваш комментарий!