Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогический опыт педагога дополнительного образования

Развитие интереса детей к декоративно - прикладному творчеству посредством освоения программы «Лоскутное шитьё»
Педагогический опыт
Головизниной Марины Ивановны, педагога дополнительного образования
муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Центра дополнительного образования детей
города Вятские Поляны Кировской области

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по обучению детей лоскутному шитью, он будет интересен педагогам художественно-эстетической направленности в дополнительном образовании, педагогам технологии общеобразовательных школ, воспитателям.

     Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.

Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их  к  рукоделию, заложить основы нравственных ценностей,  научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия.

Я представляю вашему вниманию образовательную программу художественно-эстетической направленности «Лоскутное шитье».  
Данная программа разработана мною с учетом содержания Типовых программ и учебников общеобразовательных учреждений по технологии для 5-6 классов, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет-ресурсов.

Актуальность данной образовательной программы заключается в приобщении детей к декоративно-прикладному творчеству, воспитании уважения к истории своего народа.
Основная цель программы – развитие творческих способностей детей, через приобщение к одному из видов декоративно-прикладного искусства – лоскутному шитью.
Для достижения цели программы, я решаю следующий комплекс задач:
Обучающие.
1. Формирование знаний о лоскутном шитье, ассортименте изделий, их функциональном назначении, способах изготовления лоскутных изделий.
2. Приучить детей своевременно и тщательно готовить к занятию все необходимое, а во время занятия поддерживать порядок на рабочем месте.
3. Учить детей бережно относиться к оборудованию, экономить материалы, соблюдать технику безопасности.
Развивающие.
1. Развивать интерес к народному творчеству, работать достаточно свободно, творчески и безбоязненно.
2. Развивать личность детей, активность, самостоятельность, коммуникабельность.
3. Развивать стремление добиваться высоких результатов в работе.
Воспитывающие.
1. Воспитывать в детях  аккуратность, опрятность, терпение, культуру поведения.
2. Воспитывать умение ценить красоту художественного изделия.
3. Формировать   дружеские   и   доброжелательные   отношения,   взаимопомощь, товарищество.
Содержание программы рассчитано на три года обучения (216 часов) и направлено на детей 10 – 13 лет.

Моя программа содержит увлекательный  материал по изучению техники лоскутного шитья.  Первые шаги  по ней настолько просты, что не требуют от детей больших усилий.  Они с удовольствием открывают для себя разнообразные возможности работы с тканью.
Новизна программы в предоставлении возможности детям обучиться не только лоскутному шитью, но и другим способам работы с тканью.
Методика работы с детьми по программе «Лоскутное шитьё» предполагает использование различных приёмов, способов, принципов педагогической деятельности.
В основу   образовательного процесса  заложены   общие принципы.
При обучении детей огромная роль отводится принципу наглядности.

В моём объединении это в первую очередь оформление кабинета лоскутными изделиями, сшитыми мною и моими воспитанниками, тематический уголок с фотографиями  воспитанников объединения «Лоскутное шитьё» со своими поделками.

Для соблюдения техники безопасности, правильной организации рабочего места, в кабинете висит настенное панно с прикреплёнными на липучках игольницами.  В течение занятия обучающиеся пользуются своими игольницами, а по окончании прикрепляют игольницу обратно, так же на стене расположены схемы выполнения ручных стежков, имеется комплект образцов различных видов ткани и многое другое.

Мой опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся более  доступными и понятными для детей.

Так же разработанный мною учебно-методический комплект содержит множество наглядных пособий: это иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), различные информационно-технические пособия (учебные презентации и буклеты, сменяемые выставки готовых изделий, а также графические пособия (схемы, таблицы, лекала).

Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер.
Несколько мультимедийных презентаций разработанных мной по темам программы «Цветы из ткани», «Кукла – тильда», «Техника канзаши-цумами», наиболее полно и интереснее знакомит детей с изучаемым материалом.
Методика организации работы детей основывается по принципу, от простого к сложному. При этом большое значение приобретает принцип последовательности действий. Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение.
Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением: от несложных приемов аппликации, до изготовления сложных лоскутных изделий (лоскутные одеяла, кухонные комплекты, объёмные мягкие игрушки, лоскутные сумки и др.).

Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных действий,  предусмотренных программой, соответствует принципу доступности:

Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я предлагаю детям легкие задачи, а потом –  более сложные (но обязательно доступные для выполнения).
Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц, швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки.

Программа позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
С  учетом разной подготовки  и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям.

На занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям  интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант.  При этом  обучающий  и развивающий смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при изучении темы «Мягкая игрушка» используется 2 комплекта выкроек (сложной и простой игрушки). Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии.


Реализуя один из принципов социализации воспитанников, активно включаю их в общественно-полезную деятельность  в Центре дополнительного образования детей и за его пределами. Воспитанники помогают в оформлении интерьера нашего Центра, участвуют в акциях помощи детям с ограниченными возможностями, детям сиротам, делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и конечно же для  своих друзей и близких.

Например: при изучении темы «Поделки-сувениры» - дети сшили игрушки «Звёздочки», я предложила подарить их детям детского сада. Девочки с удовольствием согласились, и это послужило сильной мотивацией при изготовлении игрушек и театральных кукол.

И при посещении детского сада воспитанники в дружеской обстановке подарили детям детского сада подарки и показали им сказки: Колобок, Теремок, с помощью театральных кукол сделанных своими руками.
Наиболее приоритетной работой по программе, я считаю использование в работе с детьми проектной деятельности.
В основе метода проектов, над которыми мы работаем:
1. Развитие познавательных интересов детей;
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве;
3. Проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта;
4. Ориентация на творческую деятельность.
Третий год я использую метод проектов и результат – первое место в рамках межрегиональной выставки «Вятские мастера».

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных воспитанниками. Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода.

Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков, самостоятельности и имеющихся средств обучения.
Форма взаимообучения необходима на наших занятиях, так как при помощи её обучающиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Обучение проводится по типу семьи. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств. А так же позволяет рационально использовать время на занятии.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Подведение итогов на занятиях  лоскутным шитьём строится на доброжелательном оценивании изделия: результат оценивает сам ребенок, затем – его товарищи.
Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа, игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков, организованный просмотр выполненных работ в виде выставки.

В результате освоения программы « Лоскутное шитьё » воспитанники получают целый комплекс знаний и умений.
Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.

Своим опытом работы реализации программы я охотно делюсь с коллегами.
В 2011 году я представляла свой опыт работы по программе в рамках открытого республиканского фестиваля искусств, ремёсел и декоративно-прикладного творчества в городе Набережные Челны на конференции по теме «Сохранение самобытных ценностей и развитие креативности – путь к успеху в декоративно-прикладном творчестве» его материал  опубликован в печатном издании.

Объединение «Лоскутное шитьё», это дружный коллектив единомышленников в составе педагога, детей и их родителей.
Можно с уверенностью сказать, что воспитанники объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет их родителям и окружающим людям подлинную радость от встречи с рукотворной красотой.
Уважаемые коллеги, надеюсь мой опыт работы пригодится и вам!

Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей финансовой грамотности
Мастер-класс: Открытка «С Новым годом!»
Опубликовано: 3948 дней назад (2 марта 2014)
Просмотров: 23610
+10
Голосов: 10
Нелли Викторовна Маркова # 2 марта 2014 в 18:22 +2
Было интересно узнать о вашем опыте работы! Эстетичное и продуманное оформление кабинета. Дополнительное образование-зона ближайшего развития ребенка.Вы создаете все условия для этого, поддерживаете и развиваете интерес к рукоделию!
Действительно, дифференцированный подрод в подборе практической работы для детей очень важен, ведь у каждого ребенка свой уровень освоения программы.
Александр Семенович Жбанов # 2 марта 2014 в 19:27 +3
С удовольствием прочитал и посмотрел Ваше "досье". Видно, что работу проводите очень большую и болеете за нее душой. Именно на таких педагогах и держится школа и дополнительное образование. Отрадно, что охотно делитесь с коллегами опытом своей работы. Не знаю, как мне, а многим молодым педагогам Ваш опыт на вес золота и принесет огромную пользу, за это Вам большое спасибо!Привет Вятским Полянам, с уважением А.С.Ж.
Валентина Николаевна Мельникова # 2 марта 2014 в 19:46 +3
Марина! Интересно изложили свой опыт работы! Есть чему поучиться! Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. На Руси, мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Спасибо!
Марина Александровна Горбачева # 2 марта 2014 в 21:22 +2
замечательные работы, а то, что ваши дети становятся дипломантами и призерами различных конкурсов, говорит о вашей с ними кропотливой и грамотной работе, спасибо за интересный материал, ваши коллективные работы просто чудо)))
Тамара Александровна Новичкова # 15 мая 2015 в 22:27 0
Спасибо, Марина, что поделились и подробно описали свой опыт работы. Есть чему поучиться у талантливых педагогов. С уважением к вам Т.А. +1