Развитие интереса детей к декоративно - прикладному творчеству посредством освоения программы «Лоскутное шитьё»
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.
Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их к рукоделию, заложить основы нравственных ценностей, научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия.
Я представляю вашему вниманию образовательную программу художественно-эстетической направленности «Лоскутное шитье».
Данная программа разработана мною с учетом содержания Типовых программ и учебников общеобразовательных учреждений по технологии для 5-6 классов, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет-ресурсов.
Актуальность данной образовательной программы заключается в приобщении детей к декоративно-прикладному творчеству, воспитании уважения к истории своего народа.
Основная цель программы – развитие творческих способностей детей, через приобщение к одному из видов декоративно-прикладного искусства – лоскутному шитью.
Для достижения цели программы, я решаю следующий комплекс задач:
Обучающие.
1. Формирование знаний о лоскутном шитье, ассортименте изделий, их функциональном назначении, способах изготовления лоскутных изделий.
2. Приучить детей своевременно и тщательно готовить к занятию все необходимое, а во время занятия поддерживать порядок на рабочем месте.
3. Учить детей бережно относиться к оборудованию, экономить материалы, соблюдать технику безопасности.
Развивающие.
1. Развивать интерес к народному творчеству, работать достаточно свободно, творчески и безбоязненно.
2. Развивать личность детей, активность, самостоятельность, коммуникабельность.
3. Развивать стремление добиваться высоких результатов в работе.
Воспитывающие.
1. Воспитывать в детях аккуратность, опрятность, терпение, культуру поведения.
2. Воспитывать умение ценить красоту художественного изделия.
3. Формировать дружеские и доброжелательные отношения, взаимопомощь, товарищество.
Содержание программы рассчитано на три года обучения (216 часов) и направлено на детей 10 – 13 лет.
Моя программа содержит увлекательный материал по изучению техники лоскутного шитья. Первые шаги по ней настолько просты, что не требуют от детей больших усилий. Они с удовольствием открывают для себя разнообразные возможности работы с тканью.
Новизна программы в предоставлении возможности детям обучиться не только лоскутному шитью, но и другим способам работы с тканью.
Методика работы с детьми по программе «Лоскутное шитьё» предполагает использование различных приёмов, способов, принципов педагогической деятельности.
В основу образовательного процесса заложены общие принципы.
При обучении детей огромная роль отводится
принципу наглядности.
В моём объединении это в первую очередь оформление кабинета лоскутными изделиями, сшитыми мною и моими воспитанниками, тематический уголок с фотографиями воспитанников объединения «Лоскутное шитьё» со своими поделками.
Для соблюдения техники безопасности, правильной организации рабочего места, в кабинете висит настенное панно с прикреплёнными на липучках игольницами. В течение занятия обучающиеся пользуются своими игольницами, а по окончании прикрепляют игольницу обратно, так же на стене расположены схемы выполнения ручных стежков, имеется комплект образцов различных видов ткани и многое другое.
Мой опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся более доступными и понятными для детей.
Так же разработанный мною учебно-методический комплект содержит множество наглядных пособий: это иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), различные информационно-технические пособия (учебные презентации и буклеты, сменяемые выставки готовых изделий, а также графические пособия (схемы, таблицы, лекала).
Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер.
Несколько мультимедийных презентаций разработанных мной по темам программы «Цветы из ткани», «Кукла – тильда», «Техника канзаши-цумами», наиболее полно и интереснее знакомит детей с изучаемым материалом.
Методика организации работы детей основывается по принципу,
от простого к сложному. При этом большое значение приобретает
принцип последовательности действий. Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение.
Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением: от несложных приемов аппликации, до изготовления сложных лоскутных изделий (лоскутные одеяла, кухонные комплекты, объёмные мягкие игрушки, лоскутные сумки и др.).
Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных действий, предусмотренных программой, соответствует
принципу доступности:
Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я предлагаю детям легкие задачи, а потом – более сложные (но обязательно доступные для выполнения).
Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц, швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки.
Программа позволяет
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
С учетом разной подготовки и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям.
На занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при изучении темы «Мягкая игрушка» используется 2 комплекта выкроек (сложной и простой игрушки). Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии.
Реализуя один из
принципов социализации воспитанников, активно включаю их в общественно-полезную деятельность в Центре дополнительного образования детей и за его пределами. Воспитанники помогают в оформлении интерьера нашего Центра, участвуют в акциях помощи детям с ограниченными возможностями, детям сиротам, делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и конечно же для своих друзей и близких.
Например: при изучении темы «Поделки-сувениры» - дети сшили игрушки «Звёздочки», я предложила подарить их детям детского сада. Девочки с удовольствием согласились, и это послужило сильной мотивацией при изготовлении игрушек и театральных кукол.
И при посещении детского сада воспитанники в дружеской обстановке подарили детям детского сада подарки и показали им сказки: Колобок, Теремок, с помощью театральных кукол сделанных своими руками.
Наиболее приоритетной работой по программе, я считаю использование в работе с детьми проектной деятельности.
В основе метода проектов, над которыми мы работаем:
1. Развитие познавательных интересов детей;
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве;
3. Проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта;
4. Ориентация на творческую деятельность.
Третий год я использую метод проектов и результат – первое место в рамках межрегиональной выставки «Вятские мастера».
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных воспитанниками. Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода.
Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков, самостоятельности и имеющихся средств обучения.
Форма взаимообучения необходима на наших занятиях, так как при помощи её обучающиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Обучение проводится по типу семьи. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств. А так же позволяет рационально использовать время на занятии.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Подведение итогов на занятиях лоскутным шитьём строится на доброжелательном оценивании изделия: результат оценивает сам ребенок, затем – его товарищи.
Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа, игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков, организованный просмотр выполненных работ в виде выставки.
В результате освоения программы « Лоскутное шитьё » воспитанники получают целый комплекс знаний и умений.
Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.
Своим опытом работы реализации программы я охотно делюсь с коллегами.
В 2011 году я представляла свой опыт работы по программе в рамках открытого республиканского фестиваля искусств, ремёсел и декоративно-прикладного творчества в городе Набережные Челны на конференции по теме «Сохранение самобытных ценностей и развитие креативности – путь к успеху в декоративно-прикладном творчестве» его материал опубликован в печатном издании.
Объединение «Лоскутное шитьё», это дружный коллектив единомышленников в составе педагога, детей и их родителей.
Можно с уверенностью сказать, что воспитанники объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет их родителям и окружающим людям подлинную радость от встречи с рукотворной красотой.