И у наших детей есть права...
Советы молодому (и не только) педагогу
Права человека лучше всего постигаются на собственном опыте, в реальной жизни. Такой опыт может извлекаться из повседневной школьной жизни , которая будет подкреплять изучение таких абстрактных понятий, как свобода, терпимость, справедливость.
Но действительность в школе чаще противодействует правам человека, нежели способствует им. Нередко в силу сложившихся стереотипов и предубеждений некоторых людей в школе этих прав лишают. Например, если допускается, что одни ученики присваивают оскорбительные клички другим ученикам, представляющим религиозные меньшинства или этнические группы, а учителя ничего не предпринимают в связи с этим, то этот случай является примером того, что нетерпимость приемлема. Важно изменить отношение к таким вещам, если хотим, что бы обучение правам человека принесло желаемые результаты.
Поводом для разговора с учащимися в плане прав человека первоначально может стать оценка бытовых условий в школе.
Можно предложить учащимся обсудить следующие вопросы:
1. Безопасны ли условия пребывания в школьном здании для здоровья?
2. Благоустроена ли классная комната? Насколько учитывались при её благоустройстве интересы детей и их предложения?
3.Выставляются ли в классе картины, стихи, или другие произведения учеников?
4.Есть ли у учеников какое-то своё место, где они могли бы безбоязненно оставлять свои вещи? Или где бы они могли побыть одни?
Насколько отправление естественных потребностей не ущемляет права ребёнка?
Попробуйте выяснить отношения между учениками, выявив наличие и отсутствие случаев унижения или применения насилия, присутствие предубеждения против некоторых учеников, эффективность предпринимаемых в ответ на жалобы учеников мер. Сделанные выводы позволят определить направления дальнейшей работы классного руководителя.
Немаловажным в направлении обучения правам человека является стремление организовать отношения между учителями и учениками на взаимно-равноправной основе, поэтому выясните:
1.Подвергаются ли ученики унижению со стороны учителей? Гуманны ли дисциплинарные требования?
2. Применяется ли система оценок в дисциплинарных целях? Предпологается ли, что ученики будут слушаться, даже если они не понимают указаний учителя.
3. Как обращаются к ученикам: по фамилии или именам?
4. Существует ли в школе ученический совет? Если существует, то избераются ли ученики в него демократическим путём?
5. Открыта или закрыта дверь в кабинет директора? Знает ли директор учеников имени?
6.Уместны и справедливы ли наказания?
Наиболее ярким показателем неблагополучия в области прав человека являются факторы того, что родители боятся жаловаться учителям, когда им не нравится то, как обращаются с их детьми, или то, чему их обучают. а кроме того, насколько участвуют родители в управлении школой.
Что бы сделать конкретные шаги для улучшения обстановки в школе относительно прав детей необходимо:
1) привлекать детей к участию в обсуждении и выработке школьных правил;
2) вместе с детьми выработать конкретную политику поведения в ситуациях, где применялось насилие, например:
- обсудить варианты справедливого решения;
- попросить учеников высказать свои предложения по разрешению конфликтов;
- дать всем возможность высказаться спокойно, по очереди, успокаивая тех, кого оскорбили;
3) устроить несколько классных собраний по темам, связанным с правами ребёнка, на которых можно провести различные практикумы. ролевые игры,тренинги.
При организации ролевых игр помните, что учителю требуется уважать чувства учеников, что ему запрещается навязывать свою точку зрения по поводу спорных вопросов.
И всё же начинать нужно с себя. Оцените себя по следующим позициям:
1. Относитесь ли вы ко всем ученикам, как к личности?
2. Обращаетесь ли вы к ним по имени?
3. Извиняетесь ли, если допустили ошибку?
4. Улыбаетесь ли вы в школе?
5. Боитесь ли вы беспорядка и шума, даже если это вызвано активной работой учеников?
6. Добиваетесь ли тишины с помощью крика или используете другой приём?
7. Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, что бы заверить их в вашем внимании и участии?
Сделайте соответствующие выводы, помня: «Чтобы уважали тебя, уважай тех, кто рядом с тобой!»
Обычная в обиходе вещь - замечание. Иногда учитель, желая быть строгим, в количестве замечаний видит зримое воплощение своих педагогических усилий: чем больше замечаний, тем больше внимания к развитию ребёнка, тем больше ответственности и предусмотрительности. Но всегда ли при этом учитывается реальный результат всего этого потока нотаций?
Даже, если ребёнок и примет к сведению замечания, желаемые изменения в его поведении обычно возникают не сразу, а постепенно. Значительная часть замечаний будет расценена ребёнком, как придирки,А немалую часть ребёнок пропустит мимо ушей.
В таких случаях неизбежно у взрослого начинает накапливаться раздражение: обилие невыполненных требований даже помимо его воли вызывает неприязнь к неподдающемуся ребёнку. К тому же избыточное количество замечаний, по мнению психологов, оборачивается недостатком самоконтроля у ребёнка. Но ещё более важный вопрос- не количество замечаний, а их «качество», то, как делают замечания.
Учителю иногда не хватает понимания различия между замечанием и упрёком. Замечание - это осуждение способа действий, но не осуждение самого человека. Упрёк - это оценка личности, суждение - столкновение человека с его совестью. Череда конечных упрёков приводит ребёнка к мысли, что у него отсутствует совесть и ребёнок начинает вести себя соответственно - всё равно я «плохой». Учителя сбиваются на упрёки, потому что переоценивают значение своих слов для ребёнка: им кажется, что сказанное один раз ребёнок запомнит обязательно и примет к обязательному же пониманию. Но мало сказать один раз, но и 10 раз повторить. И не потому, что ребёнок глух к словам учителя или упрям: ему прост бывает непонятно, почему нужно следовать требованиям и наставлениям взрослых. Тем более повзрослев, подросток, если из детства он вынес твёрдое убеждение, что требования взрослых зависят от их прихоти, привычек, вкусов, настроения, что за требованиями нет большой целесообразности, большей обоснованности, чем за «хочу так» ребёнка.
Плохо, потому, что он подчиняется пока-пока взрослый сильнее...
Если попробовать систематизировать общие принципы. то можно выделить следующее
Во - первых, необходимо (только потому, что взрослый умнее и должен уметь контролировать свои эмоции) прежде всего следить за своей интонацией: должен быть тон доброжелательной твёрдости. Ведь чаще бывает так: перекошенное, разъярённое лицо, гневные обрывистые фразы; естественно, это невозможно понять ребёнку, можно только испугаться, ведь взрослый показывает выражением лица, интонацией, мимикой, жестами, что он не стремиться пробиться к сознанию ребёнка, а только надеется на собственную силу: «Ах, ты так! Ну держись! Я тебе покажу!» и потому результат нулевой.
Во - вторых, не умничать!
В - третьих, очень опасно в воспитательных целях ставить в пример ребёнку в качестве образца кого - то из сверстников или даже взрослых.
В - четвёртых, наверное, самое главное, прежде чем делать замечание, задайте себе вопрос «Чего я этим добьюсь?»
Конечно, умение делать замечания в чём -то сродни таланту, но если есть желание сделать отношения с учениками искренне - доверительными, взаимно уважительными, стоит поработать над выработкой этого умения. Успехов!
В школьной обыденной жизни зачастую возникают ситуации, в которых педагог, классный руководитель, раздражаясь, «гневаясь», должен принимать «меры», по поводу очередного проступка ученика. Не ругать невозможно! Но вот реальность: проку от ругания никакого, сам взрослый чувствует себя опустошённо, а ребёнок начинает ненавидеть взрослого, несмотря на то, что вину свою признаёт.
Что же делать? Есть несколько общих правил:
- Нельзя ни наказывать, ни ругать ребёнка сразу после физической или душевной травмы.
- Нельзя ругать ребёнка, когда вам непонятны внутренние причины, мотивы его проступка.
- Когда вы устали, огорчены, больны, когда вы вне себя.
Ругая детей, взрослый должен помнить, что человеку свойственно ошибаться; осознавать, что жизнь слишком коротка и внезапна, что бы быть мрачной, злобной, скучной, что детство у человека только одно!
Педагог, учитель должен помнить о том. что даже взрослый человек очень часто не сознаёт истинных побуждений своих действий, что у всякого есть своя система самооправдания, есть своя внутренняя защитная правота и внутренняя слепота, поэтому, даже если несомненны самые дурные побуждения совершённого поступка - злоба, трусость, жестокость, месть, зависть, жадность, никогда не говорите об этом: если ученик может осознать свои побуждения сам, то ему выговоры учителя ничего не дадут, и тем более они не нужны, если не способен. Попробуйте внушить ему мотивы и побуждения лучшие, чем на самом деле - своим доверием к лучшему в его натуре вы добьётесь наилучшего из возможного.
К сожалению, иногда бытует мнение, что по количеству записей классного руководителя в дневнике учащегося можно судить о качестве воспитательной работы в классе: мимо классного руководителя не прошёл ни один факт, ни один поступок, педагог «принял меры» - сообщил родителям, пусть реагируют.
Говорят «Дневник -лицо ученика». У некоторых учеников тех учителей, которые любят писать по поводу и без повода замечания в дневник. Такой дневник ярко выраженной без результативностью, бессилием учителя и непониманием между всеми участниками учебного процесса: ученика, учителя, родителей.
Как бы много не было записей они не могут оставить след в душе ребёнка - «количество» в этом случае не перейдёт в «качество». Чаще всего замечание в дневник вызывает только одно желание: скрыть, уничтожить позорную запись.
Тогда появляются склеенные страницы, в ход идут достижения химии. Или же, что ещё хуже, вырабатывается особое отношение к замечаниям классного руководителя- откровенно враждебное. Тем более, действуя в школе в ритме хаоса, учитель почти машинально пишет в дневник заштампованные фразы: «Безобразно вёл себя на уроке...!» и т.д., не имея возможности сделать пространную запись, по сути отметив лишь между ним и учеником.
Письменное замечание в дневнике в отличии от устного рассчитано на вмешательство родителей,на их помощь школе. Но в чём может выражаться помощь? Их реакция может быть предсказуемой: принимая меры родители или «читают натации» или воспитывают «ремнём». И то и другое кроме ненавести, ничего воспитывать не могут, тем более что ребёнок хорошо «понимает и чувствует», что руку отца направляет учитель», - так оценивал подобные записи В.С. Сухомлинский. Впрочем может быть и наоборот: родители пренебрегают записью учителя, тем самым становясь в оппозицию по отношению к школе. Да и что может сделать родитель в ответ на замечание «Не работал на уроке!» Урок ведёт учитель, и его забота - заинтересовать ученика, настроить, вовлечь в активную работу. Адресовать такую запись откровенно бессмысленно. Ведь замечания должны приносить результат. Зачем делать такие, которые, что называется «повисают в воздухе»; не достигая цели.
Прежде чем сделать запись в дневнике, классный руководитель обязан во всём разобраться, выяснить причины нарушения. Вполне возможно, что после разговора с учеником, учителю не придётся делать запись- в этом не будет необходимости.
Попросить наладить чёткий распорядок дня, организовать более действенный контроль за ребёнком со стороны взрослых дома - об этом целесообразно сделать запись, и родители смогут принять меры. Если применяется запись в дневнике, она должна способствовать исправлению ученика, т.е. быть оправданной, серьёзной и внушительной.
А бороться с нарушениями лучше по-другому: лично разобраться, побеседовав с «нарушителем» с глазу на глаз, пытаясь добиться осознание содеянного, предлагая вместе разобраться в причинах. Если удаётся побудить ученика исправиться, он сам себя будет контролировать. Таким образом, получается совсем другая зависимость: чем меньше будете писать замечаний (а больше внимания уделять детям, имеющим проблемы в поведении и учёбе), тем реже будет в них необходимость. Проверьте.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка