Экскурсия «Незнайка в лесу»
Автор: Вайлерт Инна Анатольевна, воспитатель ГБДОУ № 31 г.Санкт-Петербург
Описание материала: Экскурсия по территории детского сада «Незнайка в лесу» разработана и проведена с детьми старшего дошкольного возраста по территории детского сада. Конспект экскурсии может заинтересовать воспитателей и родителей для проведения наблюдений и бесед на природе с детьми.
Цель: Формировать представление о взаимосвязи деревьев и птиц в природе.
Задачи:
- Углубить знания о деревьях и кустарниках (березе и шиповнике), выяснить, какие деревья называют плодовыми;
- Расширить представления о птицах нашего края, какую пользу природе приносят птицы;
- Воспитывать интерес и желание охранять при¬роду.
- Развивать мышление, внимание, речь;
Подготовительная работа:
- Беседы о зимующих и перелетных птицах.
- Чтение стихов и книг о природе.
- Рисование и раскрашивание растений, деревьев, птиц.
Материалы:
Картинки птиц, чайник с водой, одноразовые стаканчики,
Ход экскурсии
I Организационный момент
Воспитатель: Есть люди, которые любят проводить свое свободное время на природе. С рюкзаком за плечами они отправляются в лес, в горы, плывут по реке, узнавая много нового и интересного.
Воспитатель: Как называют таких людей? (туристы).
Воспитатель: Сегодня мы тоже отправимся на экскурсию, по территории детского сада, как туристы. Сделаем несколько остановок, поближе рассмотрим и поговорим о деревьях, кустарниках и птицах нашего края. С нами отправится любопытный Незнайка, он все хочет знать.
Воспитатель: Расскажем, Незнайке о деревьях, кустарниках и птицах на нашем участке? (Да).
II Основная часть
Воспитатель читает
стихотворение:
Я люблю побродить по зеленой стране,
Здесь друзей заводить очень нравиться мне.
В той стране – благодать, удивительный свет,
Вот бы нам разгадать, в чем тут главный секрет?
Беседа – рассматривание деревьев
Отгадайте
загадку:
Кто носит деревянную рубашку? (деревья)
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных деревьев растет на территории нашего детского сада. Вы знаете их названия?
Незнайка: Я знаю! (называет неправильно деревья, ребята его поправляют - береза, клен, рябина, липа, осина, ясень…).
Воспитатель читает
стихотворение:
Березонька – беляночка, красавица лесов
Проснулась спозаранку от птичьих голосов.
К воде пошла умылася, обсохла под лучом,
Над речкой наклонилася березовым плечом.
С березой рядом рощица, семья ее подруг.
И так узнать ей хочется, что нового вокруг. (В. Боков)
Воспитатель: Береза – символ России, самое распространенное дерево наших лесов. Не все знают, что березы у нас в России бывают двух видов: повисшая и пушистая. Их можно различить по внешнему виду - у повисшей березы ветки пониклые, «плакучие», ствол старых деревьев у основания, почерневший, с потрескавшейся корой. Эту березу называют еще «бородавчатой» из-за того, что на коре тонких побегов светлые железки – «бородавочки». У пушистой березы бородавок нет, ее ветки короче и отходят вверх и в стороны. Ствол всегда белый от основания. Немного отличаются у нее и листья. Растет она в сырых местах.
Воспитатель: Береза ценное лекарственное растение.
Незнайка: Чем же она так ценится?
Воспитатель: Издавна на Руси лечились березовым соком. Березовыми вениками парились в бане. Чай из березовых почек очень полезен для здоровья. Любят березу и за ее внешний вид. Полюбуйтесь, она действительно, как в сарафане.
Незнайка: А это, что за дерево? (показывает на столб). Какой у него интересный ровный ствол.
Воспитатель: Это не дерево, а столб.
- Ребята объясните Незнайке, как вы определяете, что перед вами деревья? (Деревья относятся к живой природе. Они растут, питаются через корни в земле растворенными минеральными веществами. У всех деревьев есть ствол, он покрыт вместо кожи – корой. От ствола отходят в разные стороны ветки с листьями, это крона дерева).
Подвижная игра «Домик у дерева»
С помощью считалки выбирается водящий. Все участники игры становятся у деревьев. По сигналу ведущего начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего – занять дерево без игрока. Тот, чье место занято, становится водящим.
Воспитатель: Как легко дышится в лесу среди деревьев! Давайте сделаем дыхательную гимнастику, подышим свежим воздухом.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Упражнение «Каша кипит»
Исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Ныряльщики за жемчугом»
Воспитатель: Представьте, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. В положении стоя сделайте два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закройте рот, зажмите пальцами нос и присядьте до желания сделать выдох.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отлично справились с упражнениями.
Беседа - рассматривание кустарников
Воспитатель: Оглянитесь вокруг, кроме деревьев здесь растут и кустарники.
Незнайка: Чем же кустарники отличаются от деревьев?
Воспитатель: Кустарник не имеет единого ствола, у него много стволовых веток. Давайте найдем и сравним дерево и кустарник.
Незнайка: Посмотрите, это кустарник или дерево? (кустарник).
Незнайка: А как он называется? (шиповник).
Воспитатель: Это куст шиповника, назвали его так, потому что весь куст покрыт острыми шипами, его еще называют дикой розой.
Незнайка: А что это за шишечки на нем? (это плоды шиповника).
Воспитатель: Посмотрите, какой формы и цветом у шиповника плоды? (ярко оранжевого или красного цвета, круглые или овальные).
Воспитатель: Внутри плодов шиповника спрятаны мелкие косточки - семена. Человек спешит заготовить на зиму этот ценнейший витаминный продукт, хотя его очень трудно собирать. Почему? (шипы очень острые, царапают руки и рвут одежду).
Воспитатель: Шиповник очень древний кустарник, плоды его используют в пищу, из них готовят лекарство, добывают краски. Шиповник богат витаминами, он помогает человеку быть бодрым и здоровым. Красивые цветы и плоды во все времена служили украшением. У славянских народов шиповник – это символ красоты, молодости, любви.
Воспитатель: Деревья и кустарники бывают плодовые и не плодовые. Плодовые деревья, плоды которых можно употреблять в пищу. Вот, например яблоня – (плодовое дерево), а береза – нет.
Игра «Плодовое - не плодовое»
Воспитатель называет дерево или кустарник, если его плоды съедобны, то хлопнуть в ладоши. Если съесть нельзя – присесть на корточки.
(Груша, вишня, клен, осина, малина, слива, сосна, яблоня, крыжовник, ясень…)
Незнайка: А давайте сломаем ветки березы и шиповника и принесем их в комнаты.
Воспитатель: Что ты, Незнайка, нельзя ломать ветки деревьев!
Незнайка: Почему нельзя?
Воспитатель: Ребята объясните Незнайке, почему нельзя ломать деревьев и кустарников. (Деревьям больно, они могут погибнуть, птицам негде будет жить…)
Воспитатель: Мы должны беречь деревья, не рвать листочки, не ломать ветки. Поднимите голову вверх, посмотрите, что вы видите? (небо, кроны деревьев, летящих птиц).
Воспитатель читает
стихотворение:
О чем кричат среди ветвей
В саду весеннем птицы?
Они других пугают: «Эй,
Не смейте здесь селиться!
Мы здесь уже проспали ночь
И вам кричим все вместе:
Скорее выметайтесь прочь
И больше к нам не лезьте!
Тут мы поем, здесь наш приют,
Здесь жили наши предки.
Не видите? Мы строим тут,
Уже учли все ветки!
Мы снимем гусениц с ветвей,
И сад наш не завянет.
Мы высидим певцов-детей...
Да кто там грубиянит?
Кто это рвется к нам в кусты?
Назад! Не принимаем!
Мы вам повыдернем хвосты
И крылья обломаем!» Перевод П. Шубина
Незнайка: Для чего нужны птицы?
Воспитатель: ребята, а вы знаете, для чего в природе нужны птицы? (птицы защищают деревья от всяких насекомых, лечат их от жучков, червячков, которые разрушают кору деревьев).
Воспитатель: Давайте научим Незнайку узнавать птиц и не путать их с другими животными!
Незнайка: Ой! Они все такие разные. И как вы их запомина¬ете? А я все равно не понял, почему вы их всех называете птицами?
Воспитатель: Запоминай, Незнайка! Ноги у всех птиц разные, но у всех их по две. Крылья у всех птиц разные, но у всех по два крыла. Клювы у всех птиц разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями. (Воспитатель показывает картинки птиц).
Воспитатель: Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
– Синь-синь! – посвистывает синица.
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
– Гра-гра! – представляется грач.
– Сквор-сквор! – поют скворцы.
– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Незнайка: А где живут птицы?
Дети - В кронах деревьев, в дупле дерева, под корнями дерева, в траве часто можно видеть гнезда птиц.
Психогимнастика «Птички»
Дети самостоятельно выполняют движения под рассказ воспитателя.
-Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о теплом солнышке, как они поют. Утром, когда лучи солнце касаются им, птицы просыпаются, расправляют сначала одно крыло, потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь вокруг. А потом принимаются за дело: летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его теплым лучам.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как настоящие птицы выполняли все движения. А теперь, слушайте внимательно:
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут (голубь)
Воспитатель: Какого он цвета? (Серый).
- Это небольшая птичка. У него маленький клюв и лапки.
- Как передвигается голубь? (Летает, ходит по земле).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (ворона).
Воспитатель: Какого она цвета? (Черная).
- Как передвигается эта птица? (Летает, ходит по земле).
- Какие звуки издает ворона? (Кар-кар-кар)
Буян-мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает (воробей)
Воспитатель: Какого он цвета? (Коричневый).
- Как передвигается воробышек? (Летает, скачет по земле).
- Какие звуки издает воробей? (Чик-чирик).
Подвижная игра «Воробьи – вороны»
Дети делятся на две команды «воробьи» и «вороны». Воспитатель называет названия команд, например воро-бьи (воро-ны), те игроки, чью команду назвали, имитируют движения полета птиц, затем команды меняются. Игра на внимание, воспитатель может несколько раз назвать одну и ту же команду.
Воспитатель: Одним из врагов птиц является …
Незнайка: слон!
Воспитатель: Ну что ты, Незнайка, какой слон. Слон животное очень большое и неуклюжее, а тот, кто ловит птиц, имеет небольшой размер тела, очень ловкий, с острыми когтями … Ребята, если вы догадались, то не подсказывайте, пусть незнайка сам догадается.
Дети: кошка.
Воспитатель: Правильно, именно кошки и коты любители полакомиться птицами.
Давайте сыграем в
подвижную игру «Воробышки и кот»
По считалке выбирается кот. Остальные игроки – воробьи. «Воробышки» сидят на «крыше» (на стульчиках или на корточках). Дается команда «воробышки полетели». «Воробышки» спрыгивают с «крыши» и начинают «летать» (бегать и махать руками, точно крыльями). Пока дети бегают «кот» спит. Затем он внезапно просыпается и мяукает «Мяу, мяу». Это сигнал, что кот вышел на охоту. «Воробышки» сразу разбегаются по своим местам на «крышу», а «кот» их ловит и отводит в свой «домик».
Воспитатель: Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Незнайка: Давайте поймаем птицу!
Воспитатель: Что ты, Незнайка, нельзя ловить птиц, нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток!
Незнайка: Чем же так полезны птицы?
Дети: Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Питьевой режим
Незнайка: Ой, как пить хочется!
- Всем живым организмам для жизни нужна вода, - деревьям, животным, птицам и человеку. У нас есть стаканчики и питьевая вода, кто хочет, подходите пить воду.
III Заключительная часть
Незнайка: Я столько нового узнал.
Воспитатель: Ну, давай проверим, что ты узнал. А вы, ребята, помогайте ему отвечать.
Воспитатель: Для чего нужны деревья человеку? (Для строительства, для питания, для изготовления различных предметов. Деревья очищают воздух, дают нам кислород для дыхания).
Незнайка: Теперь мне понятно, кто такие птицы. У птиц два крыла, две ноги, вместо губ – клюв. Тело покрыто перьями, они летают в воздухе, имеют небольшие размеры тела. Теперь я никогда не спутаю птиц с другими животными.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, для чего в природе нужны птицы? (птицы защищают деревья от всяких насекомых, лечат их от жучков, червячков, которые разрушают кору деревьев). За что их любят люди? (Красивые, добрые, трудолюбивые, красиво поют)
Воспитатель: Без растений и деревьев погибнет все живое на планете. Дышать будет нечем, так как не будет кислорода, если вырубят все деревья. Без птиц погибнет весь урожай от вредителей насекомых, их некому будет склевывать. Все в природе взаимосвязано. Давайте любить, охранять и бережно относиться к природе.
Незнайка: Сколько в лесу интересного! Как много я еще не знаю. Можно я приду к вам еще раз, и вы мне расскажете про зверей, насекомых, рыб?
Воспитатель: Приходи обязательно, мы обо всем тебе расскажем. До свидания, Незнайка.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая беседа о лесных опасностях для старших дошкольников (5-7 лет)
Экологическая экскурсия в подготовительной группе детского сада