Консультация для педагогов «Жеребьёвки и считалки: раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!"
Автор: Церт Ирина Александровна, инструктор по физической культуре
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 77 г. Челябинска»
Описание работы: данный материал будет интересен и полезен педагогам дошкольных учреждений для проведения игровой деятельности.
Цель: поделиться опытом с педагогами как выбрать водящего, разделить детей на команды и превратить это в увлекательную игру.
Задачи:
1) познакомить с разными видами считалок;
2) рассказать о разных способах жеребьёвок;
3) систематизировать знания о жеребьёвках и считалках для применения их в педагогическом процессе.
* * *
Многие подвижные игры сопровождаются считалками, они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Зачины являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Считалки развивают память, воображение, мышление, пополняют словарный запас и обогащают речь детей. В каждой считалке есть рифма, поэтому они быстро запоминаются.
Назначение считалки не в простом заучивании и воспроизведении, а в игре, притом не просто с товарищами, но и со своей удачей, с везением, с судьбой. Как средство испытания, удачливости и неудачливости, маленькое, незамысловатое, а часто вовсе бессмысленное стихотворение приобретает удивительную силу воздействия на ребёнка.
Считалки бывают разные:
1) Считалки с выбором.
Наиболее известна из них следующая:
На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?
Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчёта будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей – говори поскорей,
Не задумывайся!
Тот, на кого пришлось последнее слово, называет число (от 1 до 10) и считалочка продолжается до числа, которое назвал ребёнок.
Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй — до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха, развивают внимание.
2) Заумные считалки.
В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания.
Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти.
«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».
Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.
3) Считалки с числами.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть
Небо, звёзды, луг, цветы
Ты пойди – ка поводи!»
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»
4) На Кулачках.
Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали «куку — мак!»
Отжимай один кулак.
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду,
Все кричали «куку — мак!»
Убирай один кулак.
На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчёт повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба — выходит (или водит).
5) Эстафета считалок.
Сначала идет все как обычно: все дети стоят кружком. Один из них считающий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.
Теперь начинаются отличия. Тот ребёнок, на которого указывает палец ведущего, не выбывает, а наоборот принимает эстафету и сам становится считающим. Прежний выбывает из круга, а новый начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.
Расчёт идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек — он и будет водить в предстоящем задании.
Дети знают много считалок и чаще всего с их помощью выбирают ведущего в играх. Этот же приём можно использовать на занятиях. Чтобы поднять активность детей, превращаем занятие в игру. В таком случае выбор ведущего всегда справедлив.
6) Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.
Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду яблоко, а ты апельсин». Среди всех ребят выбираются две капитана. Один будет лидером одной команды, а другой – второй команды.
Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум капитанам: «Яблоко или апельсин?» В зависимости от того, что выбрали капитаны, игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора.
С помощью таких жеребёвок можно закреплять с детьми названия деревьев, цветов, фруктов, овощей и т.д.
7) Мериться на палке.
Берется палка (от метра и более). Один из играющих берётся правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку берутся второй, третий и т. д. Когда все участники жеребьёвки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.
8) Метка.
На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят метку и, свернув, перемешивают в мешочке (или детском ведёрке). Водит тот, кто вытянет отметинку.
9) Карточки.
Также для жеребьёвки можно использовать цветные карточки (например, красный, жёлтый, зелёный для игр и эстафет по правилам дорожного движения), карточки с изображением сказочных персонажей (для деления детей на команды).
Таким образом, там, где находится место играм со считалками и жеребьевками, всегда царит хорошее настроение, а это – залог успешной работы в процессе воспитания и обучения детей. В педагогическом процессе есть моменты, когда считалки помогут быть справедливым. Кроме организации игры, педагоги могут использовать считалки при выборе ребенка, который выполнит или возглавит определенную работу, когда многие хотят выполнить интересное и почетное задание.
Рекомендуем посмотреть:
Считалочки от 1 до 5 для занятий счетом с детьми раннего возраста
Считалки для подвижных игр
Считалки для детей 5-7 лет
Считалочки для детей 5-6-7 лет в детском саду
Похожие статьи:
Игры считалки для детей 5-6 лет
Считалки для малышей
Считалки для детей 4, 5 лет
Считалки для детей 6-7 лет в детском саду в стихах
Считалки и скороговорки для 2 класса