Работа с текстом на уроках русского языка в системе СПО

Работа с текстом на уроках русского языка в педагогическом колледже
Пояснительная записка:
Современный этап и перспектива общественного развития выдвигают новые требования к образованию обучающихся. Одним из его основных направлений является гуманизация образования. Это предполагает углубление работы с текстом на уроках русского языка, в том числе формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности. Для обучающихся важно научиться оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях, расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного повседневного общения. Необходимую помощь в этом окажет данный материал.

Предлагаемая система заданий строится с учетом разных этапов усвоения материала:
1. воспроизведение, осмысление и закрепление изученного материала;
2. углубление и совершенствование навыков;
3. самостоятельное применение теоретических знаний на практике.

1. Задание
Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
1. Прочтите отрывки. Какой из данных отрывков является текстом? Докажите почему?
А) Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.
Б) Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.
В) У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.
Г) Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.

2. Задание
Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка».
В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Составьте таблицу "Особенности стилей"
3. Задание
Стилистические нормы в русском языке.
1. Укажите, какие из данных пар слов относятся к книжному стилю, какие к разговорному, а какие к нейтральному.
Большой - колоссальный, быстрый - шустрый, влажный - волглый, выносливый - двужильный, грозный - зловещий, надоедливый - осточертевший, настоящий - реальный, обыкновенный - ординарный, основной - первостепенный, отвратительный - мерзкий, поучительный - назидательный, умный - смекалистый.

2. Приведенные ниже слова распределите по трем стилям: официально-деловой, научный и газетно-публицистический.
Гражданин, морфема, демократия, миролюбивый, квартиросъемщик, бытие, доцент, доктор, видоизменение, ратный, свершение, истина, полнота, надлежит, определение, вещий, творец, в силу, предоставить, зачислить, доказательство, бессмертие, дерзновенный, атташе, ратификация, договор, решение, благосостояние, общественный, умозаключение.

3. Укажите, какие слова относятся к разговорному стилю, а какие к просторечию.
Злющий, молодчина, брехня, страсть, чепуха, чушь, грохнуть, вещица, грязища, зенки, махнуться, доля, брюхо, переться, затеять, трепач, честить, накатать, балда, хлестать, шляпа, торгаш, картошка, магазин, сурьёзный, помереть, долдонить, растранжирить, рожа.

4. Данным словам разговорного стиля подберите соответствия в книжном или нейтральном стилях
Дубасить, сиять, безразличие, войско, скупердяй, кичливый, занятный, всегдашний, чушь, промотать, пронять, изрядно, жулик, недоучка, пентюх, неотесанный, неувязка, упираться, обмозговать, сулить, завернуть, перещеголять, родня, серчать, кислый, меднолобый.

5. Выберите наиболее подходящий стилистически вариант глагола.
Тося (взобралась, взошла, взбежала) на крыльцо общежития, (ухватилась, уцепилась, взялась) за ручку двери и (притихла, оцепенела, замерла), щурясь от яркого солнца. Её (удивила, озадачила, поразила) какая-то неуловимая перемена, будто в мире что-то (сдвинулось, сползло, стронулось) вдруг со своего насиженного места. Тося придирчиво (осмотрелась, огляделась) вокруг. Небо над посёлком было еще по-зимнему белесым, но горизонт уже заметно (раздался, расширился, раздвинулся), воздух стал гуще и пахучей, и на солнце уже больно было (взирать, поглядывать, смотреть). (Б. Бедный)
Солнце еще не (выбралось, вылезло, выкатилось) из-за леса, но уже (простерло, провело, протянуло) лучи над поселком. Дружно (коптили, дымили) печные трубы. В безветренном воздухе дымы (всплывали, устремлялись, поднимались) прямыми столбами. Со стороны (смотреть, глядеть, обозревать) казалось, будто посёлок (приподнят, привязан, подвешен) к небу на толстых витых канатах, белых с прожелтью снизу, в тени, а пестро-радужных повыше в лучах солнца. (Набежал, наскочил, налетел) ветерок — и враз (заколебались, завибрировали, заколыхались) все цветные дымы-канаты. Посёлок (колыхнулся, пошатнулся, качнулся) и поплыл, как на качелях.
Все живое (запечатлевает, оставляет) на снегу свои следы. Робкая пунктирная тропка (протянулась, пролегла, прочертила) от общежития к колодцу: это Надя, вставшая раньше всех в комнате, (ходила, бродила) за водой для умывальника.
(Б. Бедный)

6. К какому стилю можно отнести данные предложения? Как их можно изменить?
1) Многие годы животноводство в республике базировалось на подножном корму.
2) Такое воззрение на необходимость выдвижения молодежи отнюдь не стоит в противоречии с чувством глубокого уважения к истинным деятелям науки старшей и средней генерации.
3) На ряд предприятий продолжают поступать рекламации, и довольно часто причины, приведшие к низкому качеству, не изживаются.
4) Воскресенцы дают слово досрочно установить новое оборудование в цехах серной кислоты, интенсифицировать серно-кислотное и суперфосфатное производство.

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка для студентов 2 курса педколледжа на тему «Публичное выступление и его особенно
Урок русского языка для студентов 2 курса педколледжа на тему «Публичное выступление и его особенности»
Опубликовано: 12 дней назад (13 апреля 2025)
Просмотров: 272
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!