Физкультурные упражнения для старших дошкольников с использованием спортивного оборудования на площадке
Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам комплексы физкультурных упражнений и игр с использованием спортивного оборудования на площадке для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, инструкторам по физической культуре, а также организаторам внеурочной деятельности, детского досуга и отдыха в летних оздоровительных лагерях, на пришкольных оздоровительных площадках.
В летний период необходимо создать условия для физического развития и оздоровления детей. Рекомендовано увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе, повышение их двигательной активности. Комплексы физкультурных упражнений с использованием спортивного оборудования на площадке подойдут для организации отдыха и досуга. Их можно использовать как часть спортивного праздника, летнего досуга или развлечения, а также как самостоятельную единицу.
Гимнастическая стенка
«Путешествие в дебри Амазонки»
"С ветки на ветку"
Дети выполняют передвижение на относительно небольшой высоте приставными шагами. После прохождения нескольких лестничных проемов дети спускаются на землю и выполняют ходьбу различными способами с использованием бума, который имитирует тропу, мостик, бревна и т.п.
Далее упражнение усложняется посредством увеличения высоты поручня, по которому они должны передвигаться.
"Колючие баобабы"
Лазание по лестницам вверх - вниз змейкой, будто перелезая через колючие ветви, отмеченные на верхних перекладинах лестниц тесемкой выбранного цвета.
"Высокие эвкалипты"
Передвижение по лестницам приставными шагами в сторону - вверх с касанием ладошкой вершины (верхнего поручня обозначенной тесемкой лестницы).
"Поранили (укололи) руку"
Дети передвигаются на средней высоте приставными шагами, держась только одной рукой. В следующем круге упражнений меняется положение рук: "раненая" стала "здоровой" и наоборот.
"Бананчики"
Передвижение по рейкам лестниц на средней высоте с переноской различными способами мячей - "бананчиков" (сначала по одному, а затем по 2 - 3, по возможности). Постепенно мячи из одной корзины перекочевывают в другую корзину.
"Танец обезьян"
Передвижения по рейкам лестниц на средней высоте с поворотами вокруг вертикальной оси и соответствующим перехватыванием руками.
"Над пропастью"
Передвижение по рейкам лестниц, спиной к ним, на средней высоте, производя верхний кистевой захват. Замерев над пропастью, дети дружно кричат: "Э-гэ-гэ!".
"Скользкие ветви"
Передвижения приставными шагами по рейкам на средней высоте с умышленным "соскальзыванием" ног и зависанием на руках. Ноги при этом оказываются без опоры.
"Возвращение домой"
Выполняется ускоренная ходьба с постепенным переходом на бег.
«Многоэтажный дом»
"Многоэтажный дом"
Детям предлагается представить, что вместо реек на гимнастической стенке находятся этажи дома. Детям предлагается погулять по этажам дома, наступая на рейки серединой стопы.
"Посчитаем"
Дети влезают на стенку приставным шагом и считают, сколько в доме этажей (реек).
"Флаги на доме"
Дети залезают на стенку и отводят правую руку в сторону, изображая флаг на доме (затем левую).
"Пожарные на учении"
Дети залезают на стенку и пролезают в три пролет от низа.
Висят на стенке, держась руками за рейки.
Подвижные игры (основное движение – лазанье)
«Котята и щенята»
Дети распределяются на две подгруппы – котят и щенят. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята – в домике за бумом. Воспитатель предлагает первой группе детей – котятам – побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через бум и бежит за котятами лая: «Ав-ав-ав». Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются в свой домик. После 2-3 повторений дети меняются ролями.
«Птицы и дождь»
Птицы бегают по площадке. Воспитатель говорит: «Дождь пошел, буря налетела». Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке). Через некоторое время воспитатель говорит: «Дождь прошел, выглянуло солнце». Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 3-4 раза.
«Рыбаки и сеть»
Дети бегают по площадке перед гимнастической стенкой. Это рыбки в пруду. Гимнастическая стенка – это большая сеть. Воспитатель говорит: «Рыбаки закинули сеть, но юркие рыбки не боятся рыбаков!» Дети бегут к сети, пролезают между рейками и оказываются в безопасном месте. Воспитатель говорит: «Ни с чем ушли рыбаки, не поймали они ни одной рыбки». Дети возвращаются на площадку и снова бегают. Игра повторяется 3-4 раза.
«Ловля обезьян»
Дети, изображающие обезьян, размещаются у гимнастической стенки. На противоположной стороне находятся двое – трое ловцов. Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движение, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев (стенки), приближаясь к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения. По сигналу воспитателя «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2-3 повторений подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов. Игра повторяется.
Комплексы общеразвивающих упражнений на буме
«В мире животных»
«Танец каракатиц»
Из положения сидя (упор руками о бум) – поочередное выполнение танцевальных движений каждой ногой.
«Неуклюжие воробышки»
Сед на буме сначала с ручной поддержкой, а затем (по мере овладения) и без нее.
«Топотышки»
В исходном положении сидя на одной ноге, ручной упор сзади, несколько раз постукивать стопой другой ноги по буму, а затем друг дружку по стопе, чередуя ноги.
«Улитка»
Передвижения по буму на ягодицах, в позе сидя, упор руками сзади, сгибая – разгибая ноги.
«Хромоножка»
Изображают кузнечика, у которого болит ножка. Одну ногу («больную») дети ставят на бум, а другой шагают по земле. Упражнение выполняется сначала в одну сторону, а затем, после смены положений ног, - в другую.
«Сердитый филин»
В роли филина выступает педагог.
Дети вытанцовывают в свободном стиле на буме, а в это время неожиданно филин вылетает из своего дупла и, расставив руки – крылья, летит прямо на них. Ребята же должны быстро присесть, сгруппироваться, чтобы филин никого не задел своими жесткими крыльями и когтистыми лапами.
«По реке на лодках»
«Проверка лодок»
В колонну по одному, поточным методом дети выполняют ползание на средних четвереньках по буму.
«Ремонт лодок»
В позе на средних четвереньках дети передвигаются сначала по правому борту «лодок», а затем, после разворота, по левому борту: придерживаются левой рукой, а правой имитируют движения умелых мастеровых: «конопатят щели, забивают гвозди, выпиливают, красят».
«Поплыли!»
Дети занимают положение сидя на буме верхом, сохраняя удобную дистанцию, и начинают выполнять различные гребковые движения «веслами» (одновременно двумя руками на себя, «одним веслом» - попеременные движения двумя руками на себя, а затем от себя; «одним веслом» слева на себя, то же, но «правым веслом» и т.д.).
«Камни»
В позе сидя верхом на буме, дети по команде «Камни!» дружно поднимают ноги и руки («весла») вверх и удерживают некоторое время равновесие.
«Наводнение»
Рядом с бумом ставят скамейку. Дети залезают на бум, затем переходят – переступают на скамейку.
«Вычерпываем воду»
В положении на коленях дети имитируют зачерпывание воды с днища лодки и выливание ее за борт.
«Земля подсыхает»
Стоя на буме, приседают, касаются ладонями бума, встают, отряхивают руки и снова повторяют это движение.
«Сушим носки»
В положении стоя на одной ноге на буме, другая нога отводится вперед – в сторону. При этом необходимо слегка приседать, разворачиваться, покачивать ногой в разные стороны, сохраняя устойчивое положение. Затем производится смена ног.
«По мостику – на берег!»
Выполняется ходьба по буму различными способами (обычная, на согнутых ногах, приставным шагом с переступанием, спиной вперед и др.).
Игры – упражнения на буме
«Оглянись!»
Дети сидят на буме спиной друг к другу по парам: один старается увидеть нос другого (другой, соответственно, спрятать его). Ноги остаются на месте, движение выполняется через левое и правое плечо посредством поворота туловища.
«Крепкий мост»
Опираясь руками о бум, дети принимают позу на высоких четвереньках, руки и ноги прямые, таз высоко поднят. Воспитатель прокатывает под «мостом» мячи своему ассистенту и наоборот. Мостик считается крепким, если мяч свободно прокатывается из конца в конец.
"Не опоздай"
Дети бегают или прыгают на двух ногах вокруг бума, по сигналу надо быстро пролезть под бумом и встать или сесть на него.
"Гимнасты"
Дети выполняют задания на буме: пройти на носках, хорошо вытянувшись, руки за головой; пройти по буму 2 - 3 шага, развернуться на 360 градусов, пройти до конца бума, развернуться и вернуться к началу; стоя на буме, подниматься на носки и опускаться на полную стопу.
"Канатоходцы"
Ходьба по буму с мешочком на голове.
"Донеси мешочек"
Несколько детей встают на бум с мешочком в руках. Опускаются на четвереньки, одновременно кладя мешочек на спину, и начинают передвигаться к концу бума.
"Положи - подними"
Дети стоят перед бумом, у первого в руках корзинка или ведерко с предметами (мешочки, кубики). Первый ребенок встает на бум, идет по нему, периодически останавливаясь, кладет на бум по одному предмету. Дойдя до конца бума, спрыгивает, подбегает к следующему ребенку и отдает ему корзинку. Второй идет по буму, подбирая оставленные предметы. Дойдя до конца, спрыгивает с бума, подбегает к следующему ребенку, который повторяет действия первого. Положив или подняв предмет, ребенок должен обязательно выпрямиться.
Упражнения с дугами
«Текущая под мостом речка»
Друг за другом дети проползают под дугами.
«Птички на ветках»
Сед на дуге сначала с ручной поддержкой, а затем (по мере овладения) и без нее. Здесь особое внимание должно быть уделено страховке сзади от падения на спину.
«Ползущие животные»
Дети имитируют движения ползающих животных (змеи, жука и т.д.).
«Тоннель»
Проползание под дугами по-пластунски.
«Паровоз»
Дети ползут друг за другом на четвереньках под дугами, изображая вагончики.
«Прокати мяч»
Дети встают с двух сторон от дуг и прокатывают друг другу мяч.
«Котята и клубок»
Дети передвигаются на четвереньках под дугами, катят перед собой мяч головой.
«Силачи»
Дети отжимаются, опираясь на дуги.
«Перешагни!»
Дети перешагивают через дуги.
«Путешествие по дну моря (с дугами)
На дне морском, среди кораллов дивных,
Живет прекрасный, удивительный «народ»,
Ползает и плавает красиво…
Но вот куда, зачем, никто не разберет.
Вот краб ползет,
Клешни вперед расставив.
(Ходьба на низких четвереньках с упором на локти и колени.)
А рак, смотрите,
Ловко пятится назад.
(Ходьба на низких четвереньках назад.)
Под панцирем ползет морская черепаха –
Непробиваемый подводный вездеход.
(Ходьба на средних четвереньках с упором на кисти и колени, спина с напряжением выгнута.)
Но кто же весело шагает?
Конечно, это добрый осьминог!
(Ходьба на высоких четвереньках с опорой на пальцы рук и ног.)
Морской конек резвится и играет,
Прыжок вперед и в сторону прыжок!
(Перешагивание через дуги.)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД по физической культуре в подготовительной группе
Конспект занятия на спортивную тематику для детей старшей группы детского сада
Конспект занятия по физкультуре в старшей группе
Уголок здоровья в старшей группе детского сада