Мастер-класс «Декоративный скворечник своими руками»
«Домик для любимых птиц». Мастер-класс
Автор: Нарватов Андрей, ученик 5 класса МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия.
Руководитель: Жбанов Александр Семенович, учитель ИЗО и технологии МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия.
Цель: Изготовление скворечника с декоративными элементами
Задачи: Совершенствовать навыки работы столярными и чертежными инструментами, развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам.
Назначение: Изделие изготавливается для жилья птиц, может служить элементом оформления кабинета биологии, живого уголка, летнего сада школы.
Мастер-класс рассчитан на учащихся 5 класса для практической работы по ранее изученным темам: «Пиление и строгание древесины», « Соединение деревянных деталей с помощью гвоздей». Материал будет полезен учителям технологии и родителям для совместой работы с детьми.
1 апреля отмечается Всемирный День птиц. Он был создан в 1906 году, когда в Париже была подписана конвенция, напраленная на охрану птиц, и при поддержке ЮНЕСКО проходит каждый год. Наша страна присоединилась к данной конвенции только в 1927 году, хотя праздник начали отмечать еще с 1918 года.
А таперь предоставим слово автору мастер-класса.
-На самом деле, традиция заботиться о птицах прижилась в России гораздо раньше. Древнейший обычай наших предков – развешивать в начале апреля на деревьях домики для птиц, которых стали называть скворечниками, синичниками и т.д. В каждом селе прилет птиц праздновался распеванием особых песенок закличек и выпеканием печенья в форме жаворонков. Об этом и о многм другом я узнал, когда готовил выступление для школьного праздника, приуроченного ко Дню птиц. Праздник прошел очень интересно, пели песни, рассказывали стихи, была организована выставка детских рисунков и поделок. Все зрители дружно аплодировали, когда я вышел на сцену с красивым скворечником и прочитал стихотворение «О скворцах» Владимира Солоухина
Скоро кончится белая вьюга,
Потекут голубые ручьи.
Все скворечники в сторону юга
Навострили оконца свои.
В силу древних обычаев здешних
Мы жилища готовим певцам.
За морями родные скворечни
Обязательно снятся скворцам.
Здесь родились, летать научились,
Значит, родина ихняя здесь.
- Воротились! Скворцы воротились!
Раздается мальчишечья весть.
К сожалению, я не сфотографировал выставку детских работ, а вот свой скворечник с удовольствием показываю и хочу, чтобы все мои сверстники научились его строить. Многие ребята, как и я, давно мечтают об этом!
Основные инструменты и материалы
1.Доска деревянная
2.Долото, молоток
3 Стамеска плоская
4.Ножевка для смешанного пиления
5. Гвозди
6.Наждачная бумага
7.Гуашь,лак
8. Круглый деревянный стержень
Эту работу я делал в школьных мастерских под руководсвом учителя технологии. В ходе работы я узнал много новых слов, такие как «конек», фронтон, наличник и другие, которые используются плотниками при строительстве настоящих домов. Чтобы облегчить работу, мы выполнили чертеж полуразвертки скоречника и крыши. Размеры даны в милимметрах. При желании их можно увеличивать или уменьшать, в зависимости от размеров имеющихся материалов.
Чертеж можно «превратить» в шаблоны.
Нанесем рисунок на древесину.
Ножевкой вырезаем по контуру. Ножевку лучше использовать для смешанного пиления (зубья предназначены как для поперечного, так и продольного пиления). При работе столярными инструментами нужно придерживаться правил безопасности, которые изучаются заблаговременно.
Это полученные детали (без крыши)
Нарисуем кружок
Продолбим стамеской.
Начинаем сборку. Для удобной работы боковую часть закрепляем в тиски, к ней гвоздями забиваем переднюю стену.
Забиваем вторую боковую стену.
Закрепляем нижнюю часть.
Закрываем задней стенкой.
Посмотрим, что получилось.
Займемся крышей. Для этого используем шаблон и выпилим две детали.
Приложим стороны друг к другу и отметим верхнюю часть таким образом, чтобы обе детали крыши плотно прилегли друг к другу. Эта часть крыши называется «конек».
Стамеской вырезаем отмеченные части и забиваем гвоздями.
Сзади скворечника забиваем планку для крепления на дерево.
На этом можно было закончить работу, но я хочу, чтобы мой скворечник был необычным и заметным издалека. Здесь каждый вправе фантазировать и применять свои авторские идеи. Я взял круглый деревянный стержень и распилил его на несколько колесиков, а также тонкие деревянные палочки (можно оконный штапик).
Между передней стеной и крышей заклеиваем(забиваем гвоздями)планки (штапики). Языком полотников их называют ветровыми планками.
Соединяем их горизонтальной планкой. Полученный треугольник будем называть фронтоном. Колесики приклеим по краям передней стены, имитируя деревянный сруб.
Остальное дело рук и кисточки. Так как скворечник будет покрываться лаком, можно использоваать гуашь.
Отмечаем бревна
Слегка прописываем темной краской
Фронтон в домах красочно украшался разными резными узорами.
Окна украшались красивыми наличниками.
Покрываем лаком. Скворечник готов.
Остается подумать: оставить скворечник в кабинете биологии или же повесить у себя в саду. Посоветовавшись с учителем, я решил прикрепить его на березе, которая растет рядом со школой и недалеко от моего дома. По дороге в школу я каждый день буду наблюдать за веселыми жителями моего домика и радоваться вместе с ними.
А для своего сада и кабинета биологии я смастерю другие, теперь для меня это совсем несложно!
Спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Поделки из дерева ко Дню Святого Валентина своими руками
Обучение технике резьбы по дереву
Изготовление формы для приготовления творожной пасхи
Декоративная подставка для цветов своими руками