Конспект интегрированного занятия речевого цикла «Зима»
Для детей с нарушениями речи, опосредованными отставанием в развитии двигательной сферы.
Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и
двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.
Задачи:
• Познавательные:
- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;
• Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
- совершенствовать навыки словоизменения;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
• Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;
воспитывать толерантное отношение к ответам детей; - формировать умение работать и играть в коллективе.
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались?
На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но народ всегда любил зиму. Зимой много праздников.
Всего в году четыре времени года- ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ.
В каждом времени года три месяца .Зимние месяцы Декабрь,Январь, Февраль,
Весенние месяцы Март, Апрель, Май. Летние месяцы Июнь, Июль, Август.
Осенние месяцы — Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
-Какое сейчас время года?
Правильно ЗИМА.
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-А Какая погода зимой?
- Как дети одеваются когда идут на улицу?
-Какого цвета зимнее небо?
-Какого цвета снег?
А какие стихи стихи вы знаете о зиме?
Дети рассказывают----
Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.
Днём с детьми на коньках
Всё катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается...
В окнах пишет узор
Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей ёлочкой.
А к нам придет
Под Новый Год —
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник-- новый год!!!!
- Да дети зимой всегда много снега.
Дыхательная гимнастика.
Восп -ль -Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Как вы думаете, о каких пушинках идёт речь? ( Снежинки).
Сейчас я вам раздам снежинки, они такие же лёгкие и воздушные, как
настоящие.
Посмотрите снежинку на просвет. Теперь приложите к себе. Какая она стала
у Саши, а у Кати? Если снежинка пропускает свет, значит она какая? (Прозрачная).
Снежинка-это прозрачный, ледяной кристалл.
•
«Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
Упражнение «Назови действие» (со «снежком»).
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.
Зимой метель… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке.… (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Деревья зимой… (спят).
Под снегом травка зимой… (греется).
Зимой насекомые… (прячутся).
Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы без чего не бывает зимы?
Упражнение «Без чего не бывает зимы?».
Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки,…)».
Молодцы! Продолжим играть.
Упражнение РЕБУС
А теперь посмотрите какие красивые картины висят у нас. Посмотрите на них внимательно. Что изображено на картине ? посмотрите и выделите первый звук в слове . и впишите в клетку. Из полученных первых букв образуйте слово . разгадывают ребусы и образуют слова СНЕГ и ЗИМА
А сейчас я раздам вам листы белой бумаги и вы сделаете из неё путём сминания снежки.
Дети делают снежки. Воспитатель предлагает им сложить снежки в корзинку и поставить их на улицу за окно , а потом посмотреть что же зима с ними сделает.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).
Отгадывание зимних загадок
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (мороз)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ... (снег)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ... (сосульки)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ... (снеговик)
Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика. Пальчиковая гимнастика.
Давай, дружок, смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком и катят Кати по снегу свой снежок – его от себя.
Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине
круга снизу вверх.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам,
изображая широкую улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Дети показывают указательными пальцами
глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу.
Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки в стороны,
затем садятся на корточки, закрывая голову руками.
Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой? (катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»…)
Артикуляционная гимнастика. А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.
• «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
• «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
• «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
• «Саночки». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
А сейчас мы с вами сделаем аппликацию снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?
Дети выполняют работу.
Воспитатель по мере необходимости помогает детям.
Делают выставку работ детей, оценивают их.
Дети мы с вами на занятии делали снежки , давайте посмотрим что же мороз с ними сделал. Достаёт корзинку с снежками, а там вместо снежков –(сюрпризный момент) сладкий зефир.
---Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект развлечения во 2 младшей группе "Путешествие в зимнюю сказку"
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима
Конспект зимней прогулки - наблюдение в детском саду
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Как рассказать детям о зиме