Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логоминутки для детей 2-4 лет

Методическая разработка «Логоминутки» для малышей
Автор: Шолохова Любовь Ивановна, учитель – логопед МАДОУ «Детский сад №15 с.Кабанск»
Цель: актуализировать вопрос пропедевтики нарушений произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
Данная форма работы логопеда с детьми предусматривает решение следующих задач:
развитие подвижности артикуляционного аппарата,
• уточнение артикуляции и произношения звуков,
• развитие слухового внимания,
• развитие мелкой моторики пальцев рук,
• развитие речевого дыхания,
• развитие памяти


Одним из важнейших направлений логопедической работы является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей. Современная «Логопедия» находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оп-тимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речевого развития, т.к. младший дошкольный возраст считается самым сензитивным периодом для становления звукопроизношения. Важно уделить особое внимание подготовке речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Назрела необходимость актуализировать вопрос пропедевтики нарушений произносительной стороны речи у детей 3-х лет. В связи с этим во 2-х младших группах нашего детского сада введена инноваци-онная форма работы с детьми - «Логоминутки».
Работа строится одновременно по нескольким направлениям: формирование определённых движений органов артикуляционного аппарата, развитие воздушной струи, мелкой моторики, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Так «Логоминутки» позволяют комплексно проводить артикуля-ционную гимнастику в сочетании с пальчиковыми, дыхательными упражнениями, звукоподражаниями.
Речевое дыхание детей дошкольного возраста характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объёмом лёгких. Укороченный выдох вы-нуждает говорить в ускоренном темпе. В связи с этим подобраны упражнения на дыхание, которые проводятся в процессе каждой «Логоминутки», что также является очень важным для пропедефтики нарушений звукопроизношения.
Упражнения на гибкость и точность движений пальцев рук, их тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети не просто выполняют какое–либо упражне-ние, они при этом проговаривают соответствующее стихотворное сопровождение. Текст стихов подобран в соответствие с возрастными особенностями. Разучивание текста помогает не только закрепить правильное произнесение опре-делённых звуков, а также развивает память детей.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового обязательно идёт повторение материала предыдущего этапа.
Одним из наиболее важных принципов в логопедической работе с детьми является многократное повторение упражнений, что объясняется сниженной способностью автоматизации умений. Одно и то же из занятия в занятие быстро утомляет ребёнка. По мнению физиолога Е.Н.Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Поэтому важно обеспечить положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее упражнениям. Уточнение артикуляции и произношения звуков проводится в игровой форме с использованием «Сказок Весёлого Язычка», таких приёмов, как задания от имени «сказочных героев».
Всё это позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения, создать благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Данный вид речевой работы проводится учителем – логопедом по под-группам. Время проведения: 7-10 минут.

Требования к проведению «Логоминуток»:
• Выделить оптимальное время для данного вида работы с детьми в
режиме дня
• Определить длительность
• Проводить логоминутки регулярно и в определённой системе
• Повышать у детей интерес к данному виду работы, превращая
логоминутки в занимательную игру (проводить в игровой форме)
• Сочетать артикуляционные упражнения с речевым сопровождением
• Сочетать упражнения для тренировки пальцев рук с речевым
сопровождением
• Сочетать артикуляционные упражнения с пальчиковыми и
упражнениями на дыхание
• Многократность повторения упражнений
• Учитывать постепенное усложнение материала: начинать с простых
упражнений, переходя к более сложным
• На начальном этапе разучивания упражнения повторять медленно,
добиваясь чёткости выполнения,
• Постепенно увеличивать темп и дозировку при выполнении
упражнений
• Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом,
постепенно показ устранять.

Работа включает следующие разделы:
1. Комплексы артикуляционной гимнастики по темам
2. Упражнения с узнаванием неречевых звуков
3. Упражнения на звукоподражание
4. Упражнения на развитие движений рук
5. Пальчиковые упражнения
6. Упражнения на развитие речевого дыхания

Раздел-1. Комплексы артикуляционной гимнастики
В данном разделе предусмотрена работа по укреплению мышц языка, губ, развитию их подвижности. Учитывая возрастные особенности детей, подобра-ны варианты сказок «Весёлого Язычка». Для ознакомления с упражнениями используется пособие «Обезьянка с подвижным язычком». На закрепление упражнений оформлены «Сигналы-символы для артикуляционной гимнасти-ки».
Раздел-2. Упражнения с узнаванием неречевых звуков
Данный раздел включает использование пособий и игр на развитие слухового внимания: «Чья это песенка?» - пособие, «Чей голос?» - игра, «Назови предмет» - игра.
Раздел-3. Упражнения на звукоподражание
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков, сходных по артикуляции, более лёгких для произношения (методика М.Ф. Фомичёвой). Уточняется произношение опорного звука изолированно, затем в слогах, словах:
• Для [С] опорными являются звуки [И], [Ф].
• Для [Ш] опорными являются звуки [Т], [С].
• Для [Л] опорными являются звуки [Т], [Ы].
• Для [Р] опорными являются звуки [Д], [С].

В данном разделе предусмотрена такая форма речевой работы, как повторы за логопедом или за игрушкой определённых звукоподражаний, а также заучивание и проговаривание стихотворений, чистоговорок, насыщенных зву-ком или включающих в себя соответствующее звукоподражание.
Раздел-4. Упражнения на развитие движений рук
Упражнения на развитие умений непринуждённо пользоваться движением сво-их рук – это начальный этап, предшествующий упражнениям по развитию мел-кой моторики (методика И.С.Лопухиной). На простых, доступных для понима-ния упражнениях дети учатся выполнять произвольные движения руками по сигналу педагога. При этом необходимо следить, чтобы упражнения выполня-лись без излишнего напряжения и в то же время чётко и выразительно. Повторение знакомых упражнений по сигналу педагога без показа развивает слуховое внимание детей.
Раздел-5. Пальчиковые упражнения
Данный раздел включает упражнения на развитие подвижности, расслабления мелкой моторики пальцев рук с учётом возрастных особенностей. К каждому упражнению подобрано стихотворное сопровождение. При ознакомлении с упражнением логопед отчётливо проговаривает слова с показом движений пальцев рук, дети повторяют только движения. При повторном выполнении упражнений дети вместе с логопедом проговаривают слова, сопровождая их движениями пальцев.
Раздел-6. Упражнения на развитие речевого дыхания
Данный раздел включает упражнения на развитие силы воздушной струи, а также отработки навыков глубокого вдоха, плавного выдоха. Большое значе-ние имеет доступное объяснение детям требований к правильному выполнению упражнений с обязательным показом образца вдоха и выдоха.
С детьми отрабатывается бесшумный спокойный вдох, не поднимая плеч; рациональное использование выдоха при проговаривании стихов, подражая логопеду.

Рекомендуем посмотреть:

Советы логопеда для родителей дошкольников. Как помочь ребенку заговорить Советы логопеда по развитию правильной речи у будущих первоклассников Родительское собрание в старшей группе. Как научить говорить ребенка правильно? Зачем читать вслух
Выставка к 9 мая в детском саду
Опубликовано: 2529 дней назад (19 января 2018)
Просмотров: 1683
+3
Голосов: 3
Елена Сергеевна Жаринова # 21 января 2018 в 17:48 +1
Любовь Ивановна! Материал просто класс! Спасибо!Отдаю свой голос!
Любовь Ивановна Шолохова # 21 января 2018 в 18:00 +1
Большое спасибо, Елена Сергеевна!