Исследовательский проект ученицы 5 класса. Хлеб и жизнь
Автор: Новоселова Любовь Сергеевна, ученица 6 класса МБОУ СОШ№11 города Серова Свердловской области
Исследовательский проект
Цель:исследование о значении хлеба в жизни человека.
Назначение: данный материал будет интересен младшим школьникам, педагогам и воспитателям.
Бьют меня палками,
Мнут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня губят?
За то, что любят! (слайд 1 и 2)
Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить. (слайд 3)
В этом году я очень долго размышляла над выбором темы, и остановилась на теме «Хлеб и жизнь».
Моя прабабушка всю жизнь проработала на Серовских хлебозаводах, мой прадед и бабушка непродолжительное время трудились на старом хлебозаводе, даже мама в свои школьные годы помогала в его цехах при строительстве нового Хлебозавода. Можно сказать, что жизнь семьи связана с этим предприятием пищевой промышленности. (слайд 4)
Гипотеза: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Если мы узнаем как появился хлеб у человека, о его свойствах, мы поймём его ценность. (слайд 5)
Цель: изучить историю изобретения хлеба, отношение к хлебу в разные исторические периоды
Задачи:
- изучить исторический материал о изобретении хлеба и провести практическую часть,
- собрать сведения о мифологическом значении хлеба в сборник (буклет)
- понять и оценить роль хлеба в годы войны
- обобщить результаты анкетирования (слайд 6 )
Методы исследования
Аналитический метод
- Изучение материала энциклопедий
- Работа с интернет-ресурсами
- Работа с литературными источниками
Анкетирование
- Разработка содержания анкет
- Обработка результатов
Практическая часть
Опыты по восстановлению цепочки возникновения хлеба, химические реакции для изготовления продукта, кулинарные пробы. (слайд 7)
Из энциклопедии, я узнала, что хлеб появился более 15 000лет назад.(слайд 8 )
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос» .(слайд 9 )
Что сначала, это была каша из растертых, между двумя камнями зерен. Когда появился огонь, кашу из зерен попробовали высушить – так появились первые пресные лепёшки. Попробуем доказать эту научную теорию. (слайд 10)
Практическая часть:
Опыт№1.
В классе, мы попробовали на вкус несколько зерен пшеницы. Они были твердые и почти не съедобные.
Вывод№1 значит и первобытным людям такая еда не понравилась бы. (слайд 11)
Опыт№2.
Я смолола на кофемолке (вместо двух камней) зерна пшеницы, получилась мука, и мы снова её попробовали – все сказали, что это совсем не вкусно.
Вывод№2.Значит, первобытные люди, тоже не стали бы есть сырую муку. (слайд 12)
Опыт№3.
Мы добавили в муку воду, получилась каша, похожая на тесто для блинов. Мы его попробовали – есть, конечно, можно, но совсем не вкусно.
Вывод№3.Первобытные люди могли есть такую кашицу, вместо хлеба, но это было не вкусно. (слайд 13)
Опыт№4.
Я попробовала испечь такое тесто – получились пресные лепёшки. Я дала их попробовать ребятам. Они сказали, что лепешки намного вкуснее каши из муки и воды.
Вывод№4.Первобытным людям, тоже, понравились бы такие лепешки. (слайд 14)
Главный вывод: мы с ребятами на себе проверили научную теорию появления хлеба, и все с ней согласились. Хлеб появился, когда древние люди проводили разные опыты с зернами пшеницы. (слайд 15)
Хлеб на Руси
Хлебом на Руси считали не только печёный хлеб,но и зерна ржи, пшеницы, ячменя, овса, просо, рис т.д. Пекли караваи, ковриги, пряники, блины, варили квас, кисели, каши. В каждом замке и монастыре были свои мельницы и пекарни, мукомолы и хлебопёки.
«Хлеб – батюшка»- ласково называли наши предки. Хлебом – солью встречают дорогих гостей. Буханка хлеба – это настоящий осколок солнца на нашей земле. Хлеб по праву занимает одно из первых мест среди наших материальных и нравственных ценностей. (слайд 16)
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. (слайд 17)
Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр. (слайд 18-20)
Для одноклассников я провела анкетирование по теме своего проекта.
1. Как часто вы едите хлеб?
-Каждый день
-Редко
-Вообще не едите.
2. Какой хлеб вы больше любите?
-Пшеничный
-Ржаной
-Пшенично-ржаной
-Никакой не любите
3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?
-Да
-Нет
4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?
-Да
-Нет
5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?
- Выбрасывают
-Скармливают домашним животным
-Сушат сухари
-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба. (слайд 21)
Вот каковы результаты:
88процентов ребят ежедневно употребляют хлеб, а 12 – редко(слайд 22)
78 процентов ребят любят белый пшеничный хлеб, а 36 – ржаной, т.е. есть ребята, которые любят
Одинаково оба вида хлеба(слайд 23)
Все ребята отметили важность бережного отношения к хлебу(слайд 24)
100 процентов одноклассников не оставляют кусков(слайд 25)
Большинство семей нашего класса скармливают хлеб домашним животным,24 процента – сушат сухари, правда в одной семье чёрствый хлеб выбрасывается(слайд 26)
Мне всегда было интересно, как это тесто у мамы для пирожков поднимается, я попробовала замесить дрожжевое тесто, и на опыте с шариком покажу в чём секрет пышного хлеба. (слайд 27)
Что общего у воздушного шарика и пирога?
Для опыта понадобится:
1. Маленькая бутылка
2. Воздушный шарик
3. 1 пакетик разрыхлителя для теста
4. Столовый уксус (слайд 28)
Наливаем в бутылку примерно на 2 пальца уксуса. Вскрываем пакетик с разрыхлителем теста и берём шарик за горловину. Пересыпаем разрыхлитель из пакетика в шарик теперь надеваем шарик на горлышко бутылки, при этом порошок должен остаться в шарике. Пустая оболочка шарика свисает с бутылки. Приподнимаем шарик, чтобы разрыхлитель высыпался в бутылку и попал в уксус. (слайд 29)
Что произойдёт?
В бутылке начнётся мощнейшая химическая реакция. Смесь бурлит, идёт пена. А шарик надуется. Между уксусом и разрыхлителем теста происходит бурная химическая реакция. При этом в больших количествах выделяется углекислый газ (CO2), создавая в бутылке высокое давление. Газ вырывается через горлышко бутылки и попадает в шарик. Шарик будет надуваться, пока реакция не прекратится . Разрыхлитель теста- это щелочь, а уксус-кислота. В результате в тесте появляется множество пузырьков, пироги, хлеб и булочки становятся вкуснее. При выпечки в печи несколько граммов разрыхлителя вызывают химическую реакцию. Перед выпечкой сырое тесто расстаивается при комнатной температуре. Тесто продолжает подниматься в духовке. До появления разрыхлителя в тесто дрожжи.
В начале XIX в. в Германии не хватало хлеба. Знаменитый химик Юстус фон Либих рассчитал что дрожжи поедают столько муки, сколько хватило бы на хлеб для 400.000 человек. В 1833 г. ему пришло в голову добавлять в тесто натр- особую соль – вместо дрожжей. Так появился разрыхлитель для теста. С 1900 г. его начали производить промышленно. В отличие от дрожжей, он хранится очень долго. (слайд 30)
Хлеб придумали очень давно. Со временем в тесто стали добавлять яйца, соль и сахар, дрожжи – это такие маленькие грибы, которые помогают тесту, расти, и превращают простую лепешку в булку. У каждой страны появились свои рецепты. А вам интересно, какой хлеб едят в других странах?
Каждый народ внес в этот процесс свою лепту,
значит- хлеб в разных странах разный.
Посмотрим:
Хлеб в России пекли с
куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех и называли - караваем(слайд 31-32)
Это хала-хлебушек из сдобного теста, заплетенного в косичку. Его готовят в Израиле евреи. Кушают они его только в субботу. У них по субботам специальный праздник - Шаббат называется . Хала-праздничное блюдо. А еще у евреев есть древняя традиция отделять от теста маленький кусочек и сжигать его, как жертву богу. (слайд 33)
А это Симит -турецкий бублик. Он похож на наш бублик, только хрустящий и более тонкий. Купить симитку можно прямо на улице у продавца, который возит свой товар по городу на тележке или, еще проще, на подносе, водруженном на голове. Продавца обычно сопровождает стайка воробьев, которые склевывают рассыпанные кунжутные зерна. Турецкий бублик симит прекрасно утоляет чувство голода и полезней любого сникерса. (слайд 34)
Это лаваш- кавказский хлеб Он бывает разный по форме: пухленький, или тонкий как бумага. В него можно завернуть сыр зелень тонкие кусочки мяса. А мне, он напоминает мамины блины, только лаваш больше и не такой мягкий. (слайд 35)
Это фокачча - итальянская булка. Главное в ней – ароматные травы (чаще всего базилик), оливковое масло и пресное дрожжевое тесто. Пресное, значит, без соли. Из такого же теста, кстати, готовят мою любимую пиццу. (слайд 36)
Это лангош -национальный хлеб всего Балканского полуострова, лепешка обжаренная в кипящем масле, приготовленная из дрожжевого теста. Кушают его с чесночным соусом, сметаной, сыром. (слайд 37)
Это бриошь -сладкая французская булка. Бриошь готовится из самого нежного теста. Такие булочки подают к чаю, обязательно свежими, только из духовки, тогда они особенно вкусные. (слайд 38)
ПУМПЕРНИКЕЛЬ -хлебушек из Германии.
Название забавное, не так ли? Можно подумать, что это пирожное или сладкий пудинг. На самом деле это хлеб из ржаной муки грубого помола. Чтобы его приготовить, зерна ржи долго вымачивают в специальном растворе, а сам хлеб пекут не менее суток. Зато хранить его можно потом несколько месяцев. Рецепт пумперникеля придумали пекари из городка Зост в германской области Вестфалия. Говорят, там до сих пор работает пекарня, в которой готовят такой хлеб с 1580 года. (слайд 39)
Рейкялейпя -финский хлеб. Для хлеба в разных странах мира используют разнообразную форму – круглую, овальную, прямоугольную. А вот жители Суоми придумали нечто совсем не обычное. Красивое финское слово рейкялейпя в переводе означает круглый хлеб с дыркой посредине. Разница с бубликом – тесто у него ржаное, а дырка маленькая. В старину такой хлеб хранили надетым на шест, который подвешивали под крышей. «Дырявый» хлеб ели, да и сейчас едят, с маслом, запивая его холодным молоком. (слайд 40)
Я научилась использовать несвежий хлеб для приготовления гренок с чесноком из ржаного и с яйцами – из белого хлеба. Предлагаю вам их попробовать. А вот рецепты от меня:
1.Гренки с чесноком ,готовятся они очень просто нужно взять черствый черный хлеб и разрезать на небольшие ломтики: когда сковорода нагреется, в нее надо налить масло, положить в него хлебушек, обжарить со всех сторон, когда хлебушек станет золотисто-коричневым, его надо снять со сковороды,
а вот и чесночок, чесноком надо натереть гренки.
Кушать такие гренки можно с и с чаем, и с супом, и просто так. В общем ,приятного Вам аппетита!!!
2.А вот еще один рецепт: Гренки из белого хлеба. Я их приготовлю из батона, мама купила его вчера, а сегодня он уже не такой вкусный и мягкий. Смотрите, как у черствого батона появится вторая жизнь:
яйцо разбиваем в мисочку, хорошенько размешиваем, обмакиваем в него кусочки хлеба, и кладем их на сковороду с горячим маслом, обжариваем со всех сторон,
гренки из белого хлеба готовы. (слайд 41)
Я была в пекарне и представляю процесс. Но мне бы очень хотелось побывать на Хлебозаводе. (слайд 42)
Мы точно знаем, что хлеб надо беречь и уважать.
Надо только придумать, как дольше сохранить хлеб, ведь не всегда получается съесть сразу свежую буханку. В одном из музеев, словно бесценное сокровище, хранится ломтик хлеба, которому...6 тысяч лет!
Ученые нашли его на дне озера .Когда-то, очень давно, он попал в густой и ,со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Но этот способ нам не подходит, ведь каменный хлеб нам не по зубам, да и ил со дна озера не так просто добыть! (слайд 43)
Попробовала 3 способа хранения хлеба:
в хлебнице, в целлофановом пакете, и в холодильнике.
1.В хлебнице хлеб остается свежим достаточно долго 1-2 дня. Но белый хлеб следует хранить отдельно от черного, иначе его вкус портится.
2.В целлофановом пакете, но, по моим наблюдениям, хлеб задыхается и теряет все вкусовые качества.
3.В холодильнике хлеб остается свежим дольше всего, не теряя вкуса.
Еще один очень хороший совет дала нам моя бабушка: "Черствый хлеб легко снова сделать мягким и вкусным. Для этого достаточно перед подачей на стол поместить его на несколько минут в горячую духовку или в микроволновку.
Разогретый хлеб следует, есть в течение 2-3 часов, иначе он снова становится черствым."
А лучше всего покупать столько хлеба сколько ваша семья сможет скушать за один день! (слайд 44)
Выводы:
Проведённая практическая работа показала наглядно процесс возникновения хлеба
Опрос одноклассников доказал важность хлеба в жизни и необходимость бережного к нему отношению.
Я научилась самостоятельно готовить гренки, используя чёрствый хлеб.
Обогатила свой кругозор, узнав много нового и интересного о хлебе.
Моя гипотеза подтвердилась, знания помогают менять мнение, убеждать, поэтому обойтись без хлеба нельзя, он ценен. Мы должны бережно относиться к продукту стольких человеческих рук, недаром о нём такое количество пословиц, и, даже поэты, в своих произведениях восхищаются им. (слайд 45)
Сроки работы над проектом: от 1 до 2 месяцев.
План работы над проектом.
1.Работа с источниками информации.
2.Проведение практической работы с одноклассниками.
3.Составление и проведение анкеты по теме.
4.Анализ результатов анкетирования.
5.Сбор материала в текстовый документ.
6.Составление презентации для защиты проекта.
7.Составление буклета с интересными фактами по теме проекта.
8.Выступление. Защита проекта.
9.Анализ своей работы.
Целевая аудитория: учащиеся 4-7 классов.
Продукт проекта: буклет, презентация и тосты для защиты проекта.
Презентация к защите: Хлеб и жизнь
Рекомендуем посмотреть:
Творческий проект для 5 класса: Живые легенды
Исследовательская работа о домашнем питомце, 5 класс
Проект для 5 класса. Легенды о цветах
Исследовательский проект, 5 класс. О монетах серии «Древние города России»
Похожие статьи:
Метод проектов и его место в современной методике