Учимся играть в шашки с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя ДОУ
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.
Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться.
Игра шашки – это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она, как известно, связывает все возрастные категории.
Шашки – незаменимый «тренажер» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Эта игра развивает у детей смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход, воспитывает усидчивость и пространственное воображение.
Мне очень хотелось помочь детям овладеть основами шашечной игры, завлечь красотой комбинационных приемов. Расширить кругозор относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки.
Опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их развитие, расширяют интересы ребят. Укрепляют и развивают лучшие качества характера. Эта игра помогает установить положительные отношения со сверстниками, именно в игре дети учатся действовать в соответствии с правилами, сопереживать друг другу, достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Свою идею по приобщению детей игре в шашки я начала воплощать с подбора литературы о шашках и составления перспективного планирования.
Много информации почерпнула из интернета.(история возникновения шашек, разновидностей их, занимательный материал). Использовала конспекты, которые напечатаны в журнале «здоровье дошкольника» за 2009 год №2-3 .
Выигрышные стратегии игры в шашки
Ситуация №1: Поддавки — это ловушки для соперника в начале партии. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы специально жертвовать свои фигуры противнику для осуществления в дальнейших ходах выигрышных комбинаций.
Ситуация №2: Заход в «любки»: ситуация, в которой одна шашка оказывается между двумя шашками соперника с возможностью взятия одной из них в следующем ходе.
Ситуация №3: Продвижение в Дамки. Суть стратегии — как можно быстрее прорваться и сделать из простой шашки Дамку.
Ситуация №4: Блокирование противника – это ситуация, при которой игрок мог бы сделать ход, и клетки заняты шашками противника. Также ситуацией блокирования называется угроза потери шашки при следующем ходе, по причине соответствующего расположения фишек противника.
Основные принципы игры:
Совет 1. В процессе игры старайтесь пройти своими шашками в дамки и не позволяйте сделать этого сопернику.
Дамка является очень грозным оружием, ее сила заключена в дальнобойных возможностях, а также в умении двигаться в любом направлении (по диагоналям доски). Даже одинокая дамка может без труда преградить путь целой группе шашек соперника.
Совет 2. Старайтесь добиться того, чтобы шашек соперника становилось меньше, чем ваших.
Совет также очевидный, но как им воспользоваться? Надо заставить соперника отдавать свои шашки или же самому сбивать шашки соперника. Сделать это можно с помощью различных приемов.
Совет 3. Занимайте своими шашками центральные поля доски.
Шашка, расположенная на поле у края доски (бортовом поле), имеет меньшую силу, чем шашка, занявшая одно из полей в центре доски.
При выполнении этого совета следует действовать осторожно, обеспечивая своим центральным шашкам достаточную защиту в случае возможной атаки на них шашек соперника.
Совет 4. Старайтесь определить, что в ответ может предпринять соперник, и какие будут последствия.
Совет 5. Пытайтесь постоянно продумывать свои действия на несколько ходов вперед.
Это, так называемый, расчет позиции. Чем Ваш расчет глубже и точнее, тем больше возможностей переиграть своего соперника.
На начало учебного года в к подготовительной группе играющих детей в шашки насчитывалось 5- 7 человек, а к концу года уже 90% детей в группе с интересом играли в шашки.
Итогом работы в этом направлении и стал шашечный турнир.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир по шашкам в детском саду. Сценарий